Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 23.06.2016

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Горячев, В. Н. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр / В. Н. Горячев. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10780/ (дата обращения: 25.04.2024).



Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза посредством деловых игр

Горячев Владимир Николаевич, студент

Научный руководитель: Дереча Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

Patriotic education of students through business games

Goryachev Vladimir Nikolaevich, student

Research supervisor: Derecha Irina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

The Tyumen state university, branch in Ishim

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с патриотическим воспитанием студентов педагогического вуза. В статье рассмотрены цели и задачи патриотического воспитания студентов, деловая игра рассматривается как эффективный метод патриотического воспитания студентов.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дипломатия, деловая игра, модель, образовательный процесс

Патриотическое воспитание является частью всестороннего развития личности. Данный аспект воспитания осуществляется в учебной и внеучебной деятельности.

Кроме общественной среды, как весомого фактора формирования личности, существует и другие факторы влияния на человека. Один из них — воспитание. Оно состоит в создании более узкой педагогически обоснованной среды, целенаправленно формирующей нравственную личность. Разумеется, общественная среда оказывает существенное влияние на педагогическую среду, в том числе, студенческую. Вместе с тем эта узкая среда есть не только часть широкой (общественной) среды, имеющей общие признаки с ней, но является относительно самостоятельной частью со своими индивидуальными чертами. Тем более, если эта узкая среда создается со специальной целью — формирование нравственной личности. Поэтому даже в недостаточно благоприятной среде нашего общества можно и нужно создавать специальные педагогические условия, вырабатывающие нравственность как моральную базу для воспитания.

Воспитание — это целенаправленная деятельность педагога по созданию условий для развития обучающегося и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности) [4,c.5].

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью формирования знаний о правилах общественного поведения, развития патриотических качеств, накопление опыта патриотической деятельности. Патриотическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием. Нравственность включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Мы разделяем точку зрения И. И. Дереча, что нравственность формируется всегда с личностью, составляет принцип ее бытия, и не отделима от содержания «я». Мораль связана с внешней целесообразностью, а нравственность- со свободным целеполаганием и самоопределением человека [5,c.11].Нравственные качества формируются посредством нравственного образа жизни, например, в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести. Большая часть этих качеств, всецело связана с политическим укладом государства и общества, его культурой, традициями, бытом.

В Ишимском педагогическом институте им. П. П. Ершова проводятся деловые и ролевые игры в студенческой среде, с целью патриотического воспитания будущих учителей. Игры, отчасти не являющиеся дидактическими и направленные на воспитание патриотических и нравственных качеств, также способны развивать в студентах личное отношение к политике, дипломатии, международным отношениям, понимание общей экономической и политической картины мира. Мы вслед за Дереча И. И. считаем, что деловая игра в педагогическом вузе — это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее студенты приобретает способность анализировать общие ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи [6]. Cтоит отметить, что при формировании у обучающихся личностных качеств, а в частности патриотических, немаловажную роль играет дипломатия, как разновидность деловой игры. Также дипломатическая игра наряду с ролевой игрой развивает коммуникативные, организаторские навыки.

Дипломатия — совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач [2]. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Главным конгломератом в дипломатической среде является Организация Объединенных Наций. ООН была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. В рамках внеучебной деятельности в вузе была организована игра имитирующая деятельность ООН. Игра была организована для развития широкого спектра личностных и индивидуальных качеств обучающихся, способствующая не только патриотическому воспитанию студентов, но и стимулированию их научно-исследовательской деятельности, активизации интереса к рассмотрению проблемных вопросов, поиску путей их решения и формирования аргументированной исследовательской позиции. Также она предполагала формирование умения ориентироваться в вопросах политики и экономики, знание и соблюдение жестких правил парламентской процедуры, и владение иностранными языками, привлечение студентов к анализу международных экономических, политических, правовых проблем и перспектив развития мирового сообщества. В ходе проведения деловой игры, имитирующей работу Организации Объединенных Наций, студенты учились искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение подготовительных занятий по отработке игры — это знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучение студента общению с партнером культуре речи. Преподаватели вуза при проведении деловых игр активно содействуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций конкурентоспособного специалиста, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создают условия для развития у студентов научного способа мышления, инициируют к научно-исследовательской работе, результаты которой проходят апробацию в периодической печати, сборниках конференций различного уровня [2].

В процессе проведения деловой игры у студентов формируются качества патриотизма, установки на инициирование новых творческих контактов в отечественной и зарубежной молодежной среде, приобретения навыков научных дискуссий и опыта публичных выступлений, расширения кругозора. Помимо модели ООН в нашем вузе также были запущены и другие проекты, например, Модели Европейского Союза, Модели ВТО, Молодёжных Парламентов и других.

Актуальность патриотического воспитания студентов всегда требовала совершенствования и системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям.

Основной целью патриотического воспитания студентов является развитие таких качеств, как: любовь к Родине, к культуре, к родному языку, к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей Родины; формирование культуры межнационального общения; развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины; формирование готовности к защите своей Родины; содействие прогрессивному развитию своего Отечества.

Это возможно через воспитание патриотических чувств, взглядов и убеждений, формирование патриотического характера посредством дипломатических игр.

Цель и задачи дипломатической игры реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации патриотического воспитания, которое должно быть органично встроено в образовательный процесс.

Патриотическое воспитание студентов предполагает воспитание патриотических чувств, опирающихся на эмоциональные переживания. Это можно достигнуть, используя в процессе воспитания и обучения аспекты дипломатических игр. Проведение деловых игр в образовательном процессе педагогического вуза инициирует мышление, помогает освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном мире.

Деловая игра является одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов педагогического вуза. Именно деловая игра дает возможность моделировать ситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут наилучшие решения, используя теоретические знания из различных наук и собственный практический опыт, формируют свой профессиональный имидж.

Литература:

  1. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза //Диссерт. На соискание уч.ст.д.п.н., Тамбов, 2011.
  2. Горячев В. Н. Агропромышленный комплекс Тюменской области в условиях современного экономического кризиса // Молодой ученый. -2016.№ 4–1(108).С.61–63.
  3. Дипломатия [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дипломатия
  4. Дереча И. И. Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учебно-методическое пособие / авт. сост. И. И. Дереча, Т. В. Ширшова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012.-128с.
  5. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.
  6. Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.
  7. Дереча И. И. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в образовательном процессе // II Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность»: межвузовский сб. науч.-метод.ст./под ред. Е. В. Ракитиной.- Ишим: Изд-во ИПИ им.П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2016.С. 42–51.
  8. Модель ООН [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki/ Модель_ООН
Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, патриотическое воспитание студентов, патриотическое воспитание, педагогический вуз, игра, качество, образовательный процесс, внеучебная деятельность, дипломатическая игра, Ишимский педагогический институт.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание студентов | Статья в сборнике...

При патриотическом воспитании студентов каждый работник в высшей школе имеет конкретную задачу.

Учебная и воспитательная работа колледжа осуществляется во время занятий, внеучебных часов, торжественных сессий.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью. По мнению С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовского в социальной структуре общества студенчество – социальная группа...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология).

Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США

В США напрямую такие педагогические термины как «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» не применяются.

Основными путями военно-патриотического воспитания у студентов является

Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов...

‒ необходимостью патриотического воспитания студентов и недостаточной представленностью в педагогической науке оснований для поддержки и сопровождения процесса патриотического воспитания в период обучения в учебном военном центре

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

Патриотическое воспитание сочетает задачи интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться посредством: - Освоение содержания как в процессе непосредственно-образовательной деятельности...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга...

Патриотическое воспитание детей как...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание студентов | Статья в сборнике...

При патриотическом воспитании студентов каждый работник в высшей школе имеет конкретную задачу.

Учебная и воспитательная работа колледжа осуществляется во время занятий, внеучебных часов, торжественных сессий.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Актуальность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью. По мнению С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовского в социальной структуре общества студенчество – социальная группа...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология).

Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США

В США напрямую такие педагогические термины как «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» не применяются.

Основными путями военно-патриотического воспитания у студентов является

Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов...

‒ необходимостью патриотического воспитания студентов и недостаточной представленностью в педагогической науке оснований для поддержки и сопровождения процесса патриотического воспитания в период обучения в учебном военном центре

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

Патриотическое воспитание сочетает задачи интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться посредством: - Освоение содержания как в процессе непосредственно-образовательной деятельности...

Патриотическое воспитание как основа формирования...

В современном образовательном учреждении приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга...

Патриотическое воспитание детей как...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.