Создание условий для развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста
Авторы: Громилина Людмила Владимировна, Камызина Лилия Владимировна, Морозова Мария Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 06.05.2016
Статья просмотрена: 4005 раз
Библиографическое описание:
Громилина, Л. В. Создание условий для развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина, М. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10455/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье описывается актуализация и решение проблемы по развитию у детей естественно-научных представлений в условиях ДОО посредством организации лаборатории.
Ключевые слова: естественно-научные представления, миропонимание, мини-лаборатории, формирование личностных качеств.
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы — весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Создание мини лаборатории позволяет решить данную проблему.
Оформление лаборатории не требует больших затрат. В зависимости от размера помещения в этой комнате могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На отдельных полочках можно расставить стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты; на подоконниках и вблизи них — ящики с растениями для наблюдений, несколько комнатных растений, устроить мини-огород или мини-теплицу. Искусственных растений в оформлении лаборатории следует избегать. Украсят стены часы, барометр, картины (пейзажи), панно из природных материалов, портреты известных ученых, например Чарльза Дарвина, который породнил нас, людей, с обезьяной.
Оборудование.
Дляпроведения опытов используются бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Ни в коем случае нельзя приносить в детский сад флаконы из-под лекарств и различных химических веществ.
Стеклянные емкости можно применять только в том случае, если вы уверены, что это безопасно для ребенка. Сами же можете использовать их для демонстрации опытов. Подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например для круп. Некоторые опыты с употреблением спиртовки также проводит сам педагог. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.
В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы в доходы!»).
В группах для проведения опытов по программе используют имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т. п.). Для исследований в лаборатории и на прогулках понадобятся лупы, хотя бы по одной на двоих детей. Но если средства позволяют, то лучше, чтобы у каждого ребенка была своя лупа. Это повысит эффективность работы. К тому же малышу удобнее и интереснее рассматривать объекты самостоятельно, без ограничения времени.
В лаборатории желательно иметь микроскопы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, мини-планетарий, миски и другие емкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумагу, фломастеры. Микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании; лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Вряд ли целесообразно покупать микроскоп в расчете на каждого ребенка. Достаточно иметь пять приборов на подгруппу. Если же микроскоп всего один, дети могут по очереди рассматривать объекты.
Комплект оборудования к конкретному занятию готовится для каждого юного ученого заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке. После проведения опытов ребенок сам убирает свой поднос. В лаборатории хранится и оборудование для проведения исследований на улице: совочки, емкости и т. п.
Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). Такие дневники могут быть как индивидуальными, так и коллективными. К каждому эксперименту можно подготовить комплекты рисунков-символов, изображающих последовательность проведения эксперимента и его задачи. Особенно такие рисунки помогают ребенку в самостоятельной работе.
Живые объекты для наблюдений.
Дом для червей — аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья — это пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько (в зависимости от размера емкости) дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят на волю. Прозрачный горшок — тоже стеклянная емкость (банка, небольшой аквариум), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдения сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней быта на виду.
Материалы для работы.
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Предложите детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Попросите принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделите для таких материалов специальный уголок.
Какие бывают лаборатории.
Лаборатории в дошкольных учреждениях можно разделить на три вида: лаборатория в отдельном помещении, мини-лаборатория в экологической комнате и мини-лаборатория в групповом помещении. О первом варианте уже говорилось выше.
Мини-лаборатория в экологической комнате может занимать небольшой, хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. В этом случае необходимо иметь рядом с экологической комнатой небольшое помещение или хотя бы шкафы, чтобы хранить в них оборудование и массовые материалы для проведения занятий.
Мини-лаборатория в группе может быть стационарной, временной и передвижной. Первая из них предполагает наличие отдельного столика, на котором всегда находятся те или иные материалы и оборудование для исследования. Например, во многих детских садах, воспитатели оборудуют в группах мини-лаборатории так, чтобы после проведения опытов с педагогом-экологом в лаборатории ребенок мог продолжить самостоятельные исследования по изучаемой теме. Если в лаборатории изучали различные камни, то на столике в группе выкладываются коллекции камней, лупы, красочные энциклопедии.
Временная мини-лаборатория организуется воспитателем на определенный срок для закрепления материала или проведения тех или иных опытов. Например, педагог сообщает детям, что в течение месяца у них будет работать специальная лаборатория для изучения свойств воды (воздуха, магнитов и т. п.).
Передвижная мини-лаборатория представляет собой этажерку на колесиках, с широкими полками, на которых размещаются оборудование и материалы. Этот вариант удобен при отсутствии в группе свободного места.
Литература:
- Журнал «Обруч» № 5, 2014 г.
- http://festival.1september.ru
- Программа «Умники и умницы» — (развитие логического мышления детей 4–5 лет).
- Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. Издательство: Сфера, серия: Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2009 г.
Ключевые слова
миропонимание, естественно-научные представления, мини-лаборатории, формирование личностных качеств., формирование личностных качествПохожие статьи
Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром
В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.
Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада
В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...
Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.
Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...
К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.
Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков
В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...
Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей
Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...
Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по разв...
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...
Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов
В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...
Похожие статьи
Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром
В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.
Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада
В данной статье рассмотрены проблемы развития информационно-коммуникационной предметной среды детского сада в организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями при обучении детей дошкольного возраста и предложены ва...
Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.
Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...
К вопросу об организации самостоятельной работы учителей физики в период постдипломного образования
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы учителей физики в рамках постдипломного образования и ее роли в формировании и развитии компетенций, необходимых современному учителю.
Научные подходы к обоснованию педагогических условий формирования здорового образа жизни подростков
В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни. Автор объединяет существующие подходы в три направ...
Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей
Исследованы различные подходы к социально-педагогическому проектированию современного ДОО, разработанные в современной дошкольной педагогике. Представлен анализ потенциальных возможностей технологии проектирования ДОО на основе Федеральных государств...
Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлен обзор приемов и методов психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Рассматриваются причины необходимости психолого-педагогической работы по разв...
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...
Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов
В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...