Инновационные методики обучения стрельбе из автомата | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 30.04.2016

Статья просмотрена: 674 раза

Библиографическое описание:

Кутыгин, Ю. А. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата / Ю. А. Кутыгин. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10459/ (дата обращения: 18.04.2024).



Всегда определённую сложность у специалистов, занимающихся огневой подготовкой вызывает необходимость формирования техники стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, когда речь идет о массовом обучении. Профессорско-преподавательский состав образовательных организаций системы МВД России, специалисты центров профессиональной подготовки, инспекторский состав подразделений, организующих боевую и служебную подготовку сотрудников органов внутренних дел, встречаются с этой проблемой практически ежедневно. Статья посвящена одному из направлений решения этого вопроса на примере обучении курсантов, слушателей и постоянного состава в Уральском юридическом институте МВД России.

С целью наиболее эффективного формирования правильной техники стрельбы из автомата у обучающихся наряду с учебным оружием, стрелковыми тренажёрами «СКАТТ», лазерными стрелковыми тренажерами «Рубин» в институте эффективно используется стрелковый тренажер «ПРИКЛАД» разработанный на кафедре огневой подготовки старшим преподавателем Сюзевым И. Ю. (рис. 1).

Данный тренажер предназначен для выполнения комплекса упражнений формирующих ряд основных элементов техники производства выстрела:

− удержание пистолетной рукоятки;

− постановка затыльника приклада и контроль усилия нажима приклада в плечо;

− прикладка щеки к гребню приклада;

− положение головы относительно верхней части приклада и прицельных приспособлений автомата;

− обработка спускового крючка;

− контроль стрелком всех вышеперечисленных элементов в момент стрельбы из автомата.

При удержании пистолетной рукоятки кисть правой руки охватывает пистолетную рукоятку с небольшим усилием. При этом указательный палец не должен принимать участия в охвате, а между ним и пистолетной рукояткой должен быть зазор, необходимый для того, чтобы можно было свободно, не касаясь рукоятки, нажимать на спусковой крючок.

Приклад автомата необходимо достаточно плотно и однообразно упирать затыльником в правую часть груди в области большой грудной и дельтовидной мышц. При изготовке для стрельбы и производстве выстрела группа мышц плеча и правой части груди должна быть расслаблена.

С целью создания условий для однообразного прицеливания, необходимо чтобы положение головы было достаточно фиксированным и неизменным как по высоте относительно приклада, так и по расстоянию от глаза до прицельных приспособлений, для этого нужно без особого усилия щекой прижиматься к гребню приклада.

Правильное положение головы при изготовке к стрельбе влияет на качество стрельбы. Голову следует держать по возможности без наклона в сторону или вперёд, так, чтобы смотреть на цель прямо перед собой, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для работы глаза при прицеливании.

Технически грамотная обработка спускового крючка и контроль стрелком всех элементов техники производства выстрела из автомата позволит обучающемуся избежать неточной стрельбы. Необходимо нажимать на спусковой крючок либо третьей (ногтевой) фалангой указательного пальца, либо сгибом между третьей и второй фалангой, так как такое нажатие требует наименьшего движения пальца. Нажимать на спусковой крючок нужно прямо-назад, чтобы указательный палец двигался вдоль оси канала ствола. Стрелок должен плавно, постепенно и равномерно усиливать давление на спусковой крючок, однако это не значит медленно, а именно плавно. Работа указательного пальца при нажатии на спусковой крючок обязательно должна быть согласована с прицеливанием и контролем световых индикаторов тренажёра.

Рис. 1. Тренажёр «ПРИКЛАД»: 1 — пистолетная рукоятка с упруго-подвижной планкой; 2 — контактный выключатель электронного устройства индикации; 3 — планка усилия нажима щеки на приклад; 4 — планка усилия нажатия в плечо; 5 — спусковой крючок; 6 — трехцветный индикатор; 7 — прицельные приспособления; 8 — винт регулировки фиксатора усилия, оказываемого щекой стрелка на гребень приклада; 9 — винт регулировки фиксатора усилия, оказываемого на планку пистолетной рукоятки; 10 — винт регулировки фиксатора усилия, оказываемого прикладом на плечо стрелка; 11 — цевье

Для формирования техники стрельбы из автомата у обучающихся профессорско-преподавательским составом кафедры разработан комплекс специальных упражнений, где используется тренажер «ПРИКЛАД». Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

Упражнение № 1. Хват.

Важно, чтобы обучаемый понимал, что его задача при работе на тренажере это добиться такого положения автомата при изготовке к стрельбе, когда все индикаторы перестают светиться.

1 шаг: основание большого пальца руки удерживающего рукоятку, плотно прижимаем к контактному выключателю электронного устройства индикации (датчику включения питания устройства). Три индикатора загораются красным светом. Тренажёр включен и готов к работе.

2 шаг: остальные пальцы охватывают пистолетную рукоятку, создавая усилия на рукоятку такой величины, при которой индикатор усилия сжатия-разжатия не будет гореть ни красным, ни зеленым светом. Данное условие является основным показателем правильности удержания пистолетной рукоятки, так как изменение усилий при удержании рукоятки приводит к угловым смещениям оружия — самым нежелательным для его устойчивости в момент производства выстрела.

Точно также контролируем степень сжатия-разжатия при приложении усилий на оставшиеся объекты контроля (плечо, щека), соответствующие световые индикаторы не должны светиться.

3 шаг: обрабатывая спусковой крючок, контролируем показания индикатора усилия сжатия-разжатия пистолетной рукоятки. Режим нажатия на спусковой крючок рекомендуется выбирать в соответствии с режимом предстоящей стрельбы (выполняемого упражнения).

Когда световые индикаторы загораются зеленым светом, это сигнализирует, что усилия являются чрезмерно большими, и стоит уменьшить воздействия, оказываемые на контролируемые элементы. Если световые индикаторы загораются красным светом — усилие не достаточное. Необходимо помнить об удержании внимания на отчетливой мушке в прорези целика в процессе прицеливания, а также удержании ровной мушки в момент обработки спускового крючка. В случае если, в ходе работы со спусковым крючком, световые индикаторы начинают светиться, это сигнализирует о нестабильности усилий, прикладываемых к оружию, что очень негативно сказывается на качестве стрельбы.

Упражнение № 2. Скоростная изготовка для стрельбы.

Данное упражнение выполняется после того, как сформированы достаточно устойчивые навыки в выполнении упражнения № 1. Задача данного упражнения заключается в том, чтобы сформировать навык, позволяющий в максимально короткий срок принять правильную изготовку для стрельбы, и произвести прицельный выстрел, при этом одновременно проконтролировать константность усилий воздействия на объекты контроля.

С помощью тренажера формируется мышечная память стрелка, которая в последующем дает возможность при стрельбе сосредотачивать основное внимание на контроле ровной мушки и качественной обработке спускового крючка.

Тренажер отлично зарекомендовал себя в условиях массового обучения курсантов и постоянного состава института. Эффект моделирования условий стрельбы помогает стрелку адаптироваться к безошибочной изготовке для стрельбы с учётом биомеханических, физиологических особенностей, стрельбы из различных положений, правильному удержанию автомата, сохранению «ровной мушки», а также позволяет осознать широкий спектр технических действий, необходимых для производства точного выстрела.

Литература:

  1. Л. М. Вайнштейн «Оружие-пистолет». Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета.
  2. Иткис М. А. «Техника стрельбы из винтовки».
Основные термины (генерируются автоматически): спусковой крючок, пистолетная рукоятка, указательный палец, винт регулировки фиксатора усилия, гребень приклада, стрельба, зеленый свет, контактный выключатель, красный свет, огневая подготовка.

Похожие статьи

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

Ключевые слова: психологическая подготовка, стрельба из боевого оружия, психорегуляция.

Проблема тревожности — узловой пункт, в котором сходятся самые различные вопросы и самые различные тайны, решение которых должно пролить «яркий свет на всю нашу душевную...

Вариант технического решения проблем выверки оптических...

- — проведение контрольной стрельбы невозможно без издания письменного приказа командира войсковой части, что в условиях отдельно дислоцированного отделения достаточно проблематично.

7. Огневая подготовка. Учебник — под ред. В. Н. Миронченко.

Психологические факторы повышения результативности...

В свете учения И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах обнаруживаются

Это мысленный план действий без движений и физических усилий. Это подход изнутри к самому

Другими словами визуализация — это зрительно-мышечная подготовка к стрельбе, чтобы...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста...

Как только человек рождается на свет

своими руками: с липучками, пуговицами, крючками, замками, кнопками, стенды с «любимыми» детьми выключателями, шпингалетами

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного...

Похожие статьи

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

Ключевые слова: психологическая подготовка, стрельба из боевого оружия, психорегуляция.

Проблема тревожности — узловой пункт, в котором сходятся самые различные вопросы и самые различные тайны, решение которых должно пролить «яркий свет на всю нашу душевную...

Вариант технического решения проблем выверки оптических...

- — проведение контрольной стрельбы невозможно без издания письменного приказа командира войсковой части, что в условиях отдельно дислоцированного отделения достаточно проблематично.

7. Огневая подготовка. Учебник — под ред. В. Н. Миронченко.

Психологические факторы повышения результативности...

В свете учения И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах обнаруживаются

Это мысленный план действий без движений и физических усилий. Это подход изнутри к самому

Другими словами визуализация — это зрительно-мышечная подготовка к стрельбе, чтобы...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста...

Как только человек рождается на свет

своими руками: с липучками, пуговицами, крючками, замками, кнопками, стенды с «любимыми» детьми выключателями, шпингалетами

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного...