Вклад Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пазгалова, Е. С. Вклад Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/909/ (дата обращения: 16.12.2024).

Остаховская низшая сельскохозяйственная школа располагалась в имении землевладельца Александра Ксенофонтовича Еремеева в селе Остахове, Несвойской волости Вологодского уезда. Она была учреждена Вологодским уездным земством как низшая сельскохозяйственная школа 2 разряда и открыта 15 октября 1892 года. Согласно уставу школы, ее целью являлось распространение в народе, преимущественно путем практических занятий, основных знаний по сельскому хозяйству вообще и в частности по молочному хозяйству, скотоводству и льноводству, а также по ремеслам столярному, слесарному и кузнечному. Курс обучения в ней продолжался три года и разделялся на три класса [6, л. 14]. Кроме общеобразовательных предметов, таких как Закон Божий, русский язык, арифметика, география, русская история, чистописание, физика, пение; в ней преподавались и специальные дисциплины: основные понятия по сельскому хозяйству, объяснение важнейших явлений природы, учение о полезных и вредных растениях и животных, ботаника, химия, зоология, землемерие, черчение, животноводство, земледелие, плодоводство, пчеловодство, огородничество, законоведение [4, л. 89]. В Остаховской школе учащиеся помимо теоретических знаний получали еще и практические умения, работая в столярной, слесарной и кузнечной мастерских, на скотном дворе и маслодельне, на конюшне, в огороде, в саду, на поле. Нужно отметить, что все перечисленные постройки и сельскохозяйственные угодья принадлежали коллежскому секретарю А.К. Еремееву, который предоставлял их в пользование школы, согласно заключенному с ним Вологодской уездной земской управой договору.

Интересно, что согласно этому договору и уставу школы Вологодское губернское и уездное земства, фактически основавшие школу, могли только финансировать открытие и содержание школы, но не имели никаких других рычагов воздействия на попечителя и управляющего школой. Они не имели не только никаких прав по наблюдению за школой как относительно преподавания, так и относительно выделяемых на ее содержание сумм, и им даже не предоставлялось в конце учебного года никакого отчета по данной школе [1, с. 164-165]. Только по ходатайству Вологодского уездного земства в январе 1893 года ему было возвращено право вести наблюдение за школой, что было закреплено в ее уставе [3, с. 175]. Тем не менее, земские учреждения Вологодской губернии продолжали поддерживать Остаховскую школу и учащихся в ней крестьянских детей, которые составляли подавляющее большинство ее воспитанников. Например, в 1898/9 учебном году ученики распределялись по сословиям следующим образом: сыновей дворян и чиновников – 2 человек, мещан – 2, духовного звания – 1 и крестьян – 9 [5, л. 32].

В школу принимались ученики-работники всех сословий не моложе 14 лет, преимущественно дети землевладельцев, знающие общеобразовательные предметы в объеме курса начальных народных училищ. Кроме того, в школе содержались пансионеры и полупансионеры, поступающие на ее полное или частичное обеспечение. В основном земские учреждения губернии содержали детей крестьян - пансионеров за свой счет. Например, в 1894/5 учебном году в школе обучалось 19 человек, все являлись пансионерами земств: Вологодское уездное земство содержало 15 человек, Грязовецкое уездное – 2 человека и Устьсысольское уездное – 2 человека [8, с. 2]. Помимо этого Вологодским губернским земством выплачивалась стипендия имени губернского гласного А.А. Попова, например, в 1896/7 учебном году она составляла 150 рублей [9, с. 3].

В целом школа содержалась на средства правительственного пособия, пособия от Вологодского губернского земства, платы от уездных земств на содержание стипендиатов и пансионеров. Суммы, израсходованные на содержание Остаховской школы Вологодским губернским земством, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Суммы, затраченные Вологодским губернским земством на содержание Остаховской низшей сельскохозяйственной школы за разные годы

