Библиографическое описание:

Асецкая Н. Б. Применение метода проекта на уроках информатики, направленное на формирование патриотического воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 9-11.



В статье рассматривается применение метода проекта на уроках информатики в ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» в 5классах направленное на формирование патриотического воспитания кадет, которое всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Рис. 1. Работа над проектом

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходима работа в различных направлениях, результаты которой обобщаются и объединяются в одно целое.

По уже сложившейся традиции, в преддверии Дня победы в России проводится акция «Письмо ветерану». Акция направлена на воспитание подрастающего поколения с целью закрепления основ патриотизма, воспитание гордости за Родину за подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны. Особенно важно, чтобы не утрачивалась связь поколений — поколений победителей и их правнуков, ради которых они сражались до победного конца.

Такой проект, направленный на патриотическое воспитание можно реализовать на уроках «Информатика и ИКТ» в 5 классах при изучении графического редактора, с применением метода проектов, который очень востребован в педагогической практике. Применение метода проекта очень актуально так как он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а так же работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов кадета.

Проект «Письмо ветерану» был выбран не случайно: с одной стороны — изучение графики, с другой — творчество, с третьей — патриотическое воспитание, и как результат — получение конечного продукта, само письмо. Проект «Письмо ветерану» — это комплексная работа, позволяющая оценить навыки работы в графической среде, в операционной системе WINDOWS, с файлами, с объектами.

Основные подходы иэтапы реализации проекта

Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Проект «Письмо ветерану» рассчитан на 6 занятий:

1 этап Подготовительный:

1 урок Знакомство с возможностями графического редактора Paint.

2 урок Знакомство кадет с историей создания писем, моделирование заготовки письма в графическом редакторе.

2 этап Практический:

3 урок Создание письма ветерану.

4 урок Создание письма ветерану.

3 этап Реализация проекта:

5 урок Распечатка готового продукта, создание письменной творческой работы.

4 этап Заключительный:

6 урок Конкурс работ.

Применяется системно-деятельностное обучение, создаются условия для познавательной активности учащихся. При этом используются четыре типа урочных занятий:

На подготовительном этапе используется урок открытия новых знаний, на котором происходит расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов и формирование у кадет умения реализации новых способов действия. На этом уроке определяется тема проекта, выявляется проблема, обоснуется актуальность и выбор темы. Ставятся цели, выдвигаются задачи проекта, объясняется интерфейс графического редактора Paint, показываются возможности и средства работы в данной программе. Происходит первое практическое знакомство с редактором, даются задания для первичного закрепления материала.

На втором этапе применяется уроки отработки умений и рефлексии, которые проводятся с применением метода проекта. На таких уроках предполагается высокая степень самостоятельности кадет в выполнении проекта. Кадеты занимаются поиском материала, в ходе процесса подбирают, копируют тематические изображения, обрабатывают тексты, создают рисунки, моделирует само письмо в графическом редакторе Paint и т. д. Самостоятельная деятельность кадет и творческий подход предполагается на каждом этапе реализации проекта — начиная от моделирования листа, на котором будет создаваться письмо-треугольник, подбор материала, текста, рисунков, до конечного результата в виде письма ветерану.

На третьем этапе проекта применяетсяурок общеметодологической направленности, на котором происходит формирование у кадет способностей к структурированию и систематизации знаний, связывающих изучение всей темы в единую систему.

Рис. 2. Письма ветеранам

Четвертый заключительном этапе проходит в виде конкурса, на котором проходит защита проекта. На этом уроке кадеты презентуют свой проект в целом. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Важность публичного выступления для пятиклассников состоит в самореализации, само актуализации, развития коммуникативной компетенции. Через защиту проектов происходит понимание важности конечного продукта, осознание значимости сохранения в памяти подвига защитников отечества и сопричастности к истории России, рефлексия, анализ выполненной работы, её оценивание.

После того как письма-треугольники были распечатаны, подписаны кадетами, прошли защиту проекта, они отправляются ветеранам.

Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, позволяющая кадетам 5 классов приобрести навыки участия и организации проектов, подчиняясь наиболее общим принципам развития и проходя определенные этапы создания проекта, открывая для себя необходимые приемы работы над проектом, учащийся развивает свою самостоятельность. Проект «Письмо ветерану» особенно важен для кадет 5-х классов, так как этот проект сохраняет связь поколений, помогает осознавать обучающимися причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Литература:

  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие — М.: 2001
  2. Босова Л. Л., Информатика: Учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -160 с.: ил.
  3. Вежевич Т. Е. Моделированиерегиональныхсистемпатриотическоговоспитанияшкольников: дисдок. пед. наук:13.00.01 / Т. Е. Вежевич; [Местозащиты: Бурят. гос. ун-т]. — Улан-Удэ, 2011. — 471 с.
  4. Смирнова Н. А. Героико-патриотическоевоспитание: личностныеи предметныерезультаты /Н. А. Смирнова [Электронныйресурс] http://osmirnova.ru/19‑stati/32‑geroiko-patrioticheskoe-vospitanie
Основные термины (генерируются автоматически): Проект «Письмо ветерану», метода проекта, Применение метода проекта, письма ветерану, формирование патриотического воспитания, урок Создание письма, графического редактора, Создание письма ветерану, графического редактора paint, реализации проекта, применение метода проекта, урок Знакомство, применением метода, патриотическое воспитание, уроках информатики, применением метода проекта, этап Реализация проекта, этапе реализации проекта, третьем этапе проекта, графическом редакторе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос