Роль Вологодского губернского земства в становлении и развитии земской фельдшерской школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пазгалова, Е. С. Роль Вологодского губернского земства в становлении и развитии земской фельдшерской школы / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/910/ (дата обращения: 16.12.2024).

Вопрос об открытии в Вологодском уезде фельдшерской школы впервые был затронут 10 декабря 1870 года на очередном заседании Вологодского губернского земского собрания, так как до введения земских учреждений подготовка медицинского персонала, как и сами медицинские учреждения в губернии находились в неудовлетворительном состоянии. С января 1872 года школа была открыта, она располагалась в принадлежащем земству каменном здании напротив земской больницы. По расчету земской управы содержание школы в год первоначально составляло 1930 руб. [9, с. 347-348]. После окончания фельдшерской школы выпускники снабжались медицинскими приборами и пособиями за счет уездных земств, предоставляющих им работу, а губернская управа выдавала им одежду, обувь и белье.

13 января 1876 года губернское собрание постановило: приобрести дом для помещения фельдшерской школы израсходовав при этом не больше 5500 руб. со счета запасного капитала [9, с. 551]. 17 января 1880 года губернское собрание с целью сокращения расходов на фельдшерскую школу ввело в ее программу ветеринарные науки и к трехлетнему курсу обучения добавило четвертый год обучения. При этом был упразднен ветеринарный отдел, состоящий при школе, исключены из программы преподавание общеобразовательные дисциплины и уменьшено количество воспитанников, содержащихся на средства земства с 45 до 30 человек. Тем не менее, это сокращение средств фельдшерской школы не было последним и уже 22 января 1881 года очередное губернское собрание пришло к выводу израсходовать на содержание школы 8 230 руб. 68 коп., уменьшив его на 906 руб. 22 коп.

На земском собрании 16 января 1882 года в губернской земской фельдшерской школе была учреждена должность почетного попечителя школы для наблюдения им за нравственностью воспитанников. Им стал председатель собрания Дмитрий Владимирович Волоцкой [9, с. 556]. В 1886 году на ремонт школы была выделена сумма 469 руб. 94 коп.

Но 8 сентября 1885 года в школе произошел крупный пожар, послуживший поводом к принятию решения об окончательном ее закрытии после окончания курса всеми ее воспитанниками, прием учащихся в первый класс школы был полностью прекращен. На 1887 год на содержание школы губернским земским собранием была перечислена сумма в 3 312 руб. 10 коп. на мужское закрытое и 576 руб. на женское с вольноприходящими ученицами отделения. В 1888 году губернская земская фельдшерская школа была полностью закрыта, всё её имущество роздано, а земля на которой, располагалось здание школы, была продана губернской управой за одну тысячу рублей [9, с. 558].

После закрытия фельдшерской школы многие уезды Вологодской губернии (Кадниковский, Никольский, Устьсысольский) стали испытывать недостаток в опытных медицинских фельдшерах, и ходатайствовали в губернскую управу об открытии вновь фельдшерской школы. Исходя из необходимости пополнять штат медицинского персонала в уездах, губернское земское собрание 20 января 1890 года постановило: открыть в городе Вологде фельдшерскую школу для приходящих, без обеспечения учащихся стипендиями от губернского земства [9, с. 561]. Но, тем не менее, школа все же не была открыта из-за того, что почти все уездные земства высказались против ее открытия, и только два уездных собрания (Кадниковское и Сольвычегодское) согласились содержать в школе стипендиатов.

Но необходимость в хорошо подготовленных фельдшерах в уездах губернии продолжала нарастать, и 31 января 1894 года ответом Вологодского губернского земского собрания на ходатайство Вельского уездного собрания стало решение об открытии закрытой мужской фельдшерской школы с допуском в нее приходящих учениц. Таким образом, 1 сентября 1885 года Вологодская губернская земская фельдшерская школа вновь была открыта [9, с. 566]. Всего на открытие школы, переоборудование здания и его содержание Вологодским губернским земством была затрачена сумма в 1 039 руб. 5 коп. В целом, за все время существования школы губернским земством перечислялись на ее содержание достаточно большие суммы, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Средства, перечисляемые Вологодским губернским земством