Года

1892

1894

1895

1896

1897

1898

1889

1900

1901

1902

Суммы

2416=25

2000

2000

2000

2000

2700

2000

2000

3000

3000

В 1892 году Вологодское губернское земство перечислило на учреждение школы сумму в 2416 руб. 25 коп., а в 1898 году - на постройку здания для приезжающих на курсы педагогов. Увеличение финансирования школы на 1000 рублей в 1901 году связано с тем, что Остаховская сельскохозяйственная школа по ходатайству Вологодского уездного земства была переведена из второго разряда в первый. Совет школы не раз указывал на необходимость продолжения срока обучения и ходатайствовал об открытии приготовительного класса, а также о преобразовании Остаховской школы в школу I разряда. Но только в мае 1901 года попечителем школы А.К. Еремеевым было возбуждено ходатайство о преобразовании данной школы в школу I разряда с однолетним приготовительным классом и с увеличением выплачиваемого на нее пособия. Поводом для возбуждения подобного ходатайства послужило недостаточная подготовка мальчиков после окончания начальных школ и необходимость увеличения часов на теоретическую и практическую подготовку учащихся. Введение приготовительного класса позволяло решить обе эти проблемы. Уездной земской управой был созван сельскохозяйственный совет и редакционно-ревизионная комиссия, которые также согласились с предложением попечителя и совета школы. Исходя из этого, Вологодское уездное земское собрание возбудило ходатайство о преобразовании школы перед губернским земством, с просьбой о ее дополнительном финансировании, с чем в итоге губернское земство и согласилось [2, с. 346-358].

В 1896 году совет школы ходатайствовал перед уездным земским собранием об устройстве при школе пасеки учебно-демонстративного характера. Собрание согласилось с этой просьбой и перечислило школе 200 руб., также предложило ей кредит на устройство склада пчеловодных принадлежностей, который был обустроен в 1897 году и имел оборот 204 руб. 61 коп. за два года его существования [10, с. 14]. Открытие при школе подобного склада и пасеки, Вологодским уездным земством стало значительной поддержкой для пчеловодов-крестьян и дало им возможность перейти от дупляничной системы к рамочному пчеловодству [6, л. 7].

В 1895 году по предложению Департамента земледелия и с его разрешения при Остаховской школе были открыты сельскохозяйственные курсы для народных учителей по огородничеству, пчеловодству, полеводству и скотоводству. Позже курсы устраивались в 1897, 1898 и 1899 годах, и за это время их посетили 33 человека, представляющих почти все уезды Вологодской губернии. За один – полтора месяца они подробно знакомились с огородным и пчеловодным делом, как в теории, так и на практике. По окончании курсов слушателям бесплатно выдавались руководства по огородничеству и наборы садовых инструментов. По желанию учителя могли получить саженцы различных растений, кустарников и советы по уходу за ними. В 1898 году в связи с пребыванием в селе Остахово приезжающих на курсы учителей появилась потребность в строительстве помещения для их временного проживания. Вологодское губернское собрание на сессии 20 января постановило: единовременно выплатить Вологодскому уездному земству сумму в 700 руб. на постройку здания для приезжающих учителей, но устройство и содержание дома закрепить за Вологодским уездным земством [3, с. 181].

В 1899 году с 8 по 10 сентября по предложению Министерства земледелия в школе была устроена сельскохозяйственная выставка, на которой были представлены сельскохозяйственные орудия и машины школы, различные произведения учеников и работы преподавателей. В отделе ткачества были выставлены разнообразные ткани и кружева местных крестьянок, производились демонстративные работы на ткацких станках. В связи с заинтересованностью крестьян в обучении ткачеству Вологодским уездным земским собранием было принято решение отправить желающих учиться выпускников школы в учебно-ткацкую мастерскую в Вышнем Волочке [10, с. 14]. Местное население выставляло рогатый скот, лошадей и кустарные изделия, со своими экспонатами приехали участники из Костромской, Тверской и Ярославской губерний.

С 1892 года в Остаховской школе проводились наблюдения за осадками на дождеметрной и метеорологической станциях. В 1899 году по ходатайству совета школы Департамент земледелия разрешил устройство при школе сельскохозяйственной метеорологической станции II разряда, позволяющей наблюдать не только погодные явления, но и их влияние на развитие сельскохозяйственных растений [6, л. 8].

Постоянные классные занятия в Остаховской школе проходили с 15 октября по 20 декабря и с 7 января по 15 апреля. Время с 15 апреля по 15 октября ученики посвящали практическим работам в мастерских, на маслодельне и на сельскохозяйственных работах [6, л. 15]. Практические занятия в школе проводились таким образом, что сначала ученикам давались работы, не требующие большой сноровки и умения, постепенно производился переход к более трудным работам и управлению сложными машинами, при этом выполнение каждой работы учеником отмечалось в журнале работ [7, с. 191]. Причем при преобразовании школы из 2 разряда в 1-й учитывалось увеличение практических работ по маслоделию, льноводству и ремеслам как характерным для Вологодской губернии отраслям деятельности. В школе проводились ознакомительные экскурсии в другие хозяйства уезда «с целью пополнения и углубления приобретенных в школе знаний» [8, с. 17]. Например, в 1894/5 учебном году на средства земств были проведены две экскурсии в имение братьев Маслениковых «Северная ферма» и в имение Н.Н. Андреева «Село Спасское».

По данным «Обзора деятельности школы за первые восемь лет ее существования» за указанный период школа произвела пять выпусков, при этом 27 человек завершили полный курс обучения. В качестве поощрительной меры со стороны попечителя школы, после окончания школы ученикам выдавались денежные награды, инструменты и книги по той специальности, по которой они обучались [10, с. 9]. Выпускники, проходя практику в имениях у хозяев, в основном занимались сельскохозяйственными ремеслами, уходом за машинами и маслоделием, и, судя по отзывам хозяев, их практическая деятельность проходила достаточно успешно [6, л. 6]. Данный факт служит лучшим доказательством важности вклада Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы как подтверждения основательных и зрелых действий по поддержке профессионального образования губернии. Вологодское губернское и уездное земства стояли у истоков появления Остаховской школы, учредили ее и постоянно финансировали, наблюдали за правильностью расходования перечисленных сумм, выплачивали пособия и стипендии ее воспитанникам, построили и содержали здание для приезжающих на курсы учителей, ходатайствовали о преобразовании школы из 2-го разряда в 1-й с введением приготовительного класса и увеличением количества учебных часов на практические работы. Именно благодаря подобной слаженной деятельности Вологодского губернского и уездного земств стало возможным становление и развитие Остаховской сельскохозяйственной школы как важного источника теоретических и практических знаний крестьянских детей Вологодской губернии, составляющих основу их профессионального образования. 


Литература:
  1. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго собрания, второй очередной сессии восьмаго трехлетия. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1893. - 863 с.

  2. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго собрания, первой очередной сессии ХI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1901. – 908 с.

  3. Вологодское губернское земское собрание. Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870 -1901 гг.: [в 2 т.]. Т. II: (V. Народное образование. – VI. Народное здравие. – VII. Ветеринария. – VIII. Общественное призрение и благотворительность). - Москва: Товарищество типо-литографии Владимир Чичерин, 1905. - 922 с.

  4. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 696. Л. 89.

  5. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1064. Л. 32.

  6. ГАВО. Ф. 34. Оп. 1. Д. 1332. Л. 6, 7, 8, 14, 15.

  7. Макеева И.А. Развитие начального образования на Северо-Западе России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Макеева И.А. – Вологда: [б. и.], 1998. – 313 с.

  8. Отчет за 1894/5 года Остаховской низшей сельскохозяйственной школы 2 разряда Вологодскому уездному земскому собранию сессии 1895 года. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1996. – 45 с.

  9. Отчет за 1896/7 год по Остаховской низшей сельскохозяйственной школе 2 разряда Вологодскому уездному земскому собранию сессии 1897 года. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1898. – 70 с.

  10. Отчет по Остаховской низшей сельскохозяйственной школе за 1898/9 учебный год. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1900. – 122 с.


Основные термины (генерируются автоматически): школа, Вологодское уездное земство, сельскохозяйственная школа, Вологодское губернское земство, Вологодская губерния, преобразование школы, приготовительный класс, совет школы, уездное земство, Вологодское уездное земское собрание.

Похожие статьи

Роль Вологодского губернского земства в становлении и развитии земской фельдшерской школы

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Взаимоотношение крестьянства Ишимского округа и советской власти в период новой экономической политики (на основе информационных сводок ОГПУ)

Калужский церковно-общественный вестник как источник регионального изучения Первой мировой войны

Вклад россиян в восстановление оросительных систем и развитие ирригационного строительства Хатлонской области Республики Таджикистан (1924–1930 гг.)

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Похожие статьи

Роль Вологодского губернского земства в становлении и развитии земской фельдшерской школы

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Взаимоотношение крестьянства Ишимского округа и советской власти в период новой экономической политики (на основе информационных сводок ОГПУ)

Калужский церковно-общественный вестник как источник регионального изучения Первой мировой войны

Вклад россиян в восстановление оросительных систем и развитие ирригационного строительства Хатлонской области Республики Таджикистан (1924–1930 гг.)

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)