К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фирсова, Е. В. К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики / Е. В. Фирсова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 251-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1321/ (дата обращения: 16.12.2024).

Переход к информационному обществу влечет за собой радикальные изменения в сфере образования. Несмотря на повсеместное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), главным для современного преподавателя остается владение педагогической теорией и понимание проблем, которые она ставит перед ним.

К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Рассмотрим трактовки разных авторов самого понятия педагогика:

  • отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности [14];

  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

  • наука о воспитании и обучении (С.И. Ожегов);

  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);

  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

  • наука об образовании (воспитании и обучении) человека, формировании и развитии его личностных качеств в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. Выявляет закономерности образования, обосновывает его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты в контексте общественного и индивидуально-личностного развития [7, с. 542].

Педагогика в качестве своего объекта рассматривает систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Предмет педагогики есть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества – педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех социальных вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил (Г.Б. Корнетов) [10, с.140-141]. Основная задача – ­­создание условий, способствующих развитию у человека твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе.

Постиндустриальное общество, в отличие от индуст­риального общества конца XIX – середины XX века, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать ре­шения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при тра­диционном подходе к образованию, традиционных средствах обу­чения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности [6, с.14-15]:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных зна­ний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнооб­разных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

  • широтою общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

  • свободного доступа к необходимой информации в информа­ционных центрах не только своей школы, но и в научных, куль­турных, информационных центрах всего мира с целью формиро­вания собственного независимого, но аргументированного мне­ния по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;

  • постоянного испытания своих интеллектуальных, физичес­ких, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Другими словами, учебное заведение должно создать условия для форми­рования личности, обладающей качествами, о которых говори­лось выше, а это требует комплексных усилий не только шко­лы, но и всего общества. Процесс обучения современного челове­ка становится не­прерывным (школа – колледж – вуз). Система непрерывного образования — насущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обу­чении, но и в дистанционном, на основе современных ИКТ. В качестве источников информации все шире используются электронные средства (СО, DVD-диски, ресурсы Интернета). Естественно, это требует значительных материальных затрат для учебного заведения, но дело педагогов главное — искать и находить пути педагогического решения назревших про­блем образования.

Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффек­тивно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответ­ствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. В этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические технологии и ИКТ. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только ши­рокое внедрение новых педагогических технологий позволит из­менить саму парадигму образования и только новые ИКТ позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Выделим основные педагогические цели использования ИКТ.

1. Развитие личности обучаемого [9, с.51-52]: подготовки его к несостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа современного об­щества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации [5, с. 20]: Общество заинтересовано в том, чтобы система общего об­разования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информацион­ных и коммуникационных технологий, а система професси­онального образования обеспечивала подготовку професси­ональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса [9, с.52]:

  • повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

  • углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе ИКТ и создания соответствующей информационно-образовательной среды (ИОС).

Рассмотрим различные точки зрения на содержание понятия ИОС [2]:

1) под ИОС понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса (О.А. Ильченко);

2) информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е.И.Ракитина);

3) информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О.И.Соколова).

Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как ИОС. Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это – педагогическая система нового уровня. Автор разделяет следующее видение понятия ИОС. ИОС – это «педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента» [2, с. 158].

Учебный процесс, протекающий по классической схеме очного обучения, и процесс, проходящий, например, при электронном обучении, описываются одной теоретической моделью. Если рассматривать его в разных образовательных системах, то можно увидеть, что педагогические процессы каждой из них характеризуются одними и теми же элементами: для чего учат (цель), чему учат (содержание), кто учит (обучающие), кого учат (обучающиеся), с помощью чего учат (средства), каким образом (методы) и в каких условиях (формы). Теоретическое ядро всей ИОС составляет именно педагогическая система, поэтому можно говорить о новом направлении педагогической науки, которое условно назвали «электронной педагогикой» [3] или «Э-педагогикой». Ее предметом является педагогическая система от­крытого образования. В педагогической системе откры­того образования количество элементов педагогической системы соответствует канонической педагогической системе, но содержание элементов существенно меняется.

Также уже сегодня можно утверждать, что электронная педагогика — это не отдельная новая отрасль, а она присутствует в каждой из общепринятых отраслях педагогики (дошкольной педагогике, педагогике школы, производственной, военной, исправительно-трудовой, социальной и коррекционной педагогике). Каждая из этих отраслей эволюционно переходят в электронную педагогику.

Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности. Образование начинает отставать от темпов изменения жизни, и с ним надо что-то делать. Возникающие проблемы надо формулировать и решать на научной основе. Потребность в новой педагогике уже давно ощущалась научно-педагогической общественностью и на это обращали внимание А.А. Андреев, А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д. Шадриков, С.А. Щенников и другие специалисты в этой области. Солдаткин Василий Иванович, д.ф.наук, профессор, первый вице-президент Московского технологического института «ВТУ», является основателем научной школы «Электронная педагогика». Проблемами педагогики в современных ИОС активно занимается д.п.н., профессор Андреев Александр Александрович. Большое количество очных и дистанционных конференций, семинаров, посвящённых применению ИКТ в образовании, говорит об актуальности и востребованности этого направления в научно-педагогическом сообществе.

Формирование электронной педагогики связывают с формированием и развитием свободной личности. В развитии талантов личности, в развитии сущности науки и посвящения в тайны бытия личности, решения проблем реальности должна видеть педагогика свою задачу.

Предметом традиционной педагогики является педагогическая система, ее исследование, проекти­рование и разработка. Предметом электронной педагогики является пе­дагогическая система как ИОС ново­го типа. Элементы педагогической системы фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

В электронной педагогике сохраняются принципы, которые традиционно лелеет классическая педагогика: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., но также добавились новые: индивидуализация, интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняется перечень и содержание метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический и валеологический [3].

Очень важно сформировать совокупность проблем электронной педагогики, которые в своей основе схожи проблемам традиционной педагогики, но имеют свои особенности. Эти проблемы надо решать вместе, иначе придется перерабатывать уже созданные ИОС или, что хуже, создавать все заново.

Перечислим эти проблемы и постараемся их прокомментировать.

  1. Проблема отсутствия теории обучения в современных ИОС, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.

Ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в ИОС. Существующие попытки строить компьютерное обучение или Интернет-обучение в соответствии с традиционной методологией обучения оказались малоэффективными.

Неудовлетворительное состояние разработки понятийных, терминологических проблем электронной педагогики подтверждает хотя бы частный пример многозначного понятия одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в ИОС, а именно: электронный учебник, компьютерный учебник или компьютеризированный учебник, виртуальный учебник и т.д. В конце концов, всю эту совокупность средств обучения назвали "электронные издания учебного назначения". Но и это понятие не является установившимся, признанным.

В соответствие с ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» учебное электронное издание - это «электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения» [1].

В отличие от печатного учебного издания для его использования необходимы средства вычислительной техники. К электронные учебным изданиям относятся: электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные тренажеры и лабораторные работы, электронные базы данных учебного назначения, электронные системы контроля знаний.

На сегодня понятийный аппарат явно расширился. Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, тьютор, вебинары и др. Появился богатый опыт электронного обучения и его нужно обобщить и разработать теоретические основы, которые помогут совершенствовать практику.

  1. Проблема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных ИОС и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.

Проблемой является, например, определение пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна решаться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК (учебнике, учебном пособии и т.д.). Решение данной проблемы связано также с проблемами стандартизации в образовании, с применением соответствующих средств и методов.

В методическом плане электронные учебники существенно отличаются от учебников, предназначенных для сопровождения очного процесса. Электронный учебник как средство, ориентированное на самостоятельное изучение материала студентом, должен содержать не только учебный материал, но и предвидеть возникающие в процессе усвоения материала затруднения, уметь диагностировать их возникновение и проводить своевременную коррекцию с использование, например, тестов по самопроверке.

Наиболее продвинутыми в области формирования УМК, который может быть рекомендован при обучении в ИОС и с успехом применяться при разных формах обучения, являются Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Евразийский открытый институт (ЕАОИ).

  1. Проблемы оптимизация психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.

Учебная информация, расположенная в различных элементах УМК, может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемообраза, видеоряда и т.д., или в их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и валеологические требования.

Эта проблема связана с психолого-лингвистическими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера, с пониманием и учетом психологических характеристик пользователей в системе дистанционного обучения. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др.

  1. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.

Обычно получается так, что на начальном этапе внедрения электронного обучения, руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе к ИСО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в локальную сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, думая при этом, что учебный процесс развернется сам собой. Но здесь требуется учитывать все элементы педагогической системы. Таким образом, решение этой проблемы включает в себя подготовку участников образовательного процесса, как в области средств ИКТ, так и педагогики современных ИОС.

Ошибочно полагать, что знание и умение преподавателя использовать возможности средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе. Преподаватель должен иметь представление, в какой ИОС ему предстоит работать; как готовить учебно-методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности среды; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, – какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права.

Студентов также надо готовить к тому, чтобы обучаться в ИОС. В ИОС им надо будет научиться учиться. Чтобы обучаться в ИОС надо, как минимум, иметь доступ к техническим средствам ИКТ и обладать информационной культурой, которая может рассматриваться как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества.

По этим направлениям должны быть разработаны и исследованы модели преподавателя и студента, адекватные их функционированию в современных ИОС, а на их базе - учебные программы и планы. Прототипом таких действий могут служить следующие шаги в направлении переподготовки преподавателей высшей школы, которые сделаны в МЭСИ и ЕАОИ: 1) обучение ППС по курсу «Преподаватель в среде e-learning»; 2) внесение в учебные планы всех специальностей дисциплины «Студент в среде e-learning».

  1. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.

Воспитание считают достаточно часто основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий [1, c.190]: 1) воздействие на человека социального строя и окружающей действительности; 2) передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта; 3) учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении в целом; 4) специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов; 5) формирование отдельных качеств. Такое положение с неопределенным обозначением границ предмета педагогики (которая считается все же наукой о воспитании) является одной из причин развившегося в ней кризиса.

Чаще всего в педагогической литературе не указывается, о каком из значений термина "воспитание" идет речь, т.к. считается, что это значение легко определяется из контекста. Это допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного направления, педагогики в целом.

Приняв в качестве основы определение, что воспитание в высшей школе является специальной работой сотрудников вуза, направленной на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием, можно представить и объем работы в этом направлении, даже в традиционном вузе при очной форме обучения. Мало, к сожалению, работ, где определяется, что надо делать со студентами в виртуальных вузах части воспитательной работы.

Нет сомнения в том, что в современной ИОС можно обеспечить студентов требуемыми объемами знаний и умений. Но обучение в сети Интернет - это по большей степени самостоятельная работа в отрыве от обычного человеческого общения, что накладывает отпечаток на личность в целом.

  1. Валеологические проблемы.

Валеология рассматривается как наука о здоровье, о здоровом человеке. В системах социальных ценностей и приоритетов любого общества здоровье человека занимает важное место. Будучи одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально-экономического благополучия страны, здоровье является мощным социальным, оборонным, культурным и духовным потенциалом любого общества. Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком, трудовых, психических и биологических функций.

В настоящее время разработка теории здорового образа жизни является неотъемлемой частью теории здоровья. Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности, регулируемых ими, и укрепляющая адаптивные возможности организма. При электронном обучении проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для решения.

7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.

Актуальность и важность этого блока проблем очевидна, т.к. его решение позволит провозгласить о том, что стоило ли решать все остальные проблемы.

Предложенный перечень основных психолого-педагогических проблем ни в коей мере нельзя, естественно, считать исчерпывающим. Стремительно развивающиеся ИКТ, быстрый рост числа услуг и возможностей, предоставляемых Интернет, практически ежедневное появление новых программных продуктов, используемых в обучении, постоянно ставят перед педагогами и психологами новые вопросы.

В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с точки зрения А.А. Андреева [4], на сегодняшний день.

1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе терминологического аппарата.

2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.

3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).

4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной ИОС

5. Подготовка студентов и преподавателей к эффективному овладению технологией электронного обучения.

6. Валеология электронного обучения и Интернет-безопасность.

7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.

8. Обеспечение качества электронного обучения и его оценка.

9. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения.

10. Исследование организационных форм обучения, поиск их оптимального сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.

Также к перечисленным проблемам можно добавить и следующие:

  • проблемы использования старых методов обучения при новых технологиях;

  • трудности при совмещении природных потребностей человека в общении с новыми технологиями, в связи с чем преподавателям надо прилагать очень много усилий, для того, чтобы электронный курс и его составляющие имели "человеческий облик";

  • многие электронные курсы разработаны таким образом, что они могут преподаваться только одним учебным заведением или только одним преподавателем - если преподаватель уходит из университета, то его курс необходимо практически полностью переделывать, что ведёт к новым затратам и потерям времени;

  • проблемы «живого» общения, т.к. удалённый студент, обучаясь только по средствам ИКТ, не получает возможности наработать те необходимые навыки, которые он мог бы нарабатывать на лекциях и семинарах;

  • недостаток профессионализма при разработке учебных электронных материалов и необходимость специальной подготовки преподавателей для работы с новыми технологиями, т.к. далеко не все преподаватели университета в состоянии самостоятельно осваивать новые образовательные ИКТ, и без специального обучения преподаватели разрабатывают курсы неудовлетворительного качества;

  • отсутствие систем поощрения за участие в улучшении качества процесса образования, хотя преподаватели прилагают достаточно много усилий к освоению новых принципов преподавания с ИКТ, но не все учебные заведения мотивируют это.

Многие из этих проблем уже решаются в МЭСИ и ЕАОИ.

Особенность МЭСИ состоит в том, что он, позиционируя себя как электронный университет, в учебном процессе использует классические методы и методики в тесной связке с самыми современными образовательными ИКТ. МЭСИ широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами как инициатор и участник широкомасштабного эксперимента по дистанционному обучению. Именно в МЭСИ разработаны основные подходы к реализации принципов электронного обучения. МЭСИ, опираясь на мировой опыт, внедряет и использует в учебном процессе современные ИКТ, которые помогают легче усваивать материал, получать дополнительные навыки и развивать компетенции.

 Очень важно, что в МЭСИ разрабатываются и постоянно совершенствуются не только методики применения электронного обучения, но и сами УМК [12]. В их состав входят: руководство по изучению курса, электронный учебник, дополнительные материалы и ссылки на публикации (российские и зарубежные) в электронной библиотеке МЭСИ, сборники практических заданий, практикумы и тестовые задания.

 Электронные УМК, благодаря тому, что их обновление осуществляется преподавателем не реже 1 раза в год, гарантируют студенту получение только актуальной информации. Ведь традиционные учебники на бумажных носителях из-за сложностей с их переизданием не могут быстро и гибко реагировать, например, на изменения в законодательстве, новые технологии, результаты научных исследований и на передовой мировой опыт. Именно благодаря использованию в учебном процессе электронных УМК, выпускники МЭСИ являются носителями актуальных знаний, владеют навыками работы с самыми современными прикладными пакетами программ, в результате уверенно чувствуют себя на рынке труда.

МЭСИ и ЕАОИ реализуют совместную программу электронного обучения
в рамках консорциума "Электронный университет", поэтому очень многое из того, что используется в МЭСИ, есть и в ЕАОИ. ЕАОИ разработал собственную ИОС - «Глобальную электронную среду обучения» (ГЭСО) [11]. В системе дистанционного обучения ЕАОИ у студента есть персональная страница для полноценного образовательного процесса – «личный кабинет». В нем расположены все необходимые учебные материалы: электронные учебники, презентации MS PowerPoint, flash-компоненты, видео-лекции преподавателей, ссылки на интернет-ресурсы. Также в программе находятся форумы преподавателей, wiki-страницы, библиотеки, персональное хранилище файлов, модуль для видеоконференций и вебинаров. Процесс обучения управляется и контролируется с помощью учебного плана, электронного расписания и электронной зачетной книжки.

В любой момент времени студенты могут зайти в ГЭСО, посмотреть видеолекции, изучить электронные учебные пособия, получить консультацию преподавателя, пообщаться с одногруппниками. Более того, постоянное подключение к Интернет совсем не обязательно: все материалы скачиваются на компьютер, ноутбук или смартфон. Преподаватели ЕАОИ являются сертифицированными специалистами по преподаванию в электронной среде и регулярно повышают квалификацию. Все студенты, прежде чем приступить к обучению, проходят видеокурс «Студент в среде e-learning», который знакомит их со всеми возможностями системы дистанционного обучения, поэтому человек с любым уровнем компьютерной грамотности может с успехом учиться с помощью электронного обучения и, соответственно, параллельно растет его уровень компьютерной грамотности. Также для студентов работает служба технической поддержки, которая помогает разобраться с любой ситуацией.

Все чаще различные образовательные учреждения используют в обучении информационные ресурсы, электронные учебники, Интернет-библиотеки. В школах внедряются электронные журналы. Российская школа постепенно переходит к новой организации образования на основе ИКТ. Это требует от современного педагога новых знаний и умений. Он должен уметь обеспечить гибкое индивидуальное обучение и воспитание, развить креативные способности учащихся и научить их «учиться самостоятельно»: искать нужную информацию, «добывать» необходимые знания. Все эти качества сегодня очень ценятся работодателями. Но для того, чтобы вести обучение таких специалистов, сам педагог вначале должен овладеть принципиально новыми средствами и методами организации учебно-воспитательного процесса. Сделать это можно в МЭСИ – на профиле «Электронная педагогика». В университете реализуется качественно иная по форме и содержанию подготовка педагога будущего.

Объективный процесс информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а это, в свою очередь, закономерно приводит к необходимости разработки электронной педагогики, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, новые виды учебных занятий и т.д. Сформулированные проблемы являются своеобразным планом действий при становлении ИОС и развитии системы открытого образования. Это - динамический перечень проблем, который постоянно меняется и расширяется, как численно, так и качественно.

Есть уверенность, что решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень.


Литература:
  1. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»

  2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: ММИЭИФП, 2003.

  3. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002.

  4. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. – № 11. 2011. – С. 113-117.

  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. – М.: Дрофа, 2008. – 312с.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: «Академия», 2009. –272с.

  7. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С. А. Щенников, А. Г. Теслинов и др. – М.: Дрофа, 2006. –591c.

  8. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. редактор В. И.Солдаткин. – М: Высшая школа, 2003. –792 с.

  9. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации).– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. –280с.

  10. Ширшов Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия / под ред. Т. С. Буториной. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 256с.

  11. Дистанционное образование в вопросах и ответах URL:http://eoi.ru/about/press-center/publication (дата обращения 12.11.2011).

  12. МЭСИ: Организация учебного процесса URL: http://vpo-temp.pk.mesi.ru (дата обращения 10.11.2011).

  13. Педагогика в современных информационно-образовательных средах URL: http://www.gdenet.ru/bibl/education/communications/5.1.html (дата обращения 01.11.2011).

  14. Российская педагогическая энциклопедия URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (дата обращения 11.11.2011).

Основные термины (генерируются автоматически): электронная педагогика, электронное обучение, педагогическая система, проблема, учебный процесс, учебный материал, дистанционное обучение, ИКТ, информационное общество, обучение.