Библиографическое описание:

Зайцева Л. А. Внедрение приемов ТРИЗ в обучающий и воспитательный процесс с целью повышения функциональной грамотности ребенка и обеспечения его психологической стабильности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 102-104.


  1. Актуальность проблемы

Все знают, что рождение психологических параметров в организме человека — это природный процесс. Он не связан с основами каких –либо знаний психологии. Данные параметры либо развиваются в норме, либо угасают со временем, что мешает ребенку полноценно усваивать материал, а взрослому полноценно доносить до ребенка обучающий материал в полном объеме.

Длительное использование знаний, привитие умений, перерастающих в навык без подкрепления психологическими упражнениями приводит к механическому запоминанию, лишает возможности творчества ребенка, не тренирует жизненные ходы и не прогнозирует результат. Данный подход устарел, и требует, вмешательства не только учитывая возрастные особенности ребенка, но и их исследование, развития его психологических процессов, их коррекции и воспроизведению с их помощью точных и глубоких научных фактов.

В своих обращениях к народу, законодательных документах, президент Республики Казахстан Н.А Назарбаев всегда подчеркивает, что развитие и становление гражданской позиции закладывается в наших детях с дошкольного возраста. Именно с этих лет, когда ребенок адекватно может оценить ситуацию, способен мыслить и рассуждать, мы — учителя должны внести ясность, научность и доступность в предлагаемый изучаемый материал. А без глубоко исследования психологических параметров ребенка это просто невозможно.

Именно поэтому данная проблема является актуальной и значимой в современном мире.

  1. Теоретические основы ТРИЗ

ТРИЗ в наших подходах к обучению и воспитанию раскрывает следующую теоретическую основу:

Т- творческое, Р- развитие, И- индивидуальных, З- задатков

С младшего дошкольного возраста начинается исследование внутреннего потенциала ребенка, что позволяет на основе данных результатов обеспечить правильную стратегию преподавания и конечно высокие результаты обученности детей в процентном соотношении.

Серии занятий, идущих параллельно с тематическим материалом, дополнительные творческие задания, индивидуальный подход помогают узнать внутренний мир ребенка, уберечь его от жизненных стрессовых ситуаций, привить любовь к процессу получения знаний.

Целью ТРИЗ является работа с такими блоками как: память, внимание, мышление, воображение, речевой блок, моторный блок. Многолетнее исследование, наработанные авторские приемы, профессионализм кадров делают высокие проценты в получении ребенком функциональной грамотности в любой изучаемой области. А наложение этого материала на яркий эмоциональный фон, музыкальный видео ряд, фото слайды и т.д , делает его запоминающимся надолго.

Данные приемы дают реальный, высокопроцентный результат. Что подтверждают следующие данные:

– высокая результативность в обучении,

– яркая творческая и фантазийная база у дошкольника,

– высокий процент восприятия учебного материала,

– качественная подготовка дошкольников к школьной программе,

– высокая степень любознательности у детей.

  1. Практические аспекты реализации технологии ТРИЗ и ее авторских приемов:

В качестве базовых были приняты следующие основные структурные компоненты общего образования детей дошкольного возраста:

Совокупность теоретических и практических знаний в пределах возраста

Запоминание изучаемого материала

Использование полученных знаний на практике

Внедрение самостоятельных изобретений, на основе полученных знаний в жизнь, функционирование нового изобретения

  1. Особенности изменения процесса обучения с использование технологии и авторских приемов ТРИЗ

Сильная сторона данной технологии, ее основная цель — положительный настрой, направленный на эмоциональный блок развития ребенка. Дети работают в душевном комфорте, учтены их все психологические всплески и неточности воспитания.

Каждому ребенку, предоставляется возможность, в ходе занятия выступить в роли кого- либо, проявит речевую активность, высказать свою точку зрения. Успешность поставленной цели в ее преодолении зависит от четко продуманной инструкции, что определяет один из авторских приемов. Занятия всегда ведутся по одному тематическому принципу.

В использовании ТРИЗ отбирается речевое содержание темы ( воспитатель), методическое обеспечение, серия упражнений для отработки и коррекции психологического параметра, что обеспечивает высокий процент запоминания нового материала, взаимосвязь речевой и художественной деятельности, что развивает нестандартный подход ребенка к ответам, учит проявлять себя, учит рисовать. Во всем этом используется четкая преемственность в работе между дошкольной организацией и начальной школой. Использование данной технологии и приемов позволяет воспитанникам нашего детского сада « Аленушка» много лет подряд являться не только выпускниками, но и учениками ведущих лицеев и гимназий города.

Многолетнее исследование проблемы в данном направлении имеет четкую структуризацию, выверенные формы, методы, приемы работы, что приводит в высокой результативности в практике.

Экспериментальной площадкой является ГККП «Ясли сад «Аленушка», экспертной группой коллективы учителей школы № 10, лицея ЛОРД, лицея « Дарын», гимназии № 1, гимназии « Бест»

Литература:

  1. Град А. Д « Эмоции, психология эмоций» М. Просвещение 1981г
  2. Вилл.Г.Н « Стресс, стрессовые расстройства, история стрессовых расстройств и их преодоление»
  3. Рин.РР « Сознание ребенка, его развитие»
  4. Рин Р.Р « Сознание, самореализация, самооценка»
  5. Грачевский А.П « Способный ребенок — радость в доме»
  6. Гиппенрейтер Ю « Самая важная книга для родителей»
  7. Маховская О « !00 ошибок воспитания, которых легко избежать»
  8. Шадрин М « Учебное пособие. Психология личности»
  9. Соснин Э.А, Шувалов А.В, Пойзнер Б.Н « Лидер и управление циклом системы: шкала творчества, примеры»
  10. Фаер С, Тимохов В « Полцарства за идею»
  11. Шимукович П. Н « Информационный метод творчества2
  12. Гин А А , Кудрявцева А.В , Серединский А « Теория решения изобретательских задач»
  13. Злотин Б.Л, Зусман А. В» Изобретатель пришел на урок», Кишинев , 1989г
  14. Иванов Г. И « Формула творчества», М. Просвещение 1994г
  15. Пузанкова Е.Н « Формирование языковой способности детей дошкольного возраста»Образование и общество — 2001г
  16. Крутий Е. Л « Грамматическая хрестоматия»
  17. Арушанов А. Г « Речь и речевое общение детей»- М. Мозаика — синтез, 1999г
Основные термины (генерируются автоматически): Внедрение приемов ТРИЗ, функциональной грамотности ребенка, психологических параметров ребенка, Теоретические основы ТРИЗ, нестандартный подход ребенка, возрастные особенности ребенка, блок развития ребенка, возможности творчества ребенка, Многолетнее исследование, внутреннего потенциала ребенка, дошкольного возраста, внутренний мир ребенка, Целью ТРИЗ, рождение психологических параметров, использовании ТРИЗ, подкрепления психологическими упражнениями, Казахстан Н.А Назарбаев, ребенком функциональной грамотности, яркий эмоциональный фон, Многолетнее исследование проблемы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос