Библиографическое описание:

Однолеткова Е. В., Гонта С. П. Комплекс методических рекомендаций по составлению и оформлению методической продукции [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 31-33.



Обновление содержания среднего профессионального образования, технологий обучения, форм организации учебной деятельности диктует необходимость обеспечения образовательного процесса качественными методическими материалами. В свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов преподаватели должны уметь разрабатывать методическую продукцию и адаптировать ее к реальным условиям образовательного процесса. Специалист, работающий над созданием методической продукции, должен ориентироваться во всем многообразии ее видов, их содержании и структуре, с тем, чтобы в каждом конкретном случае выбирать оптимальный вариант передачи методических знаний. Создаваемый педагогом методический продукт должен быть, в первую очередь, актуальным, востребованным целевой аудиторией.

Практика показывает, что педагоги, начиная разрабатывать методические материалы, как правило, пользуются сетью Internet, однако это не всегда приводит к нужному результату. Эта ситуация вызвала необходимость написания методических рекомендаций определяющих требования к разработке, структуре и оформлению методической продукции и имеющих цель, оказать помощь педагогам Колледжа в разработке методической и дидактической продукции. Так появился проект по созданию комплекса методических разработок в помощь преподавателям. На сегодняшний день в него входят три методических пособия:

 Методические рекомендации по созданию и оформлению методической продукции, с прилагаемым шаблоном методического пособия;

 Практические рекомендации по написанию и оформлению публикаций (статей, тезисов докладов);

 Методические рекомендации по составлению и оформлению мультимедийной презентации.

Остановимся подробнее на содержании данных методических пособий.

Методические рекомендации «Составление методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления» определяют общие требования, структуру и правила оформления методической продукции и имеют целью оказание помощи преподавателям колледжа при составлении и оформлении методических и учебных пособий.

При разработке данного пособия были проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для текстовых документов и опыт составления методических разработок авторов статьи и преподавателей колледжа. Логическая схема написания того или иного текстового документа закреплена нормами государственного стандарта ГОСТ 7.32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [3], а алгоритм составления методических разработок представлен в пособии, использование которого существенно облегчает для педагогов создание того или иного методического продукта.

В первом разделе рекомендаций представлена классификация основных видов учебно-методических материалов; во втором даны практические рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе — представлена структура; четвертый раздел содержит требования к оформлению. В приложениях представлен «Шаблон для создания методического пособия», для составления которого использовалась методика профессора В. В. Гузеева [1, 2]. Заменяя примеры в представленном шаблоне на авторский текст в соответствии с рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку в соответствии с требованиями к продукту.

Содержание любого методического материала должно отвечать следующим требованиям: логичность и последовательность изложения; обоснованность введения каждого раздела; соответствие поставленных задач и сделанных выводов; грамотность, лаконичность, доступность изложения; наглядность. При разработке примеров желательно создавать единый сквозной пример, показывающий разработку целостного приложения на всём протяжении методического пособия (работы, издания), если это возможно в рассматриваемой теме. Рекомендуется использовать иллюстрации — диаграммы, рисунки с пояснениями, снимки с экрана. Формулировки предложений методической продукции не должны быть многокомпонентными и перегруженными. Текст может быть сложным, но состоять из 2–3 предложений минимальной структуры. [4]

При разработке методической продукции необходимо помнить, что разработка должна быть написана таким образом, чтобы коллеги не копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего образовательного процесса, не нарушая предложенную технологию. Представленные в разработке примеры должны иллюстрировать, делать более понятными и конкретными сделанные предложения, но, ни в коем случае не заменять их.

Второе пособие, которое входит в цикл методических разработок содержит рекомендации написанию и оформлению статей, в нем перечислены методики, которыми может воспользоваться педагог для того чтобы статья была востребована, а так же даны основные этапы создания статьи и правила ее оформления. Умение анализировать и описывать собственную деятельность, делиться профессиональным опытом с широкой аудиторией, представлять свою работу педагогическому сообществу для анализа и обсуждения на сегодняшний день является одной из важнейших задач педагога. И реализовать ее.

Опыт работы показывает, что педагоги, имеющие богатый практический опыт, который был бы весьма полезен другим, столкнувшись с трудностями оформления своих мыслей при написании статьи, так и останавливаются на полпути или переходят на язык общих фраз, цитат, конспектов чужих работ.

Оформление своих мыслей в письменные тексты и понимание содержания чужих текстов — приоритетные компоненты содержания образования. Педагоги профессионального образования нуждаются в разработке методики, которая помогает грамотно писать статьи. В методических рекомендациях дана классификация статей, а так же акцентируется внимание на основных моментах, которые должен знать педагог, чтобы качественно написать статью: выбор темы, анализ материала, составление плана статьи, перечислены «правила хорошего заголовка». [4]

Содержание статьи должно быть грамотным, а изложение — плавным, письменный текст должен выглядеть единым целым, а не набором оторванных друг от друга мыслей. Чтобы текст читался как одно целое, новые мысли между собой необходимо связывать с помощью специальных конструкций, В методических рекомендациях приводятся примеры таких слов-связок. Однако не следует злоупотреблять вводными фразами начинать с них каждое предложение!

И в заключение несколько общих моментов по правилам написания статей. Во-первых, любая публикация должна быть авторской. Во-вторых, соблюдение авторских прав, необходимо обязательно указывать информационные источники, использованные в статье (это относится не только к текстовой информации, но и к иллюстрациям, фотографиям, аудио- и видеоинформации, заимствованным технологиям).

В приложении к пособию по написанию статей дан обзор интернет-изданий, где педагог может напечатать свою статью.

Следующее пособие, вошедшее в комплекс методических разработок, это рекомендации, которые содержат основные правила составления, оформления и использования компьютерных презентаций.Мультимедийные формы как инструменты для представления информации являются мощным техническим средством обучения, необходимым для эффективной деятельности педагогов. Несомненное преимущество компьютерной презентации состоит в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного учебного занятия; в значительном упрощении работы преподавателя по предоставлению наглядности.

Однако подчас, использование презентации становится чуть ли не обязательным элементом любого учебного занятия, публичного выступления, хотя пассивное разглядывание картинок и бездумное переписывание тезисов лишает слушателя/студента возможности думать, размышлять, вести диалог, поэтому следует помнить, что презентация — это лишь иллюстрация к выступлению (докладу, объяснению). Она не самодостаточна и может (кроме основной цели) использоваться как тезисы, позволяющие вспомнить суть прослушанного выступления. Презентацию вряд ли стоит рассматривать как средство для самостоятельного изучения, и соответственно она не должна проектироваться в таком ключе.

Выступающие часто практикуют просто перечитывание приготовленных слайдов, добавляя одно два предложения «от себя» к написанному. В таких случаях у слушателей создается впечатление, что лектор — плохо подготовлен. Если на слайде написан текст, то все зрители в помещении успевают его прочесть про себя быстрее, чем лектор успевает сделать это вслух, в таком случае возникает неловкий момент — все уже в курсе написанного, а презентатор еще только интонирует информацию. Из-за подобного конфликта зрительного и слухового восприятия, как правило, страдают все и выступающий, и слушатели.

Интересное выступление — это, прежде всего, грамотное повествование, жестикуляция и интонация, способ преподнесения материала, а слайды/сопровождающий видеоряд носят вспомогательную, визуальную функцию. В методических рекомендациях перечислены виды презентаций, программные продукты, в которых можно создать видеоряд, основные правила составления и оформления, особенности визуального восприятия продукта, темпа смены слайдов.

Приступая к составлению презентации нужно помнить о цели ее создания. В учебных презентациях необходимо и желательно свести к минимуму текстовую информацию, текст представляется в виде основных структурированных моментов выступления, заменяется схемами, диаграммами, изображениями, фрагментами фильмов и т. п. Для поддержки остроты восприятия необходимо постоянно переключать внимание слушателей/студентов, для этого в презентацию можно включить элементы юмора, забавные факты, что создаст положительный эмоциональный настрой и будет способствовать лучшему запоминанию и усвоению материала. Презентация не должна содержать «лишние слайды», которые не сопровождаются пояснениями. Также следует помнить — зрительный ряд из большого числа слайдов вызывает утомление и отвлекает от сути изучаемого материала. Немаловажную роль также играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное и звуковое сопровождение презентации. Если презентация предназначена для фронтальной работы с группой слушателей, не следует размещать на слайдах инструкции по выполнению заданий, преподаватель может озвучить их сам. Не приветствуется также и подчеркивание в тексте, лучше выделить необходимое цветом, размером или насыщенностью шрифта.Если соблюдать эти правила презентация будет хорошим дополнением к занятиям и выступлениям.

Комплекс методических пособий, направленный на помощь педагогам в проектировании, разработке и конструировании, исследовании средств обучения, будет продолжен серией разработок: рекомендациями по правильному оформлению глоссария; рекомендациями по созданию и ведению личного сайта педагога; обучающего блога педагога.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации / В. В. Гузеев // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 117–133. Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88–108.
  2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология/ В. В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2000, 240 с.
  3. Кислякова Анна [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/na-parax/chto-takoe-uchebno-metodicheskoe-posobie/. — 21.11.2015.
  4. Лебедев Артемий. § 145. Бессмысленная презентация (16 декабря 2007 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/145/
  5. Нестеренко Алла. Подходы, системы, технологии (21 январь 2013 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta-licey.ru/. — 21.11.2015.
  6. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления: ГОСТ 7.32–2001 [Электронный ресурс]. — Информационно-правовая система Гарант (23.10.2015).
  7. Пушкарева Елена. Эффективность использования презентаций PowerPoint в преподавании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=58&mode=threaded&pid=105584.
Основные термины (генерируются автоматически): методических разработок, методической продукции, оформлению методической продукции, методических рекомендациях, методических пособий, составления методических разработок, методических рекомендаций, Комплекс методических, Методические рекомендации, Комплекс методических рекомендаций, методических разработок авторов, комплекса методических разработок, методических рекомендациях дана, рекомендации «Составление методических, алгоритм составления методических, написания методических рекомендаций, цикл методических разработок, вариант передачи методических, методических пособия, комплекс методических разработок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос