Автор: Иванова Юлия Сергеевна

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Иванова Ю. С. Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 178-179.



Развитие современного общества невозможно без человеческих ресурсов с высоким потенциалом возможностей. В этой связи возрастает роль обучения и развития одаренных детей как «лидирующей» группы и ресурса высококвалифицированных кадров.

Одаренные дети — это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным и/или физическим развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания [1].

Процесс становления личности одаренных детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, обеспечивающих зачисление одаренных детей в «группу риска» [2, с. 52].

В связи с этим важным аспектом в области социальной работы с одаренными детьми является помощь и поддержка, т. к. одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных программах и формах работы, реализуемых специально подготовленными специалистами.

Социальное сопровождение является одним из основных средств современной социальной работы с представителями групп риска.

Социальное сопровождение одаренных детей — это система межведомственного взаимодействия учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, учреждений культуры и образования, государственных и общественных организаций [3].

В процессе осуществления социального сопровождения одаренных детей происходит удовлетворение медицинских и социальных потребностей одаренных детей, оказывается помощь в преодолении трудностей доступа к необходимым услугам в условиях социализации и адаптации одаренных детей к индивидуальным стратегиям обучения, возможным психологическим и/или физическим перегрузкам [4, С. 7].

Социальное сопровождение одаренных детей развернуто во времени и включает в себя этапы становления, развития и завершения социального сопровождения. В целом процесс социального сопровождения проходит по цикличной схеме: выявление предмета социального сопровождения, обнаружение и актуализация предмета социального сопровождения, формулирование проблемы, поиск вариантов ее решения, средств социального сопровождения, реализация действий, которые приводят сопровождаемого к разрешению проблемы, анализ проведенной работы и прогнозирование возможности появления новых трудностей и путей их преодоления.

В процессе осуществления социального сопровождения происходит диагностирование и разрешение трудностей, затрагивающих интересы одаренных детей, выявление запросов, потребностей одаренных детей и разработка моделей социального сопровождения с привлечением специалистов из соответствующих организаций; консультирование одаренных детей, их родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию одаренных детей в семье; индивидуальное социальное сопровождение одаренного ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности [4, С. 9-10].

Социальное сопровождение одаренных детей основывается на следующих принципах:

  1. Принцип личностного центрирования сопровождения предполагает рассматривать личность каждого одаренного ребенка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор.
  2. Принцип персонификации предусматривает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого ребенка из категории одаренных детей.
  3. Принцип конвенциальности состоит в том, что реализация задач сопровождения ограничена соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самих одаренных детей.
  4. Принцип оптимистической стратегии заключается в том, что субъекты

сопровождения рассматривают социализацию, адаптацию и интеграцию одаренных детей с учетом позитивного социального опыта, при этом должно доминировать убеждение в позитивном его развитии.

  1. Принцип социального побуждения означает вовлечение одаренных детей в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  2. Принцип социального партнерства требует активного включения в деятельность систем социального сопровождения одаренных детей всех заинтересованных субъектов: социальных служб, образовательных организаций всех типов и уровней, представителей общественных организаций, СМИ, органов муниципального самоуправления, родителей и ближайшего окружения одаренных детей [5].

В связи с тем, что именно семья, ее эмоциональный климат влияет на развитие вербальных и речемыслительных процессов, овладение одаренным ребенком предметными действиями, становление интереса и любознательности одаренных детей целесообразно рассматривать родителей одаренных детей как педагогических партнеров, а принцип социального партнерства как базовый принцип осуществления социального сопровождения.

Социальное партнерство представляет собой совместную, коллективно распределённую деятельность различных социальных групп, которая характеризуется доверием, общими целями и ценностями, приводящая к позитивным эффектам [6, с. 89–91].

Для построения социального партнерства необходимо опираться на принцип добровольности и обеспечивать равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов, и исключении взаимных претензий, что позволяет интегрировать в едином информационном пространстве интересы различных социальных групп и структур в достижении поставленной цели [7, с. 17]. Только при учете всех интересов партнеров, определения их ролей, осознания общей ответственности может повыситься эффективность социального партнерства в работе с одаренными детьми и их окружением как основы социального сопровождения.

Социальное партнерство строится на следующих постулатах:

  1. Социальная справедливость и согласование интересов. В условиях социального расслоения необходимо обеспечить равновесие интересов всех групп во избежание социальных конфликтов;
  2. Законодательное закрепление отношений, что позволяет сделать партнерство прочным, исключает взаимные претензии;
  3. Взаимоответственность партнеров друг перед другом;
  4. Добровольность и равно-выгодность [7, с. 19].

Взаимодействие с родителями как с педагогическими партнерами в рамках социального сопровождения одаренных детей осуществляется по аналитическому, консультационно-обучающему, информационному направлениям.

Аналитическое направление реализуется посредством мониторинга, основной задачей которого является выявление отношения в семье к одаренным детям, наличия у родителей и ближайшего окружения одаренных детей необходимых педагогических знаний.

Консультационно-обучающее направление реализуется в групповой и индивидуальной формах. В групповой форме организуются: родительские собрания, семинары, тренинги, конференции, открытые занятия. Основная задача этих средств − координация действий родительской общественности и специалистов разных областей в процессе осуществления социального сопровождения посредством социального партнерства. В индивидуальной форме проводятся: психолого-педагогические консультации, индивидуальные беседы, наставничество. Основной задачей этих средств выступает индивидуальное знакомство, выявление запросов и потребностей конкретной семьи с одаренными детьми, проектирование плана действий.

Информационное направление реализуется посредством издательской деятельности (буклеты, альманахи, методические указания), интернет-ресурсы. Основной задачей этих средств социального сопровождения выступает ликвидация педагогической неграмотности родителей и ближайшего окружения одаренных детей [8, с. 25].

Таким образом, социальное партнерство основано на взаимодействии с родителями и ближайшем окружением одаренных детей и направленно ликвидацию педагогической неграмотности родителей одаренных детей, и способствование созданию непрерывного образовательного пространства для раскрытия одаренности детей.

Литература:

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. 80 с.
  2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. — 2004. № 2. С.52.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения: 30.05.2016).
  4. Гришина А. В. Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка. М.: Кредо, 2012. С.7-10.
  5. Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. № 3. URL: http://sociosphera.com/publication/journal/2011/167/socialnoe_soprovozhdenie_i_podderzhka_detej_v_trudnoj_zhiznennoj_situacii (дата обращения: 30.05.2016).
  6. Панина С. В. Социальное партнерство родителей и школы // Социосфера. 2012. № 4. С. 89–91.
  7. Шанц Е. А. Проблемы социального партнерства в профессиональном образовании // Концепт. 2013. № 6. С. 17–19.
  8. Ренева Е. Н., Быкова С. С. Семейный клуб как форма организации социального партнёрства дошкольной образовательной организации и семьи // Концепт. 2016. № 3. С. 25.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренных детей, социального сопровождения, социального сопровождения одаренных, сопровождения одаренных детей, осуществления социального сопровождения, социального партнерства, сопровождение одаренных детей, окружения одаренных детей, Социальное сопровождение одаренных, ближайшего окружения одаренных, родителей одаренных детей, потребностей одаренных детей, средств социального сопровождения, моделей социального сопровождения, процессе осуществления социального, предмета социального сопровождения, Социальное партнерство, принцип социального сопровождения, развития одаренных детей, одаренных детей развернуто.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос