В поисках педагогических инноваций при подготовке участников к олимпиаде по географии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стекленева, С. Ю. В поисках педагогических инноваций при подготовке участников к олимпиаде по географии / С. Ю. Стекленева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/842/ (дата обращения: 19.04.2024).

Одна из важнейших проблем образовательной системы наших дней – развитие творческих способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знание. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника исследовательский интерес? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно?

Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности. Из большого разнообразия форм работы при подготовке к олимпиадам, автором данной статьи предлагаются методы, используемые в личной практике, во время работы в школе учителем географии.

Практика работы учителем географии в МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.

Главное при подготовке к олимпиаде – заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило, отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя олимпиады по географии, главное внимание учитель должен уделить подготовке к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Поэтому обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.

Победителем олимпиады может стать только школьник, хорошо ориентированный в разных областях географии. Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.

Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендуется коллегам проводить консультации, географические вечера, конференции, организовать вместе с учениками уголок «Готовимся к географической олимпиаде», выставки книг, которые рекомендуется прочесть. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционные мел и доску. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к олимпиаде.

Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него нужно включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.

Наибольшую помощь в подготовке к олимпиаде оказывают учащиеся 10–11 классов. Среди ребят всегда находятся такие, кто без промедления откликается на возможность самим организовать и провести интересные мероприятия, например, викторину или конкурс с ИКТ-презентацией. Именно на таких ребят следует опереться учителю в работе.

Например, для проведения географического конкурса для 6-7 классов «Путешествие по географической карте», образуется группа из 3 активистов-старшеклассников. Совместно с учителем они подбирают вопросы разной сложности, подготавливают задания, географические карты.

Старшеклассники, проводящие под руководством учителя внеклассное мероприятие, впоследствии составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем, кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы.

На таких конкурсах отношения «учитель – ученик» поднимаются на качественно новый уровень, активизируется познавательная деятельность учащихся. Такая совместная работа имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Обычно попробовать свои силы, на так называемую разведку, приходят ребята 6-7 классов. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Составляя задачи для старшеклассников, можно использовать графики и диаграммы. Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. На школьном уровне, для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения и практические умения, которые определены программой по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные.

По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.

Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме разнообразных развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, но и непрерывно развивающимися ИКТ. В своей практике использование Интернета автор применяет с целью увеличения наглядности и мотивации учащихся. На мнению автора, взгляд, привлекательность компьютера ещё не обеспечивает устойчивого интереса к нему и к деятельности, связанной с его использованием. Необходимо постоянно искать возможности поддержания интереса в самом содержании учебного материала и в совершенствовании методики преподавания. Работая с разнообразными сайтами, ребята могут «путешествовать» по странам мира, по границам водосборных бассейнов, заглянуть в глубины Мирового океана. Одним из средств, повышающих эффективность урока, внеклассного мероприятия, является интерактивная доска. Интерактивная доска – поверхность, на которую проецируется экран монитора, она является чувствительной и позволяет использовать «ручку», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Также её возможности используются, в основном, на этапе проверки знаний учащихся. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Конечно, все мероприятия перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок, внеклассное мероприятие, организацию учебного проекта и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь им быть более результативными.

Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.

Всем известно, что профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Педагогические инновации – это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. Новизна любого средства относительна как в личном, так и во временном плане: то, что ново для одного учителя, может быть пройденным этапом для другого. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Поэтому педагогам нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность.

Всё изложенное автором не является раз и навсегда данным рецептом, панацеей на тернистом пути географического образования, однако достигнутые успехи учеников вселяют оптимизм.


Литература:

  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 1997. – 112 с.

  2. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов/ И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 203 с.

  3. Кановская М.Б. Педагогика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009 – 64 с.

  4. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, учитель, внеклассное мероприятие, интерактивная доска, ребята, учащийся, география, нужная информация, подрастающее поколение, учебный материал.

Похожие статьи

Значение использования информационно-коммуникационных...

интерактивная доска, урок, учитель, учащийся, возможность, учебный процесс, образовательный процесс, внеклассное мероприятие, информационный блок, нужная информация.

Образовательное путешествие как интерактивный метод...

Дополнительные источники информации для учащихся

Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной... Процесс обучения и воспитания охватывает как учебную, так и...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

 применение ИКТ для организации внеклассных мероприятий по географии

 на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой наглядной форме довести до учащихся теоретический материал

Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм...

Внеклассное мероприятие не должно сводиться к постоянным назидательным беседам, как правило, такая

Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

интерактивная игра. реклама. судебный процесс.

Использование интерактивных досок | Статья в журнале...

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент, процесс обучения, информация, дистанционное обучение

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики...

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Урок географии в современной школе | Статья в журнале...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант.

учебный процесс, учащийся, проблемное обучение, знание, урок географии, учебный материал, предмет...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык, урок, групповая работа, познавательная деятельность, умение, знание, учащийся.

Игровые технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова:интерактивные методы, учащиеся, занятие. В настоящее время особое внимание в учебных

Кроме этого, мы постоянно принимаем участие в различных конкурсах, КВНах и олимпиадах.

Учитель может записывать ответы на доске или на флипкарте.

Похожие статьи

Значение использования информационно-коммуникационных...

интерактивная доска, урок, учитель, учащийся, возможность, учебный процесс, образовательный процесс, внеклассное мероприятие, информационный блок, нужная информация.

Образовательное путешествие как интерактивный метод...

Дополнительные источники информации для учащихся

Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной... Процесс обучения и воспитания охватывает как учебную, так и...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

 применение ИКТ для организации внеклассных мероприятий по географии

 на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой наглядной форме довести до учащихся теоретический материал

Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм...

Внеклассное мероприятие не должно сводиться к постоянным назидательным беседам, как правило, такая

Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

интерактивная игра. реклама. судебный процесс.

Использование интерактивных досок | Статья в журнале...

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент, процесс обучения, информация, дистанционное обучение

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики...

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Урок географии в современной школе | Статья в журнале...

Полезная информация. Спецвыпуски.

Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности учащегося, как их помощник и консультант.

учебный процесс, учащийся, проблемное обучение, знание, урок географии, учебный материал, предмет...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как...

Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и

интерактивное обучение, учебный процесс, образовательный процесс, русский язык, урок, групповая работа, познавательная деятельность, умение, знание, учащийся.

Игровые технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Ключевые слова:интерактивные методы, учащиеся, занятие. В настоящее время особое внимание в учебных

Кроме этого, мы постоянно принимаем участие в различных конкурсах, КВНах и олимпиадах.

Учитель может записывать ответы на доске или на флипкарте.