Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 30.05.2016

Статья просмотрена: 14878 раз

Библиографическое описание:

Бектасова, Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания / Г. К. Бектасова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10615/ (дата обращения: 17.04.2024).



Образовательная система Казахстана в XXI веке претерпевает огромные изменения. Теперь учителю необходимо применять в своей практике инновационные методы, быть творчески ищущим человеком. Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Парадигма современного Казахстанского образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного подхода в образовании, способного сыграть в жизни школьника значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, создать условия для социализации личности ученика.Наряду с экономическим становлением Казахстана, воспитание и обучение детей было выделено как важное направление внутренней политики. «Наша задача — поднять Казахстан на уровень международного стандарта, и эти люди, подрастая, будут важной элитой, которая будет вести Казахстан в большой глобальный мир» — сказал Президент. [1]

Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы — это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. Учебный процесс в группах построен как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Кроме того, групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить ребят высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Об успешности коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. «Коллаборативное обучение (англ.-collaborativelearning)-образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. [2] В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение — это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения». Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребенок, приходя на урок, несет с собой какие-то собственные проблемы: семейные, некачественно выученный урок, цели обучения которые он не достиг. Вместе с негативными эмоциями ученик приходит и с эмоциональным всплеском: прошедший на «отлично» урок, замечательно написанное эссе, классно решенная задача по математике... И для того чтобы переключиться на другой урок, ему необходимо время. Зачастую это «время» учитель не предоставляет ученику. В результате, в лучшем случае, такой ученик выпадет в начале урока, возможно и с половины урока, но в худшем случае из всего урока. Для создания доброжелательной атмосферы на уроке, переключения и сосредоточения внимания, необходимым условием каждого урока должна быть коллаборативная среда. Основой коллаборативной среды выступает доверие. Создание доверительной обстановки на уроке — это большой процент успешности урока.

В групповой работе сосредоточен большой учебно-формирующий потенциал. Взаимополезная среда, в которой ученики связаны между собой необходимостью общения друг с другом для решения учебных задач, раскрывает весь потенциал, который доселе не был использован. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках, с целью повышения познавательного интереса школьников, учитель имеет возможность применять различные стратегии. Так, например, используя стратегии критического мышления, педагоги вовлекают школьников в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активному обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Следует обратить внимание и на то, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя. Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть «…обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы … на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы». [3] Групповая формы работы позволила создать более разносторонние формы взаимодействия между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Работая в маленьких группах, они больше узнавали о содержании учебного материала, обучались рефлексии. Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, есть ряд преимуществ:

– возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности. [4]

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание — это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т. е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы URL:http://www.nao.kz
  2. Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы». — М.: Наука, 1991. — С. 24–57, 60–81.– (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
  3. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.
  4. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Второе издание (2013). АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, группа, обмен мнениями, обучение, урок, возможность, групповая форма работы, Казахстан, процесс обучения, среда.

Похожие статьи

Использование групповых методов обучения на уроках

Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и креативности ребенка...

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Эффективность группового обучения и его влияние на... Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ

ребенок, учитель, групповая работа, задание, ученик, работа, общее мнение, совместная работа, домашнее задание, часть работы.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

Эффективность группового обучения и его влияние на... групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Покидова Н. Н., Вертиева Л. Н., Цюцюра Т. Н. Парная и групповая работа как средство осуществления личностно-ориентированного

Кооперативная деятельность дает возможность детям наблюдать за работай других детей, общаться, обмениваться мнениями, при этом...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на

Через групповое обучение, в результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс.

Влияние музыки на социальное взаимодействие в групповой...

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач. Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Влияние коллаборативной среды на творческую активность...

ученик, урок, учитель, обучение, знание, группа, групповая форма работы, интерактивное обучение, образовательный подход, выполнение задания.

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

групповая работа, группа, коммуникативная среда, возможность, ребенок, развитие, образовательная среда, начальная школа, коммуникативная компетенция, урок.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Работа преподавателя, внедряющего технологию коллективного обучения в практику преподавания

Семинар, диспут — круговая посадка; Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек

В процессе коллективной работы у каждого учащегося развиваются качества...

Похожие статьи

Использование групповых методов обучения на уроках

Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и креативности ребенка...

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Эффективность группового обучения и его влияние на... Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ

ребенок, учитель, групповая работа, задание, ученик, работа, общее мнение, совместная работа, домашнее задание, часть работы.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной...

Эффективность группового обучения и его влияние на... групповая работа, группа, учащийся, ученик, член группы, ребенок, работа, теоретический материал, мыслительная.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Покидова Н. Н., Вертиева Л. Н., Цюцюра Т. Н. Парная и групповая работа как средство осуществления личностно-ориентированного

Кооперативная деятельность дает возможность детям наблюдать за работай других детей, общаться, обмениваться мнениями, при этом...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на

Через групповое обучение, в результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс.

Влияние музыки на социальное взаимодействие в групповой...

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач. Групповые технологии как средство формирования ключевых...

Влияние коллаборативной среды на творческую активность...

ученик, урок, учитель, обучение, знание, группа, групповая форма работы, интерактивное обучение, образовательный подход, выполнение задания.

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

групповая работа, группа, коммуникативная среда, возможность, ребенок, развитие, образовательная среда, начальная школа, коммуникативная компетенция, урок.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

Работа преподавателя, внедряющего технологию коллективного обучения в практику преподавания

Семинар, диспут — круговая посадка; Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек

В процессе коллективной работы у каждого учащегося развиваются качества...