Автор: Бражникова Алла Валериевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 188-191.



Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Применение инновационных средств обучения, в том числе и использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Цель: создание информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении для эффективного использования электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе для поддержки и мотивации процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности детей дошкольного возраста с ТНР.

Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием.

Принцип научности.

Цель — помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Однако, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому необходимо быть особо внимательным при отборе материала.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип доступности, диктует такой отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с нарушениями речи.

Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает следующие формы работы:

Формы организации детей в структуре образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность

Ориентиры: звуковые (музыкальный репертуар, восприятие художественного слова, логоритмические упражнения), зрительные (демонстрация иллюстраций) и комбинированные (сочетание звуковых и зрительных).

Наглядные методы: демонстрация наглядного материала, показ фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентации, видеофильмы.

Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, SMARTTABLE, Microsoft Office (PowerPoint), использование ЭОР

Совместная деятельность педагога сдетьми

Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, использование ЭОР.

Организация мониторинга (использование тестов на электронных носителях [Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе — М.:Просвещение, 2011-С.6–25] (2012 г.), мониторинг, разработанный ФИПИ (2013 г.), в сети Интернет (например, http://vshkolu.com/test), авторские тестовые задания

Совместная деятельность ссемьей

Размещение информации: консультации, отчеты, фрагменты образовательной деятельности и т. п. на сайте ДОУ.

Организация обратной связи: интерактивные опросы, обратная связь на сайте.

Использование ИКТ технологий на совместных мероприятиях для демонстрации опыта работы, фото, видео материалов, информации (родительский клуб, мастер-класс, родительское собрание).

Методы обучения дошкольников с ТНР с использованием ИКТ можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности.

В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний выделяют: метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения.

Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка.

По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; частично-поисковый метод (предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками); метод компьютерных дидактических игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.

Учитываются своеобразие и особенности организационной формы коррекционно-образовательного процесса: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Наглядный и дидактический материал компонуется исходя из особенностей конкретной группы, темы, и направлено на достижение максимального обучающего эффекта. Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ сочетает в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

Учитывая низкую переключаемость внимания детей с ТНР, во время организационного момента важно настроить их на изучаемый материал. Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь учителя-логопеда настраивают воспитанников на усвоение нового, сокращают время на организацию начала занятия.

Например, знакомя детей с темой «Домашние животные» используются загадки, картинки. Дети с интересом включаются в игру. Слайды позволяют воспитанникам проверить себя и определить изучаемую тему, подготовиться к восприятию нового материала. Широко применяются компьютерные презентации и при изучении нового материала.

В презентации могут включаться различные задания, дидактические игры, тесты, что позволяет актуализировать, закрепить и обобщить знания детей. После начала проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций положительную динамику в речевом развитии детей отмечают не только педагоги, но и родители воспитанников.

В дошкольном учреждении используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:

– ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;

– учебные электронные издания на CD, приобретаемые педагогами для комплектации медиатек;

– ресурсы, разработанные педагогами.

Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и накапливать тот багаж медиа-продуктов, который необходим в воспитательно-образовательном процессе.

Все мультимедийные пособия, используемые мною в работе можно разделить на группы:

– Аудиальные. CD или МР3 диски без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики и для адаптации детей (материалы Екатерины и Сергея Железновых), а также для автоматизации разных групп звуков (логопедические альбомы Т. С. Резниченко, О. Д. Лариной), предназначенные для коррекции звукопроизношения, развития языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков речи.

– Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации), содержащие видеоряд. Для эффективного усвоения предложенного материала используются интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы, образцы записей сказок.

– Компьютерные программы для развития общих речевых навыков, связной речи (а так же онлайн-игры из сети интернет), логического мышления, памяти, внимания, мышления («Лунтик», «Маша и медведь», фрагмент игры «Магазин» на интерактивной доске).

– Компьютерные игры для развития речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков («Веселые игры для развития речи и слуха», «Домашний логопед», «Игры для Тигры», «Трудные звуки», «Учимся говорить правильно»). При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным детям помогут эти мультимедийные диски. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память.

– Компьютерные игры для развития фонематического слуха и обучения грамоте («Скоро в школу. Учим буквы», «Читаем сами», «Лунтик учится читать», «Самолетики», «Читаем с пчелкой»). Красочные картинки, веселые стихи, увлекательные приключения с забавными героями помогают детям быстро выучить буквы, научиться читать и превращают занятия в веселую игру (фрагмент игры «Самолётики», с интерактивной доской ЛА, ЛО, Илья — «машина», игра «Поле чудес»).

– Компьютерные программы для ознакомления с окружающим, развития общей осведомленности, расширения кругозора (например, «Уроки тетушки Совы», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»). Это уникальное собрание обширной информации по всем отраслям знания. Содержит сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству; всю важнейшую историческую, социально-экономическую, географическую информацию по всем странам мира. Все материалы сопровождаются фотографиями, аудио- и видео-иллюстрациями, схемами и таблицами. В таком виде процесс познания новой информации доставляет настоящее удовольствие, потому что ты не только читаешь сухие факты, но и смотришь, слушаешь.

Использование в коррекционной работе, образовательном процессе, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Также я создаю авторские мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей PowerPoint.

Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т. к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Особенно важно применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия.

Таким образом, ценность ЭОР заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Тот интерес, который вызывают занятия с использованием ИКТ и ЭОР, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что особенно важно для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ помогает педагогам решить конкретную образовательную задачу, повысить мотивацию дошкольников.

В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Литература:

  1. Бойкова И. Г., Золотарюк О. М., Климова М. В. Использование инновационных методик и технологий в образовательной системе дошкольников // Сборник научных трудов двенадцатой Международной научно-практической конференции «Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий "1С». 31 января — 1 февраля 2012 г.: Новые информационные технологии в образовании; под общ. ред. проф. Д. В. Чистова. Ч. 2. –М.: 1С-Паблишинг, 2012, с.296–298.
  2. Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 1999.
  3. Сайт института возрастной физиологии РАО vfrao.ru
  4. СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением от 15 мая 2013 г. № 26.
  5. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru/node/337854/
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
Основные термины (генерируются автоматически): электронных образовательных ресурсов, использованием ИКТ, нарушениями речи, тяжелыми нарушениями речи, электронных носителях, дошкольном образовательном учреждении, образовательной деятельности, характеру познавательной деятельности, Практические методы, ИКТ технологий, реализации основной образовательной, обучения дошкольников, основной образовательной программы, компьютерные средства обучения, использования информационных технологий, использование ЭОР, компьютерных технологий, коррекционно-образовательного процесса, развитию речи, использованием ИКТ технологий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос