Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Махмудова З. О., Собиржонова Н. Р. Особенности узбекской модели образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 16-18.



В последнее время все более актуальным становятся аспекты реформирования системы высшего образования в странах ближнего зарубежья. Новое время диктует новые правила — ориентир на «экономику знаний» побуждает разрабатывать принципиально иные образовательные модели. Необходимо не только сохранить приемлемые для нынешних реалий показатели, но и утвердить принципы организации учебного процесса.

Эксперты говорят о необходимости перехода к международным стандартам, оптимизации программ, создании единого рынка труда. Задача построения эффективной системы образования стоит и перед Республики Узбекистан.

В настоящее время перед узбекским руководством стоит ряд задач, имеющих своей конечной целью совершенствование системы высшей школы в стране. начало преобразовательному процессу было положено еще в 1997 году, когда были приняты Законы Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовки кадров».

Демократическое и развивающее государство во главе с Президентом отлично осознает, что надежда на будущее связаны с молодым поколением, поэтому народу и обществу главой государства была предложена программа, кардинально реформирующая всю систему образования.

В полном соответствии с «Национальной программой по подготовке кадров» образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.

Главная особенность программы — непрерывность и преемственность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. эта программ создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют:

‒ формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие;

‒ уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей;

‒ прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Характерной особенностью «Национальной программы по подготовке кадров» является введение системы непрерывного образования обязательных ступеней — девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования.

Эти две ступени обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным программам.

В высшем образовании выполнен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура.

Бакалавриат — одно из направленный получения базового высшего образования. Магистратура — высшее специальное образование по конкретной специальности, которое продолжается в течение двух лет на основе степени бакалавра.

Образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан.

Основными принципами государственной политики в области образования являются:

‒ гуманистический, демократичный характер обучения и воспитания;

‒ непрерывность и преемственность образования;

‒ обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;

‒ добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж;

‒ общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;

‒ светский характер системы образования;

‒ единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;

‒ поощрение образованности и таланта;

‒ сочетание государственного и общественного управления в системе образования.

Каждому гарантируются равные права и получение образования, независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.

Право на образования обеспечивается:

‒ развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;

‒ организацией обучения с отрывом и без отрыва от производтсва;

‒ бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным обучением;

‒ профессиональным обучением и образовательных учреждениях на договорных началах;

‒ равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующий ступени;

‒ предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната а аккредитованных образовательных учреждениях.

Граждане других государств вправе получать образование в Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами. Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан, 2003, 36 с.
  2. Закон Респблики Узбекистан «Об образовании» — Т.: Шарк, 1997.
  3. «Национальная программа по подготовке кадров» — Т.Шарк, 1997. 29 августа.
  4. Каримов И. А. Узбекистан на пороге независимости. — Ташкент: Узбекистан, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, высшего образования, получение образования, профессионального образования, Республики Узбекистан «Об, узбекской модели образования, системы высшего образования, гражданами Республики Узбекистан, развития Республики Узбекистан, эффективной системы образования, территории Республики Узбекистан, образования обязательных ступеней, базового высшего образования, государственным программам образования, преемственность образования, практика образования, систему образования, среднего специального, равные права, подготовке кадров» образование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос