Библиографическое описание:

Бабаева Э. С. К проблеме моделирования программ неформального и информального образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 10-12.

Моделирование – это и способ создания моделей, и метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. В последние десятилетия моделирование выступает одним из главных методов исследования. Его применяют в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний.

В педагогике моделирование имеет не только познавательную, но и неразрывно связанную с ней формирующую функцию. Сама же модель является не только инструментом познания, но и прообразом новых состояний моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности.

В педагогике на идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования – как теоретический, так и экспериментальный.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил тот факт, что для успешной подготовки, например, родителей к выполнению родительских функций, необходимо разработать модель такой подготовки и выявить условия реализации созданной модели. Данные предпосылки, а также реально существующая необходимость подготовки родителей к такому виду деятельности, позволили нам разработать эффективную модель их подготовки к родительству в пространстве «Регионального центра неформального образования».

Потребность в разработке модели неформального (в интеграции с информальным) образования выросла из анализа образовательных потребностей населения и рефлексии собственного научно-педагогического и родительского опыта.

Обратившись к этимологии понятия «модель», мы выяснили, что это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Как правило, непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера, поэтому многие процессы или явления можно исследовать на основе разработки вариантов модели.

Принято условно подразделять модели на три вида:

– физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);

– вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала)

– логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).

Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы ее построения – наглядность, определенность, объективность, эффективность и др., которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.

Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с необходимостью решения конкретных психолого-педагогических задач.

Достаточно широко применяется моделирование любого, в том числе учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной (и любой другой) информации в наглядной форме и в расчете на образные ассоциации с помощью мнемонических правил.

Например, обучающая модель имеет свои разновидности. Так, семиотическая обучающая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающей переработку знаковой информации.

Имитационные обучающие модели предполагают выход обучаемого и обучающегося за рамки собственно текстов путем соотнесения информации из них с ситуациями настоящей и будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса. Результатом законченного педагогического исследования по созданию системы моделей, как правило, является ее педагогический реальный или виртуальный образ.

В педагогике создание моделей имеет не только познавательную, но и неразрывно связанную с ней формирующую функцию. Сама же модель является не только инструментом познания, но и прообразом новых состояний моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности.

На основе теоретико-методологического анализа исследований в области неформального образования взрослого населения и психолого-педагогической поддержки, сопровождающей такую форму образования, была разработана модель интегрированной трехуровневой (по годам воспитания) программы для родителей в первые годы воспитания ребенка, которая сочетала в себе последовательное обучение родителей выполнению родительских функций и их психологическую поддержку на различных этапах выполнения данных функций.

Модель разработанной программа включала в себя следующие модули: целевой, образовательный, психологический, диагностический и результативный.

Целевой модуль программы представлял собой совокупность цели (формирование родительской компетентности) и задач (неформальное образование родителей и их психологическую поддержку в процессе образования и выполнения родительских функций) образовательной программы.

Содержательный модуль программы включал в себя содержание программы (анатомо-физиологические, гигиенические, эколого-валеологические, медицинские, психолого-педагогические и др. основы развития и воспитания ребенка на 1-ом, 2-ом и 3-м году жизни), разбитое на три раздела по годам реализации программы.

Психологический (модуль) программы включал в себя планомерную (циклическую) индивидуальную и групповую работу педагога-психолога с родителями, отличающимися своими уровнями тревожности и неуверенности. А также, при необходимости, проводил спонтанную (ациклическую) психолого-педагогическую работу при возникновении необходимости, или по запросам самих родителей.

В процессе нашего исследования и реализации образовательной программы психологическая поддержка родителей в процессе обучения выполнению ими родительских функций включала в себя такие мероприятия, как:

1) психолого-педагогическая диагностика (оказание помощи родителям через сообщение ему объективной психологической информации [1]. Психологическая диагностика дает информацию об индивидуально-психических особенностях личности и потребности личности в психологической поддержке);

2) психологическая коррекция (снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности формирования родительских компетентностей). Г.С. Абрамова, Б.Д. Карвасарский, И.М. Каманов, А.А. Осипова и др. определяют психокоррекцию как активное психолого-педагогическое взаимодействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии с помощью специальных средств психологического воздействия.

В контексте нашего исследования интересно определение В. Кагана, который определяет психологическую коррекцию как «психологическую помощь, которая в отличие от психотерапии и психологического консультирования, направлена на оптимизацию отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение» [2, с.659].

3) психолого-педагогическое просвещение (повышение психологической культуры родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам) [4].

4) психологическое консультирование (оказание профессиональной помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию);

5) психологический тренинг [3].

По мнению авторов, психологический тренинг включает разнообразные формы и методы психологического и социально-психологического воздействия с целью развития у индивидов способностей к более эффективному социальному функционированию, а также повышения их психологической культуры и социально-психологической компетентности как субъектов отношения).

Диагностический модуль программы включал в себя оценку родительской компетентности (уровень знаний, умений, навыков и опыта выполнения родительских функций на каждом этапе реализации образовательной программы) и психологического состояния родителей в начале, в ходе и в конце эксперимента по реализации программы.

Результативный модуль программы предполагал:

1) оценку родительской компетентности (наличие знаний, умений, навыков и опыта выполнения родительских функций в первые годы воспитания ребенка);

2) психологического состояния родителей (в диадах чувств: неуверенность↔уверенность и тревожность↔спокойствие);

3) уровни сформированности родительской компетентности и проявления психологического состояния родителей (была принята трех уровневая шкала показателей: низкий, средний, высокий) по завершению образовательной программы.

Таким образом, разработанная модель обладает качествами, позволяющими проверять ее параметры и применять в других учреждениях неформального и формального образования, другими субъектами образовательного процесса. Описанная модель была внедрена в практику подготовки родителей к эффективному родительству в «Региональном центре неформального образования».


Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 368 с.

  2. Алексеева А.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психологической помощи. – М.: НИИ семьи, 1998.

  3. Ковалев Г.А., Коряк Н.М., Петровская Л.А. Проблемы активного социального обучения / Вопросы психологии. - 1982. - № 5.

  4. Нетбаева С.В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. – 342 с.

Основные термины (генерируются автоматически): неформального образования, родительских функций, неформального образования детей, неформального общекультурного образования, выполнения родительских функций, форм неформального образования, родительской компетентности, Разновозрастные практики неформального, практики неформального общекультурного, вариативных форм неформального, модуль программы, образовательной программы, детско-юношеской спортивной школы, выполнению родительских функций, неформального образования», информального образования, Похожая статья, состояний моделируемого объекта, психологического состояния родителей, неформального образования взрослого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос