Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 15.04.2016

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Левандовская Л. В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10307/ (дата обращения: 10.12.2018).



В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чтения художественного произведения, которое, на наш взгляд, является основным источником духовно-нравственного воспитания обучающихся. Помимо этого автор рассказывает о фрагментарном применении технологии проблемного обучения на занятиях литературы, которое призвано разрешить вышеуказанные проблемы.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, инновационная «способностная» педагогика, системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, занятия литературы.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сегодня, как никогда, принцип нравственности, духовности, морали стоит остро перед подрастающим поколением, образованием и государством в целом.

После вступления в действие ФГОС СОО, который ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как:

– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [3]

Как мы видим, все вышеуказанные характеристики в той или иной мере направлены на духовно-нравственное воспитание личности.

В настоящий момент в повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании. В последнее время в современном научно-педагогическом знании эти понятия стали актуальными и не относятся только к религиозным. Для поиска новых идей в духовно- нравственном воспитании используется понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит своё выражение в мыслях, словах и действиях.

Духовность должна быть постоянно воспитываема и начинать такое воспитание следует с самого рождения. Ребенка нужно окружить атмосферой доброжелательства и любви, внимания и чистоты отношений как в семье, в школе, так и в колледже. В период студенчества — педагоги и, особенно преподаватели литературы, способны воспитать в каждом студенте данные качества через прекрасное творение автора — литературное произведение, так как первостепенная задача преподавателей в данном направлении включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами.

Нам известно, что в колледж приходят студенты, у большинства которых слабо развита мотивация к обучению, низкий уровень интеллектуального развития. Порой студенты затрудняются излагать свои мысли. Что необходимо сделать для того, чтобы студент полюбил читать книги, делал это с удовольствием? Какие цели должен поставить перед собой преподаватель? Как найти взаимодействие с каждым из студентов, привлечь его внимание к литературе?

Для ответов на поставленные выше вопросы следует сказать, что в большей степени сейчас нам может помочь так называемая инновационная «способностная» педагогика, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Некоторыми признаками данной педагогики является:

Цель — развитие личности;

Характер и стиль взаимодействия — демократичность,диалогичность, открытость, рефлексивность;

Способы усвоения — поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;

Функции преподавателя — организатор сотрудничества, консультант,

управляющий поисковой работой студентов;

Позиция студента — активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности;

Методы обучения: проблемные.

Как нам видно из предложенного, что ведущими методами обучения являются проблемные (проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский).

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия; нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к предмету; воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков; формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков; развитие навыков контроля и самоконтроля, умений студентов самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

Я в своей педагогической практике использую фрагменты проблемного обучения на занятиях литературы, так как, на мой взгляд, они наиболее эффективны для достижения наших целей.

Общеизвестно, что дисциплину «литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А. Т. Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть — значит увидеть ранее невиданное.

Как говорил Николай Алексеевич Некрасов: «Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины».

Главный предмет познания литературы — человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще. На учебных занятиях литературы рассматриваются такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение в произведениях разных писателей и поэтов, например, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, В. Г. Распутин, и др..Ведь содержание материала — текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия.

Так, на заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед обучающимися становится вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист?». Также ребятам предлагаются мнения критиков по этому поводу.

«Но особенно ясно неверность и нелепость нравственной „арифметики“ Раскольникова обнаруживается в непредвиденных последствиях преступления для окружающих людей. Разве Раскольников мог думать, что вместе со старухой ему придется убить не повинную ни в чем Лизавету... Нравственно ему собственно так же придется убить и Соню в минуту, когда он признается ей во всем. Такое же неожиданное следствие преступления — попытка самоубийства мужика, случайно заподозренного в убийстве. Дуня, которую он надеялся спасти от Свидригайлова на деньги старухи, оказывается именно благодаря преступлению в руках Свидригайлова... Разве, наконец, мог он предвидеть, что мать его умрет от невыносимого страдания, что сын ее убийца?» [2]

«То была вакханалия, захватывающая, даже «избранное общество», сказавшаяся у молодежи злобными преступлениями, и не только ради корысти, но и во имя «идеи», как, например, у Раскольникова в романе «Преступление и наказание», — торжество социально-философского вывода — «цель оправдывает средства».

«В жанре, так сказать, традиционного романа XIX века Раскольников мог быть изображен как отрицательный персонаж, и в этом сказалось бы авторское к нему отношение. Однако Раскольников вовсе не отрицательный герой, которому противопоставлена положительная героиня — Соня Мармеладова. Наоборот, он необычно привлекательный, и не только силой своего характера и остротой ума, но и высокой человечностью. Он поистине гуманист, болеющий болями человечества? [1]

Каждый обучающийся выбирает то высказывание по данной проблеме, которое ему ближе, тем самым ребята самостоятельно, по своим убеждениям делятся на 3 группы, каждая из которых должна обосновывать свою точку зрения, опираясь на текст.

Очевидна направленность предложенного вопроса на раскрытие полярных позиций участников урока — диспута.

На занятиях применяются всевозможные средства для достижения поставленной цели. К таковым можно отнести подготовку обучающимися рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из пьес.

И именно такие занятия становятся незабываемыми. На них обучающиеся не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я».

А преподаватель еще и еще раз убеждается, что каждый студент — это чудо и все дети талантливы!

Литература:

  1. Белкин, А. Читая Достоевского и Чехова. — Москва, 1973
  2. Мережковский, Д.С.. Достоевский.- Москва, 1890.
  3. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, занятие литературы, преподавание литературы, общество, студент.

Ключевые слова

духовность, духовно-нравственное воспитание, системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, инновационная «способностная» педагогика, занятия литературы.

Похожие статьи

Дебатная технология на уроках русской литературы

Дебаты (в педагогическом аспекте) – это жанр проблемного обучения, направленный, прежде всего, на формирование у

Отбирая произведения художественной литературы для занятий по социальной педагогике, мы учитываем.

Технологии обучения студентов в высшей школе.

Детская литература как средство изучения...

В ходе занятий у студентов развивается форма научного познания, поскольку осуществляется сравнительный анализ художественной литературы с другими источниками (научная литература, гражданско-правовые акты) по данной теме.

Использование принципа проблемной ситуации при обучении...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, преподаватель, несовершенный вид, модальное наречие, языковое средство, учебный процесс, примитивная ультразвуковая машина.

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

Литература

проблемная ситуация, проблемное обучение, занятие, обучающийся, высшее образование, лабораторное занятие, мыслительный

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Литература

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс...

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

художественное произведение, бал, студент, рассказ, работа, занятие, самостоятельное обучение, самостоятельная работа, литературный процесс, литературоведческий анализ. Детская литература как средство изучения...

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения...

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая

Описание опыта внедрения технологии проблемного обучения. (на уроках русского языка и литературы).

русский язык, проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, преподаватель...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников. Авторы: Емельянова Ирина Анатольевна, Куличенко Татьяна Васильевна.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы...

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями

Уроки литературы и внеклассные занятия взаимосвязаны.

6. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.

Единство урочной и внеурочной работы является залогом успеха в преподавании литературы в школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дебатная технология на уроках русской литературы

Дебаты (в педагогическом аспекте) – это жанр проблемного обучения, направленный, прежде всего, на формирование у

Отбирая произведения художественной литературы для занятий по социальной педагогике, мы учитываем.

Технологии обучения студентов в высшей школе.

Детская литература как средство изучения...

В ходе занятий у студентов развивается форма научного познания, поскольку осуществляется сравнительный анализ художественной литературы с другими источниками (научная литература, гражданско-правовые акты) по данной теме.

Использование принципа проблемной ситуации при обучении...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, преподаватель, несовершенный вид, модальное наречие, языковое средство, учебный процесс, примитивная ультразвуковая машина.

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

Литература

проблемная ситуация, проблемное обучение, занятие, обучающийся, высшее образование, лабораторное занятие, мыслительный

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Литература

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс...

Урок-практикум как форма работы на уроках литературы...

художественное произведение, бал, студент, рассказ, работа, занятие, самостоятельное обучение, самостоятельная работа, литературный процесс, литературоведческий анализ. Детская литература как средство изучения...

проблемное обучение, ситуация, урок, процесс обучения...

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая

Описание опыта внедрения технологии проблемного обучения. (на уроках русского языка и литературы).

русский язык, проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, преподаватель...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников. Авторы: Емельянова Ирина Анатольевна, Куличенко Татьяна Васильевна.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы...

Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями

Уроки литературы и внеклассные занятия взаимосвязаны.

6. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.

Единство урочной и внеурочной работы является залогом успеха в преподавании литературы в школе.

Задать вопрос