Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем процессе дома-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кушнарева Т. С., Руднева С. Н. Цифровые образовательные ресурсы в коррекционно-развивающем процессе дома-интерната [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 166-168. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/9921/ (дата обращения: 20.08.2018).



Процесс обучения и воспитания детей с умственной отсталостью подчинен основной цели — социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.

Вследствие нарушения умственной деятельности утаких детей не формируются:

 навыки совместных действий;

 умения действовать по образцу;

 умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные;

 воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует;

 устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру.

Возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей данной категории. Для этого как нельзя лучше подходят информационные компьютерные средства обучения, так как развитие детей с умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на занятиях строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания электронных и цифровых образовательных ресурсов.

Если в природе ресурс — это запас, источник, средство, необходимое для осуществления какого-либо процесса, то в нашей работе источником служит любая информация образовательного характера.

На своих занятиях любой педагог использует информационные образовательные ресурсы, которые включают в себя:

 печатные издания (книги, журналы, раскраски и т. д.);

 картографические объекты на печатной основе (дидактические карточки, пазлы);

 электронные образовательные ресурсы;

 цифровые образовательные ресурсы;

 интернет-ресурсы.

Информация, представленная в цифровой, электронной, «компьютерной» форме,входит в состав электронных образовательных ресурсов. Ктаким ресурсам относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Наиболее полно представлена и используется информация в цифровом образовательном ресурсе.Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

В доме-интернате ведется работа по готовыми электронными изданиями. Электронные учебные материалы, собранные в нашей медиатеке, можно отнести к электронным ресурсам учебного назначения следующих типов:

  1. Демонстрационные средства (слайд-шоу, фотогалереи);
  2. Информационные источники (гипертекстовые документы, структурированные презентации, содержащие рисунки, модели, видеофрагменты и др.) — неотъемлемой частью образовательного процесса стали уроки-презентации.

Часто на занятиях приходится использовать большое количество раздаточного материала, это занимает большое количество времени и места на столе. Такое неудобство легко разрешается с помощью слайдовых презентаций.

Повышается эффективность урока: активизируется восприятие материала обучающимися за счет слуха и зрения, учитель может применить за занятие существенно больший по объему и разнообразию материал.

За период работы компьютерного класса специалисты, а так же другие педагоги используют в своей работе занятия с опорой на мультимедиа презентацию (в начале — простые формы представления информации (демонстрировались слайды с изображением животных, овощей и т. д. по тематическим темам), сейчас разрабатываются динамические презентации в которых ребенок может рисовать и производить простые действия).

С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны и созданы мультимедийные музыкальные физминутки («Зарядка с зайцами», «В гостях у солнышка»). Разработан цикл глазных гимнастик с использованием ИКТ по следующим темам: «На весенней полянке», «Танец снежинок» и др.

Хочется отметить: при творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов, игровых дидактических материалов и т. п., использование которых будет способствовать активизации познавательной деятельности и повышению уровня развития социальной активности детей с ОВЗ.

  1. Контролирующие средства (электронные тесты);
  2. Тренажеры, игровые программы для детей;

Оказываются полезными и клавиатурные тренажеры, а также современные текстовые и графические редакторы. Их использование в учебном процессе способствовало развитию моторики, внимания и памяти ребенка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке правописания и т. п. Данная работа сочеталась с пропедевтическим курсом информатики, в частности, с формированием начальных пользовательских навыков работы на персональном компьютере.

Для проведения занятий с использованием компьютерных программ создан компьютерно-игровой комплекс «Познавай-ка», куда входят следующие обучающие игры:

 Несерьезные уроки («Учимся запоминать», «Учимся считать», «Учимся мыслить логически», «Учимся думать», «Буквы и цифры», «Учимся анализировать», «Развиваем реакцию», «Учимся рисовать»);

 Веселые акварели (ребенок раскрашивает веселые картинки с образцом и без образца);

 Волшебные феи: Азбука. («Звук и Буква», «Найди букву», «Составь слоги»; Математика (знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и объясняет простейшие действия с ними — сложение, знаки «больше» и «меньше», пространственная ориентировка. Посчитай-ка», «Неравенства», «Помоги мишке», «Сказочные задачки», «Построим домик» и другие);

Все эти игры способствуют формированию пространственных представлений, моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, закреплению цвета, формы, цифр, букв, активизацию словаря. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности воспитанников: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

 Мир информатики (1–2,3–4) (Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем, способствуют развитию внимания, зрительной памяти);

 Компьютер для малышей (пазлы, раскраски)

 «ПервоЛого»

 «Курс элементарной компьютерной грамотности». Цифровой образовательный ресурс, позволяющий раскрыть информацию о различных устройствах компьютера и отработать первоначальные навыки работы на компьютере.

  1. Интернет-ресурсы. С прошлого года практикуем работу в сети Интернет. Дети выполняют задания на сайтах «Теремок» и «Играемся».

Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр было встроено в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализация учебно-коррекционного процесса осуществлялась за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.

Такие технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную деятельность детей с умственной отсталостью, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших рисованных картинок и таблиц.

Занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционными коррекционно-развивающими занятиями:

  1. Занятие с использованием ЦОР становится более интересным для детей; наблюдается эффективное усвоение знаний.
  2. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд специалиста: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на занятии освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
  3. Повышение эффективности занятиях за счет наглядности. Компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Литература:

  1. Гузеев В. В., Дворецкая А. В., Рафаева А. В. Консультации: компьютерная поддержка образовательного процесса // Педагогические технологии, 2008, № 3. — 68–77 с.
  2. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. — М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. — 189 с.
  3. Васильева, И. Использование компьютерных рисунков в раннем интенсивном обучении / И. Васильева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 3. — С. 22–27.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, ребенок, ресурс, умственная отсталость, действие, информация, презентация, процесс обучения, цифровой образовательный ресурс.

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Полезная информация. Спецвыпуски.

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности.

Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми [Электронный ресурс] http

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие его...

Использование цифровых образовательных ресурсов...

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — специальным образом организованный образовательный ресурс, представленный в

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Результаты работы Л. Ф. Фатиховой свидетельствуют, что дети с умственной отсталостью, в

Для включения развивающих игр в воспитательно-образовательный процесс нами была

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра...

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса...

Формирование элементарных математических представлений...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования.

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью...

Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий...

В процессе обучения, ребенку часто приходится одновременно выполнять два вида

В процессе занятий с применением ИКТ развивается память и внимание детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].

Мультимедиа презентации как метод обучения

Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения. Необходимо строить процесс образования таким образом, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений...

Полезная информация. Спецвыпуски.

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности.

Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми [Электронный ресурс] http

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ребенок с умственной отсталостью, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие его...

Использование цифровых образовательных ресурсов...

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — специальным образом организованный образовательный ресурс, представленный в

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

Результаты работы Л. Ф. Фатиховой свидетельствуют, что дети с умственной отсталостью, в

Для включения развивающих игр в воспитательно-образовательный процесс нами была

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра...

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса...

Формирование элементарных математических представлений...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования.

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью...

Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно...

Интеграция информационно-коммуникационных технологий...

В процессе обучения, ребенку часто приходится одновременно выполнять два вида

В процессе занятий с применением ИКТ развивается память и внимание детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс].

Мультимедиа презентации как метод обучения

Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения. Необходимо строить процесс образования таким образом, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Задать вопрос