Социальное проектирование как средство повышения социальной активности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 06.05.2016

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Борисова Е. В. Социальное проектирование как средство повышения социальной активности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10438/ (дата обращения: 14.12.2018).



Федеральный государственный образовательный стандарт определяет социализацию личности школьника как одну из важнейших задач. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумеет реализовать свои способности, жить в социальном смысле комфортно и благополучно, и, как следствие, насколько успешным будет государство

Социализация — сложная двусторонняя система взаимодействия личности и социальной жизни. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека. Он может идти как в условиях стихийного воздействия на личность, так и при условии целенаправленного формирования личности. Для того чтобы процесс социализации обучающихся был целенаправленным, нужно выстраивать воспитательную работу в школе так, чтобы этот процесс был управляемым.

Особую роль в процессе воспитания социальной активности может сыграть социальное проектирование, которое позволяет ребятам самим находить наболевшие проблемы общества и искать способы их решения.

Социальное проектирование — особый вид деятельности подростка. Именно, социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи социализации: формировать свое Я — концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Одним из основополагающих направлений воспитательного процесса нашей школы является социализация учащихся через социальное проектирование. Этот процесс происходит в основном во внеурочное время в рамках реализации воспитательной программы «Я — Гражданин».

Учащиеся ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка каждый год участвуют в конкурсе областного социально-образовательного проекта «Гражданин», где систематически занимают призовые места. Ребята брались за решение многих социальных вопросов нашего села, а для этого приходилось изучать информацию в СМИ, нормативные документы действующего законодательства, встречаться со специалистами, депутатами, проводить акции, различные мероприятия.

В 2011–2012 учебном году проектная группа ребят со своим социальным проектом «Поможем реке» заняла 1 место на территориальном этапе конкурса областного социально-образовательного проекта «Гражданин».

Идея проекта родилась в связи с частыми жалобами местного населения на качество воды, поступающей в дома через систему водоснабжения из реки Чапаевки. Ребят заинтересовались тем, насколько же эта тема актуальна в нашем поселении. Члены проектной группы встретились сглавой поселения Кудрявцевой Н. А. и с начальником отдела по охране окружающей среды Администрации м. р. Волжский Лабуз Виктор Николаевичем. Входе встречи выяснилось, что проблема чистой воды очень актуальна для нашего поселения и для многих других сел нашего района.

В ходе реализации данного проекта ребята провели большую работу:

– Проведена акция: «Поможем реке!» среди учащихся школы!», в ходе которой рассказали учащимся школы о своем проекте, пригласили принять участие в Акции по благоустройству села, очистке берегов реки

– Проведена Акция по очистке берегов реки Чапаевка от мусора (80 человек)

– Выпущено и распространено среди населения 50 буклетов «Поможем реке!»

– На берегах реки установлено 5 щитов с обращением к односельчанам со словами «Односельчане! Не загрязняйте ВОДУ! Давайте сохраним наш единственный источник воды и прекрасный уголок природы — реку Чапаевку!»

– Получено подтверждение о включении участка реки Чапаевка в областную Ведомственную программу по очистке малых рек

– Передан наказ кандидату в депутаты Самарской Губернской Думы Дьяченко Олегу Брониславовичу

В 2013–2014 учебном году был выполнен социальный проект «Памяти героев-земляков», с которым проектная группа заняла 1 место на территориальном этапе конкурса областного социально-образовательного проекта «Гражданин» и прошла на областной этап конкурса, где заняла уже 2 место.

Актуальность данного проекта была продиктована тем, что у молодого поколения искажаются факты о событиях Великой Отечественной войны, они плохо информированы о своих земляках, отличившихся на полях сражений, имеющих весомые военные награды.

Целью данного проекта было увековечивание памяти героев-земляков — участников Великой Отечественной войны.

Работая над данным проектом, ребята достигли следующих результатов:

  1. Согласована с директором школы установка мемориальной доски героям — землякам
  2. Собрана информация о Селищеве В. П., Ледакове И. М., Жукове Г. В.
  3. Подготовлен и размещен на сайте Википедии материал о Жукове Г. В.
  4. Проведена акция «Живая память» (200 человек)

E:\Для проекта\Акция Живая память (2).JPGH:\Социальный проект 10 класс\фото\IMG_20150212_092742.jpg

  1. Собраны средства на изготовление мемориальных досок (14 750 руб)
  2. Подготовлена и отправлена статья о Жукове Г. В. для газеты «Волжская новь». Данная статья опубликована в «Школьной газете»
  3. Разработан проект сценария торжественной церемонии открытия мемориальных досок. Получены предварительные согласия на участие в церемонии открытия главы Поселения, председателя Самарской региональной общественной организации «Союз десантников России» Калиничева А. В.. Отправлено письмо-приглашение сыну героя — Жукову Ю. Г.
  4. 8.Организован просмотр художественного фильма о Г. В. Жукове «Подвиг Одессы» для учащихся школы и учителей (210 человек)
  5. Были изготовлены и установлены на стене нашей школы мемориальные доски, посвященные нашим односельчанам:

– Селищеву В. П. — герою Советского Союза;

– Ледакову И. М. — герою Советского Союза;

– Жукову Г. В. — вице адмиралу, герою Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалеру трех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, награжденного Орденом Нахимова I степени и др. наградами.

E:\Для проекта\S6306617.JPGC:\Users\User\Desktop\Доска\S6306705.JPG

Организуя работу над социальными проектами на протяжении нескольких лет, я могу выделить следующие положительные результаты данного метода:

– в ходе работы над проектами повышается социальная активность учащихся;

– виден реальный вклад ребят в изменении социальной ситуации в местном сообществе;

– формируется навык коллективной работы, умение работать с официальными документами, общаться с представителями органов власти;

– учатся нести ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, социальное проектирование — это особый, социально значимый вид деятельности, который помогает учащимся реально раскрыть свои природные способности. Это наиболее эффективное средство воспитания обучающихся, средство повышающее их социальную активность.

Литература:

  1. Сасова И. А. Метод проектов в обучении школьников: На пути к 12 — летней школе. — М.: ИОСО РАО, 2000
  2. Методика социально — образовательного проекта «Гражданин»/ Составитель Пахомов В. П. — 2-е изд. доп. и перераб. — Самара: Изд-во «НТЦ», 2006
  3. Технология социального проектирования/ Составитель: Макарова Р. Т.- Москва, 2010
Основные термины (генерируются автоматически): социальное проектирование, Великая Отечественная война, областной социально-образовательный проект, акция, социальная активность, Советский Союз, проектная группа, очистка берегов реки, Жуково, территориальный этап конкурса.

Похожие статьи

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.

Этапы проведения проекта. период. мероприятия. ответственные. Подготовительный этап.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Социальные комментарии Cackle.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Участники проекта: заведующий детским садом, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей при.

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной...

социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, дополнительное образование, гражданское самосознание, проектная деятельность...

Развитие социальной активности подростков в школе

В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована

Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности).

Особенности творческого процесса работы над советским...

социальный плакат, плакат, советский социальный плакат, творческий процесс работы, советская Россия, советская власть, Великая Отечественная война, глава угла, время.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Привидинюк О. М., Максак О. В., Шолухо Н. А., Янковецкая О. Л. Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Формы реализации проекта: – участие в конкурсе «Открытка для ветерана».

Родители принимали активное участие во всех этапах проектной деятельности.

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

Социальный, точнее, социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности.

3. Курбатов В. И., Курбатова О. В. «Социальное проектирование: природа, сущность, методология».

Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду»...

Этап.

– участие во Всероссийских дистанционных конкурсах методических материалов. Организаторы проекта — педагоги ЦДО «Экология детства», которые взаимодействуют со всеми участниками проекта и социальными партнерами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.

Этапы проведения проекта. период. мероприятия. ответственные. Подготовительный этап.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, старший воспитатель, Книга...

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

сквер Памяти, культурное наследие, проект, Великая Отечественная война, Великая Победа, патриотическое воспитание, Вечный огонь, серьезная проблема, социальное проектирование, памятник.

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Социальные комментарии Cackle.

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Участники проекта: заведующий детским садом, старший воспитатель, психолог, музыкальные работники, инструктор по ФИЗО, музей при.

Социальное проектирование в условиях общеобразовательной...

социальное проектирование, метод проектов, проект, проектная деятельность обучающихся, социальный проект, дополнительное образование, гражданское самосознание, проектная деятельность...

Развитие социальной активности подростков в школе

В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована

Этой проблемой занимался отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности).

Особенности творческого процесса работы над советским...

социальный плакат, плакат, советский социальный плакат, творческий процесс работы, советская Россия, советская власть, Великая Отечественная война, глава угла, время.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Привидинюк О. М., Максак О. В., Шолухо Н. А., Янковецкая О. Л. Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Формы реализации проекта: – участие в конкурсе «Открытка для ветерана».

Родители принимали активное участие во всех этапах проектной деятельности.

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

Социальный, точнее, социально-экологический проект является новым уровнем проектно-исследовательской деятельности.

3. Курбатов В. И., Курбатова О. В. «Социальное проектирование: природа, сущность, методология».

Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду»...

Этап.

– участие во Всероссийских дистанционных конкурсах методических материалов. Организаторы проекта — педагоги ЦДО «Экология детства», которые взаимодействуют со всеми участниками проекта и социальными партнерами.

Задать вопрос