Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности
Авторы: Гильманова Людмила Викторовна, Кондрашина Ольга Викторовна, Зыкова Юлия Григорьевна, Федорова Светлана Алексеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 05.06.2016
Статья просмотрена: 839 раз
Библиографическое описание:
Гильманова, Л. В. Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности / Л. В. Гильманова, О. В. Кондрашина, Ю. Г. Зыкова, С. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10701/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.
Ключевые слова: социальная компетентность, непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие со сверстниками
На современном этапе образование детей дошкольного возраста строится в соответствии с модернизацией общего образования России. Согласно которой результатом освоения детьми основной общеобразовательной программы является формирование их компетенций, в том числе и компетенций взаимодействия в социуме. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является приобщение детей к социокультурным нормам. В данном документе одной из задач является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей [4]. То есть именно в дошкольном детстве складываются основные личностные свойства и качества человека, формируется социальная компетентность.
Научная актуальность, анализ исследований развития дошкольного образования (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крухлет и др.) позволил установить, что, несмотря на большое количество работ о социальном развитии дошкольников (С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Е. О. Смирнова, А. Г. Гладидин и др.), в том числе о формировании социальных компетенций эффективного и безопасного взаимодействия в социуме детей дошкольного возраста, недостаточно разработан вопрос о становлении базовых элементов социальной компетентности.
Для формирования социальных компетенций старших дошкольников необходимо более подробно рассмотреть такое понятие как «компетенция». Первые компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве, в том числе и коммуникативная компетенция, которая способствует формированию компетенций эффективного безопасного взаимодействия в социуме у старших дошкольников, — это базовая компетенция дошкольника. В. М. Полонский рассматривает понятие компетенция — совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы [1]. В свою очередь В. В. Сафонова рассматривает понятие коммуникативная компетенция — это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу и включают в себя следующие умения.
Наиболее эффективным средством формирования социальных компетенций дошкольников, на наш взгляд, является непосредственная образовательная деятельность.
Непосредственная образовательная деятельность в рамках реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования является основной формой обучения детей. Главная особенность, которой это — обучение детей в игровой деятельности. Использование в работе эффективных форм работы с детьми: информационно-коммуникационных технологий, метода проекта, проблемно-обучаещего метода и игрового [5]. Непосредственная образовательная деятельность специально организованна воспитателем, основанная на умелом управлении собственной активностью детей, предусматривающая субъект-субъектные отношения, что отражено в ФГОС ДО.
Для формирования социальных компетенций дошкольников используется все многообразие непосредственной образовательной деятельности, так например:
игровая (сюжетные игры, игры с правилами);
двигательная (подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования);
коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами);
трудовая (совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта);
познавательно-исследовательская(наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций);
экспериментирование;
коллекционирование;
моделирование;
реализация проекта;
продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов);
музыкально-художественная (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальное творчество, музыкально-дидактические игры);
чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, разучивание).
Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью занятий или действий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник), а также что не маловажно у детей в подготовительной группе с помощью данного компонента расширяются представления о школе, развивается интерес к школьной жизни и желание учиться в школе и осваивать новые знания.
Для эффективного формирования социальных компетенций коллектив педагогов ДОУ № 58 «Тополек», № 33 «Колобок» города Набережные Челны Республики Татарстан разработал план по формированию социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников средствами непосредственно-образовательной деятельности. Работа была организована с октября 2015 по март 2016 года. Целью, которой было создание условий для формирования социальной компетенции. Она включала в себя занятия по снижению эмоционального, физического напряжения детей, формированию способности различать эмоции, выстраивать дружеские взаимоотношения со сверстниками, по безопасному поведению в социуме. Перспективный план мероприятий представлен в таблице.
Таблица
Перспективное планирование по формированию социальных компетенций устарших дошкольников
№п/п |
Месяц |
НОД |
Цель |
1 |
Октябрь |
Как вести себя с незнакомыми людьми на улице |
Объяснить ребенку, что не все взрослые хорошие. Объяснить детям, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне родители не разрешают». Дошкольник должен понимать, что хорошие взрослые не будут обращаться за помощью к детям. |
2 |
Ноябрь |
Коррекционно-развивающие занятия по развитию коммуникативных навыков дошкольников |
Способствовать снижению эмоционального, физического напряжения детей; формировать способность различать эмоции; отрабатывать навыки координации совместных действий. |
3 |
Январь |
Путешествие в страну эмоций |
Формировать навыки выражения эмоций. Создавать условия для преодоления у детей чувства тревожности. |
4 |
Февраль |
Игры и упражнения на формирование навыка общения со сверстниками |
Способствовать формированию эмпатии и умению сопереживать друг другу. Обеспечить пути поиска преодоления страх. |
5 |
Март |
Игры и упражнения на формирование навыков обхождения с чувствами |
Формирование толерантного отношения к людям, развитие творческой деятельности посредством рисования. |
Разработка данного плана действий позволило систематизировать работу в данном направлении. Для формирования социальных компетенций посредством непосредственной образовательной деятельности учитывались ряд факторов:
положительная направленность на взаимодействие с ровесниками не только как друга, но и партнера по совместной деятельности;
при постановке задач мотивировали детей; обеспечивали ситуацию успеха для каждого ребенка;
формировали способности различать ситуацию сотрудничества, учили выслушивать и считаться с мнением других.
В ходе работы дети овладевали умением внимательно слушать, обращаться за помощью и выражать благодарность, учились самостоятельно просить об одолжении и предлагать свою помощь другому ребенку, следовать полученной инструкции. Дети способны вступать в дискуссии и задавать вопросы, планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат деятельности и достигать его.
Таким образом, предложенный план мероприятий актуален в настоящее время. Организация непосредственной образовательной деятельности является одним из способов решения задачи обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «формирование общей культуры личности, в том числе и формирование социальных компетенций дошкольников».
Литература:
- Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Е. Авдюкова. Екатеринбург, 2006. -162 с.
- Артамонова, Е. Р. Психолого-педагогические основы формирования социальной компетентности в дошкольном возрасте / Е. Р. Артамонова // Вестник ВГГУ. — 2009. — № 22. — С. 224–229.
- Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / О. Ф. Борисова. — Челябинск, 2009. — 25 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4–18.
- Формирование социальной компетентности дошкольников / H. H. Королева [и др.]; под редакцией C. B. Проняевой. — Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. — 170с.
Ключевые слова
социальная компетентность, непосредственная образовательная деятельность, взаимодействие со сверстникамиПохожие статьи
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях
В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса
В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...
Похожие статьи
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях
В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса
В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...