на содержание и ремонт земской фельдшерской школы

Года/Суммы

1897

1898

1899

1900

Содержание

5000=00

6556=00

7872=58

9756=00

Ремонт

-

-

276=60

1225=00

В июле 1897 года губернской управой был получен циркуляр от Министерства внутренних дел о преобразовании программ преподавания в фельдшерских школах, который предполагал увеличение срока обучения от трехлетнего до четырехлетнего за счет введения большего числа общеобразовательных дисциплин. Обсуждение предложенной программы губернское собрание поручило провести отдельной секции съезда врачей. Врачи, заседавшие на съезде, пришли к выводу, из-за того что первоначальная подготовка поступающих в Вологодскую земскую фельдшерскую школу значительно выше, чем лиц, поступающих в министерские школы, то это позволяет учащимся без особых затруднений изучать сразу специальные медицинские предметы. Поэтому на секции было принято решение программу преподавания в фельдшерской школе оставить без изменений [1, с. 398-407].

11 февраля 1900 года ревизионная комиссия доложила губернскому собранию о тесноте кухни, примитивном устройстве мест общего пользования, отсутствии помещений для кладовой и для прислуги. Исходя из сложных санитарно-гигиенических условий быта в школе, комиссия предложила сделать пристройку к зданию, которая позволяла решить все эти проблемы. Земское собрание согласилось с докладом комиссии и перечислило губернской управе сумму в 1 225 руб. [9, с. 574].

В июне 1899 года состоялся первый выпуск фельдшеров земской фельдшерской школы. Учащиеся всего 3-го курса, насчитывавшего 28 человек, были признаны достойными звания фельдшера. Из них 12 являлись стипендиатами Вологодского губернского земства, 9 – стипендиатами уездных земств; за хорошие успехи и поведение похвальными листами награждены 7 учащихся. На выпускников школы были предъявлены требования от губернского и уездных земств Вологодской губернии, а также из многих уездов других губерний. Но все-таки, большинство выпускников предпочли остаться в своей губернии. Они были распределены между Вологодским губернским и уездным земствами, а также между Грязовецким, Кадниковским, Тотемским, Сольвычегодским, Устьсысольским, Устюгским и Яренским земствами. Четверо выпускниц школы уехали повышать профессиональную квалификацию на акушерских курсах в Санкт-Петербурге. Один человек распределился на работу в Кирилловское земство, и сведений об одном выпускнике не поступило [2, с. 116-121].

В 1901 году губернская управа в докладе губернскому земскому собранию подчеркнула неудовлетворительное состояние здания фельдшерской школы, в котором на тот момент обучалось 75 человек и в интернате проживало 30 воспитанников. Теснота помещения плохо влияла на учебный процесс и на здоровье учащихся. Ремонт, прошедший недавно позволял решить проблему только хозяйственных помещений, но не затронул учебные комнаты. В школе имелся только один класс, что сильно затрудняло распределение уроков. Спальни воспитанников находились в тесных неудобных комнатах, гардеробная отсутствовала. Необходима была перестройка здания со строительством второго учебного класса, отдельной спальни и гардеробной, на что нужна была сумма 5127 руб. 80 коп. [3, с. 206-207]. Ремонт помещения школы был запланирован Вологодским губернским собранием на следующий год.

Вологодское губернское и уездные земства достаточно активно участвовали в повышении материальной обеспеченности учащихся школы. Например, в 1901/02 учебном году в школе обучалось 75 человек, из них 30 человек, проживающих в интернате, 21 воспитанник являлся стипендиатом губернского земства и 9 – стипендиатами уездных земств, которые выплачивали губернскому земству за содержание в интернате по 180 руб. в год за каждого учащегося. Кроме того, из числа 41 приходящих в школу лиц пользовались стипендиями от губернского земства 10 человек, от уездных земств - 13 учащихся [4, с. 273]. В 1911/12 учебном году в школе обучалось уже 100 человек, из них стипендиатами губернского земства были 27 учеников, стипендиатами уездных земств – 16 человек [7, с. 777-778]. Таким образом, больше двух третей учащихся в 1901/02 году обучались со стипендиями от земства, а в 1911/12 году, спустя десять лет они составляли почти половину от числа обучающихся воспитанников. При этом следует отметить, что школа придерживалась принципа рекомендовать на места стипендиатов «только достойнейших по успехам и поведению», поэтому успеваемость и прилежание воспитанников-стипендиатов земства в данном случае налицо [8, с. 23].

Кроме того, с 1902 года выпускники школы стали получать от земств поощрения в виде набора учебников. В 1902/03 учебном году ученики фельдшерской школы, живущие в интернате и стипендиаты, обратились к директору с просьбой ходатайствовать перед губернским собранием о том, чтобы после окончания школы, каждому стипендиату выдавались бесплатно все учебники по проходимым в школе предметам. Просьба мотивировалась тем фактом, что на скромное фельдшерское жалование очень трудно приобрести нужные книги, необходимые для работы [5, с. 890]. На очередном губернском собрании 1902 года просьба директора школы была рассмотрена, и было принято решение в пользу выпускников школы. Например, уже в 1902/03 учебном году губернским земством было приобретено книг на сумму 75 руб. для 5 человек. Некоторые уездные земства согласились покупать книги своим стипендиатам за свой счет [6, с. 941].

Таким образом, деятельность Вологодского губернского земства сыграла решающую роль в становлении и развитии земской фельдшерской школы. Вологодское губернское земство содержало школу на свои средства, оплачивало проведение всех ремонтов и перестроек здания, восстановило деятельность школы после ее закрытия, произошедшего из-за пожара в 1885 году, содержало ее стипендиатов, оплачивало приобретение для выпускников школы книг и наборов инструментов. Также земство помимо выполнения хозяйственных функций контролировало учебные программы школы, заботилось об их специализированном уклоне и поддержании достаточного уровня сложности с введением в учебный курс новых предметов, продиктованных изменениями жизненных условий в губернии (например, психиатрия, изучение венерических заболеваний). В целом, Вологодское губернское земство уделяло достаточно большое внимание фельдшерской школе, что позволило значительно пополнить штат медицинских работников, и тем самым поднять уровень земской медицины в губернии на должную высоту.


Литература:
  1. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания второй очередной сессии десятаго трехлетия. – Вологда: Типография Губернского Правления, 1899. – 813 с.

  2. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания третьей очередной сессии десятаго трехлетия. – Вологда: Типография Губернскаго Правления: Типография А.В. Гудкова-Белякова, 1900. – 958 с.

  3. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания первой очередной сессии ХI трехлетия: Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1901. – 908 с.

  4. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания второй очередной сессии ХI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1902. – 979 с.

  5. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания третьей очередной сессии ХI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1903. – 1088 с.

  6. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания первой очередной сессии ХII трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. – 895 с.

  7. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания третьей очередной сессии ХIV трехлетия. – Вологда: Типография Вологодского Губернского Правления, 1911. – 1590 с.

  8. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания первой очередной сессии ХV трехлетия. – Вологда: Типография Губернского Правления, 1913. – 1090 с.

  9. Вологодское губернское земское собрание. Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870 -1901 гг.: [в 2 т.]. Т. I: (I. Организация земских учреждений. II. Финансы земства. III. Земские повинности. IV. Народное продовольствие). – Москва: Типо-литография В. Рихтер, 1904. - 1118 с.

Основные термины (генерируются автоматически): фельдшерская школа, Вологодское губернское земство, губернская управа, губернское земство, губернское собрание, земство, школа, губернское земское собрание, земская фельдшерская школа, содержание школы.

Похожие статьи

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Вклад Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Социальное значение повышения образованности крестьян, специфика школьного строительства на Ставрополье

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах

Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале ХХ в. (на материале Казанского учебного округа)

Этапы становления и развития сельскохозяйственной кооперации в России

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы

Похожие статьи

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Вклад Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Социальное значение повышения образованности крестьян, специфика школьного строительства на Ставрополье

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах

Содержание патриотического воспитания в деятельности классного наставника отечественной гимназии в начале ХХ в. (на материале Казанского учебного округа)

Этапы становления и развития сельскохозяйственной кооперации в России

Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы