Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Автор: Лашина Екатерина Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 15.05.2016
Статья просмотрена: 1077 раз
Библиографическое описание:
Лашина, Е. Н. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Е. Н. Лашина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10554/ (дата обращения: 16.12.2024).
Существует множество методов обучения иностранному языку. В неязыковом ВУЗе главным критерием выбора подходящего метода является хорошая эффективность за ограниченный срок времени при достаточно объемном и сложном с лексической точки зрения материале.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
- Пассивные методы
- Активные методы
- Интерактивные методы
Каждый из них имеет свои особенности, но мы обратимся к интерактивным методам как наиболее продуктивной форме взаимодействия системы преподаватель — студент.
Одним из самых эффективных интерактивных методов обучения является дискуссия.
Дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Возможности метода групповой дискуссии:
участники дискуссии с разных сторон могут увидеть проблему, сопоставляя противоположные позиции;
уточняются взаимные позиции, что, уменьшает сопротивление восприятию новой информации;
в процессе открытых высказываний устраняется эмоциональная предвзятость в оценке позиции партнеров и тем самым нивелируются скрытые конфликты;
вырабатывается групповое решение со статусом групповой нормы;
можно использовать механизмы возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений;
удовлетворяется потребность участников дискуссии в признании и уважении, если они проявили свою компетентность, и тем самым повышается эффективность их отдачи и заинтересованность в решении групповой задачи.
Основные функции преподавателя при проведении дискуссии:
формулирует проблему и тему дискуссии, дает их рабочие определения;
создает необходимую мотивацию, показывает значимость проблемы для участников дискуссии, выделяет в ней нерешенные и противоречивые моменты, определяет ожидаемый результат;
создает доброжелательную атмосферу;
формулирует вместе с участниками правила ведения дискуссии;
добивается однозначного семантического понимания терминов и понятий;
способствует поддержанию высокого уровня активности всех участников, следит за соблюдением регламента и темы дискуссии;
фиксирует предложенные идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы;
участвует в анализе высказанных идей, мнений, позиций; подводит промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу.обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения;
сравнивает достигнутый результат с исходной целью.
Обучение иностранному языку включает в себя разные виды речевой и мыслительной деятельности, способствует формированию способности ясно мыслить, критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования и, следовательно, облегчает понимание любого теоретического материала. Сознательное освоение студентами соответствующего материала, излагаемого преподавателем, предполагает владение навыками аргументационного восприятия речи. Кроме того, освоение норм рационального речевого общения, правил ведения дискуссий формирует ответственное отношение к речи, что является одним из важнейших требований, предъявляемых к современному специалисту в любой области деятельности. Также формирование дискутивных и аргументативных умений необходимо для полноценного развития коммуникативной и интеллектуальной самодостаточности личности [1].
При проведении дискуссии могут использоваться различные организационные формы занятий. Одна из таких форм — групповое обсуждение. Задача преподавателя заключается в том, чтобы четко сформулировать проблему обсуждения студентов. Далее предлагается привести аргументы «за» и «против».
Давайте рассмотрим пример такого обсуждения.
Студентам 2 курса факультета ТЭФ (специальность «Теплоэнергетика») предлагается обсудить проблему использования солнечной энергии. После того, как учащиеся прочитают необходимый лексический материал по теме, они делятся на 2 группы, одна из которых приводит доводы в пользу использования возобновляемых источников энергии, а другая против.
Текст:
Theuseofsolarenergy
Oneofthe uses of solar energy is its transformation into electric energy. Photoelectric converters operate not only aboard space vehicles. They are used to supply hard-to-reach sites, for instance, light-houses, communication facilities, etc. with electric power. Such installations can operate continuously for 20 years, and their capacity is up to 500 watts. They are reliable and do not need constantly handling by personal.
At present, mainly semiconductor silicon is used for the manufacture of photocells. Now the researchers have designed photocells on the basis of linking two materials in a single crystal-gallium arsenide and aluminum arsenide. They are most promising for the transformation of preliminary concentrated light since they continue to operate efficiently at temperature of over 200˚ C. Using heat that is released in photocells one can raise the efficiency up to 30 %. Their use in solar power station will greatly cut the cost of the photoelectric method of energy transformation.
The problem of wider uses of renewable energy sources — solar, tidal and geothermal ones is of great local importance. So far the practical use of solar energy is not very significant but the use of this energy can be profitable in many areas even now. Specialists designed water-heating installations for both seasonable and year-round operation. They have already built solar-powered homes and public buildings with hot water supply, heating and air-conditioning. Within the next few years experimental constructions will go on. After tests the best solutions will be used in standard designs.
The application of solar installations in agriculture has considerable effect. The experience in experimental solar-heating greenhouses has shown that, as compared with ordinary greenhouses that receive heat from boiler rooms, the expenses on vegetable-growing are reduced by 60 % due to fuel savings alone. Solar-powered installations for drying farm products were also tested successfully. [2].
The first group, advantages:
1. Solar energy can be used in hard-to-reach sites
2. Devises used solar energy operate very long, up to 20 years
3. Devises used solar energy are reliable and do not need constantly handling by personal
4. The use of photocells in solar power station greatly cuts the cost of the photoelectric method of energy transformation
5. The application of solar energy in agriculture helps to save fuel and reduce expenses up to 60 %
The secondgroup, disadvantages:
- Getting solar energy depends on the weather
- The design of solar batteries and installations is expensive
- The design of solar batteries and installations is high-tech and labor-intensive
- The use of solar energy in large scale is not possible, only in particulate areas
- Solar energy is a new kind of energy, and it is still tested
Метод дискуссии как один из методов проблемного обучения находит все большее применение на занятиях по иностранному языку, в том числе при профессионально-ориентированном обучении, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении какой-то проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, генерируя при этом новые идеи [3].
При таком подходе достигается максимально быстрое принятие и усвоение нового материала, при этом все учащиеся без исключения вовлечены в процесс. Происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Этот метод повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям.
Как итог данный метод обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.
Литература:
- Леонтьев А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков (лекция-доклад) // Школа-семинар «Создание единого информационного пространства системы образования». М.: Рото-Принт, 1998. — 24 c.
- Кириллова В. В., Знаменская А. М., Найданова Г. И., Шарапа Т. С. Английский язык: учебно-методическое пособие по чтению и переводу научно-технической литературы для студентов факультета промышленной энергетики; СПбГТУРП. — СПб., 2014. — 78 с.
- Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. — № 1. — с. 25–35