Автор: Овчелупова Вера Ивановна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 09.05.2016

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Овчелупова В. И. Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/9843/ (дата обращения: 13.12.2017).



В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 30 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках — это задача каждого учителя географии.

Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено прежде всего на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии.

Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).

Дети не одинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, я не работаю на «среднего» ученика, так как знаю, что это приведет к снижению уровня знаний, будет затормаживать способности учащихся и угасанию интереса к предмету география. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, новой функции объекта, альтернативы решения проблемы; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

Для успешного усвоения данного совокупного содержания образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических методов обучения: информационно — рецептивного, конструктивно — репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского и. т.д. Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:

 Предъявление новой информации;

 Прямое и вариативное применение учениками этой информации с включением в неё надпредметных действий;

 Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений и предусматривающих в разных сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.

В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно размышляющей деятельности учителя и ученика, преобладанию методов проблемного обучения, предельному вниманию к эмоциональной окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы ценностей. Данный метод предполагает, индивидуализированную и одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый работает в меру своей способности. В качестве непременного условия реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающее во все обучение индивидуализацию, групповую и коллективную формы самостоятельной работы, предоставляющий широкий простор для свободы выбора, самопроявления учащимися своей личности, творческой активности в диалоге, дискуссии, при решении проблем. Успешность обучения, его результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе непременно методологическим, усвоению предметных и надпредметных способов деятельности; достижению доступного уровня творческого применения знаний и умений, способности к решению проблем и самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих интересов и системы ценностей. Таким образом, идет планомерная и параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся повышенного уровня обучаемости, т. е. с одаренными детьми.

Что же такое обученность? И что такое обучаемость?

Обученность — это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах — отметка по предмету.

Обучаемость — проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Выделяют три уровня обучаемости:

 І уровень — репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

 ІІ уровень — высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.

 ІІІ уровень — наиболее высокий, творческий уровень обучаемости — способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.

Как правило, большинство учащихся в классе имеют второй уровень обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать индивидуальную работу с ними, то это приведет к затормаживанию способностей. Чтобы этого не произошло, я разработала программу работы с такими учащимися.

Уровневая дифференциация предполагает направленность обучения на личность ученика с учетом его уровня развития и способностей. Учебный материал по географии дифференцируется по структуре и по содержанию, что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности.

По характеру познавательной деятельности уровневая дифференциация определяет степень продуктивности в изучении географии. Дифференциация содержания направлена на достижение обязательного (формирующего) уровня усвоения учебного материала; знания научных основ; сформированности типовых познавательных действий; навыков свободного воспроизведения основных фактов, правил, законов; понимания причинно-следственных связей, умения производить аналитико-синтетическую деятельность при решении как элементарных, так и сложных задач; умения предъявлять оценочные суждения.

Уже в 5 классе, при изучении курса география, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и. т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

 Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8–10 минут

 Объясняю новый материал.

 Провожу закрепление новой информации.

 Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

  1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задание по образцу.
  4. Выполните здание в измененной ситуации.
  5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети.

Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика.

Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

Учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально — физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулировать их творческую деятельность.

Использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Я разработала программу работы с одаренными на уроках географии в 7 классе.

В программе к каждой теме курса имеются задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

В программе нашли широкое отражение самостоятельные работы:

 На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;

 На проведение анализа с последующими выводами;

 На раскрытие причинно-следственных связей;

а) выявление причин и следствий;

б) установление единичных и общих связей;

в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;

г) группировке связей по их генезису;

 На формирование приемов обобщений с последующими выводами;

 На формирование приемов классификации;

 Выдвижение гипотез и их защита;

 Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;

 Составление текста с географическими ошибками.

Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень обучаемости, одаренными детьми, изучении географии, уроках географии, методов обучения, уровня обучаемости, усвоенных знаний, применение знаний, глубина знаний ученика, познавательной деятельности учащихся, репродуктивный уровень обучаемости, высокий уровень обучаемости, учащихся повышенного уровня, творческий уровень обучаемости, прикладной уровень обучаемости, снижению уровня знаний, уроках должен, усиления самостоятельности учащихся, учебной деятельности ученика, уровню образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос