Применение инновационных технологий в преподавании биологии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кувырталова, М. А. Применение инновационных технологий в преподавании биологии / М. А. Кувырталова, З. В. Фадеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10480/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена изучению инновационных технологий в преподавании биологии. Автор рассматривает характеристики, сложности, применение инновационных программных средств в организацию образовательного процесса. Особое внимание акцентировано на использовании инновационных технологий на занятиях биологии.

Становление новой системы образования предполагает существенные изменения в организации образовательного процесса современной школы, которые призваны формировать активную личность, обладающую базовыми знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего образования, профессионального становления и мобильности в условиях рынка. В связи с этим возрастает роль образовательных технологий.

Исследователи выделяют три типа инновационных подходов кобразовательным технологиям: радикальные — например, осуществление попытки перестроить весь учебный процесс на основе компьютерных технологий, включая обучение через Интернет-сеть, дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.; комбинаторные — соединение ранее известных элементов (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов, например, лекция-диалог или семинар «анализ критических инцидентов» по актуальной проблеме); модифицирующие (совершенствующие) — улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая или ролевая игра) [3, с. 95].

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в педагогической практике приоритетными стали следующие технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, позволяющие осуществлять уровневую дифференциацию, технологии проектной деятельности и обучения на основе проблемный ситуаций.

Данные технологии широко востребованы на всех уровнях и направлениях содержания образования, в том числе — естественнонаучного, в котором существенная роль принадлежит биологии. В связи с внедрением ФГОС разрабатывается структура и содержание новой системы биологического образования; по-новому определяется его качество и результаты [2].

Применение в учебном процессе новых информационных технологий стало объективным и естественным процессом в условиях цифрового общества.Современные школьники с самого раннего возраста развиваются в условиях новой инновации и новой информационной среды, предполагающей использование Интернета, телевидения и компьютерных программ, что приводит к снижению значимости традиционных источников получения информации, таких как речь учителя и учебники.

Информационные технологии обучения — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видео — средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.Использование данных технологий обусловливает формирование нового типа восприятия информации и мышления современного школьника. В основе процесса — знаково-символическая трансформация учебного материала, создание семиотического пространства, влияние которого все более возрастает.

Известный ученый А. Е. Войкунский отмечает, что данные технологии предоставляют внешнюю память, которая не просто добавляется к натуральной и культурной памяти, но и решительно ее перестраивает, переструктурирует; усиливают перцептивные способности человека, открывают возможность по-иному планировать и осуществлять мыслительную активность.

Применение инновационных программных средств на занятиях биологии позволяет учителю решать ряд задач в контексте требований ФГОС. В ориентирах на достижение результатов: личностных — содействует формированию интересов и мотивов; метапредметных — развивает умения работать с разными источниками биологической информации, т. е. находить нужную информацию в различных источниках, анализировать, оценивать и преобразовывать ее из одной формы в другую; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; предметных — содействует выделение существенных признаков биологических объектов и процессов, усвоению классификаций; объяснению роли биологии в практической деятельности людей, сравнение биологических объектов и процессов и др. Важно заметить, что «чем больше знаковых форм будет вовлекаться в сферу образовательного пространства, тем глубже будет его освоение обучающимися, тем больше знаков разной степени сложности будет иметь в своем познавательном процессе ученик» [1, с. 221].

ИКТ позволяют оптимизировать процесс формирования универсальных учебных действий (УУД), прежде всего — познавательных и коммуникативных. Особенно эффективны данные технологии при выполнении заданий практического характера, требующих наглядно отразить существенные стороны различных объектов, проследить динамику изучаемых процессов и явлений.

Такие различия связаны с задачами учебного процесса и визуализации, определяющими ее тип (когнитивная, доказывающая, иллюстративная), с особенностями информации и этапов работы над ней, с индивидуальными различиями учащихся. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

В целом, информационно-коммуникационные технологии позволяют рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе урока; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса; построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро — и макроэволюции, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Информационно-коммуникационные технологии применяются на различных этапах урока и во внеурочной работе. Использование новых инновационных программных средств на занятиях биологии позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать следующие задачи: облегчать самостоятельную работу учащихся при выполнении заданий, повышать качество формирования знаний и умений, помогает сделать преподавание биологии более интересным, эффективным и содержательным. Анализ педагогического опыта показал, что на уроках биологии используют следующие инновационные технологические средства: интерактивная доска, мультимедийные презентации, слайд-шоу.

Инновационные технологии и средства их реализации используются в различных ситуациях учебного процесса. На этапе изучения нового материала или проверки знаний компьютер или интерактивная доска выступают в роли отличного демонстрационного средства, помогают организовать индивидуальную работу с учащимися.

Данные технологии позволяют учителю или ученику объединить три инструмента: во-первых, это экран для отображения, во-вторых, обычная маркерная доска, и, в-третьих, интерактивный монитор. При использовании таких технологий чаще всего применяются компьютерные презентации. Компьютерное тестирование — одна из форм контроля знаний обучающихся, позволяющих быстро получить и обработать статистические данные об усвоении материала отдельными учащимися или классом, в целом.

Исследования по использованию инновационных технологий в обучении показали, что благодаря интерактивной доске повышается познавательный интерес, улучшаются результаты учебной деятельности. Использование интерактивной доски, в отличие от обычного мультимедийного проектора, позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и чертить, рисовать, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые поправки и сохранять их в виде компьютерных файлов. Интерактивные доски делают занятия биологии более увлекательными и помогают обучающимся лучше усвоить материал. При подготовке собственных презентаций учащиеся развивают умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, кратко и четко формулировать свою точку зрения.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, позволяет сформировать умения систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках, обобщать и анализировать.

Таким образом, использование современных технологий в процессе обучения биологии повышает его эффективность, позволяет получитьфундаментальные знания, формировать у учащихся креативность, умение работать в команде, проектное мышление и аналитические способности, коммуникативные компетенции, толерантность и способность к самообучению, что обеспечивает, в целом, успешность личностного развития учащихся.

Литература:

1. Кувырталова М. А. Знаково-символическая деятельность как основа вхождения обучающегося в цифровое образовательное пространство / М. А. Кувырталова, К. Ю. Брешковская / Цифровое общество как культурно исторический контекст развития человека: сб. науч. статей и материалов международной конференции / Под общ. ред. Р. В. Ершовой. — Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. — 443 с.

2. Особенности урока биологии. [Электронный ресурс]: http://uroki-fgos.ru/ob-obrazovanii/ob-urokakh-po-fgos/194-osobennosti-uroka-biologii-fgos

3. Панфилова А. П. Инновационныепедагогическиетехнологии: Активноеобучение: учеб. пособиедлястуд. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2009. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие биологии, интерактивная доска, учебный процесс, средство, выполнение заданий, данные, образовательный процесс, преподавание биологии, процесс, умение.

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения. Особенности применения технических средств при организации...

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях...

задача, учащийся, познавательный интерес, урок биологии, растительное масло, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, ИКТ, игра, учебный процесс.

Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс...

интерактивная доска, интерактивное обучение, урок, интерактивное средство обучения, пройденный материал, процесс

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики, учебный материал.

Использование современных педагогических технологий на...

Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных

Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии

Во-вторых, — организацией образовательного процесса.

Интегрированные уроки. Межпредметная интеграция урока биологии с другими предметами школьного курса

Содержание педагогической системы формирования...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности

Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс, материал урока, процесс обучения, возможность, материал, экран, Преподаватель.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Библиографическое описание: Семенюк Н. В., Романова Н. Ю. Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Известно, что учителя используют две модели организации процесса обучения: директивную — т. е. базирующуюся на однонаправленном...

Формирование познавательной активности обучающихся на...

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Выбор средств обученияпроцесс индивидуально творческий.

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная...

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств обучения в практике...

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения. Особенности применения технических средств при организации...

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях...

задача, учащийся, познавательный интерес, урок биологии, растительное масло, процесс обучения, познавательная деятельность учащихся, ИКТ, игра, учебный процесс.

Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс...

интерактивная доска, интерактивное обучение, урок, интерактивное средство обучения, пройденный материал, процесс

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики, учебный материал.

Использование современных педагогических технологий на...

Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных

Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

Мотивация учащихся к обучению на уроках биологии

Во-вторых, — организацией образовательного процесса.

Интегрированные уроки. Межпредметная интеграция урока биологии с другими предметами школьного курса

Содержание педагогической системы формирования...

учебный процесс, метод обучения, средство, учебный материал, личностно-ориентированное обучение, урок, повышение эффективности

Интерактивная доска, урок, ребенок, учебный процесс, материал урока, процесс обучения, возможность, материал, экран, Преподаватель.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Библиографическое описание: Семенюк Н. В., Романова Н. Ю. Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Известно, что учителя используют две модели организации процесса обучения: директивную — т. е. базирующуюся на однонаправленном...

Формирование познавательной активности обучающихся на...

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Роль и место средств обучения в учебном процессе

Выбор средств обученияпроцесс индивидуально творческий.

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная...