Библиографическое описание:

Белых А. Г., Дерягина Л. А. Реализация инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 62-65.


Детский сад «Росинку» города Омутнинска Кировской области посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ предполагает достаточно высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:

- низкую работоспособность;

- низкий уровень познавательного интереса;

- быструю утомляемость;

- повышенный уровень тревожности;

-выраженное недоразвитие всех сторон речи.

Всё это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.

Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя

Детский сад «Росинка» функционирует с 1990 года. Приоритетным направлением работы является квалифицированная коррекция речевого и психофизического развития воспитанников. С 2008 года является дошкольным учреждением компенсирующего вида

Детский сад «Росинку» посещает 72 воспитанника в возрасте от 4 до 7 лет с ограниченными возможностями в здоровье.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

  • отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;

  • «Зеленая аптека»;

  • огород;

  • «Золотой луг»;

  • муравейник;

  • ягодник;

  • цветник;

  • альпийская горка;

  • птичий столбик.

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Таблица 1

Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Деревья и кусты»


-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение

- береза;

- рябина;

- ель;

- сосна;

- черемуха(красная, черная);

- осина;

- клен;

-сирень(белая, сиреневая);

- акация желтая;

- черная и красная смородина;

-черноплодная рябина;

- шиповник.

«Золотой луг»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного.

- мать-и-мачеха;

- одуванчики.

«Огород»

-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

- огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.


«Цветник»

-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

- многолетние и однолетние

цветущие растения

«Муравейник»

-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям.

-муравейник (участок группы)


«Альпийская горка»


-формировать представления

об «альпийской горке»,

как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и

неживой природы).

-«Альпийская горка»

(цветущие и вьющиеся

растения, камни разных

размеров)

«Ягодник»

-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

- земляника;

- малина;

- вишня;

-черноплодная рябина;

- красная и чёрная смородина.

«Зеленая

аптека»

- расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

- деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

«Птичий столб»

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать

бережное отношение к ним.

птичий столб с кормушкой

Путешествие

по

экологической тропе (итоговое)

- обобщить знания по

проекту «Экологическая тропа»

все объекты экологической

тропы






Таблица 2

Этапы реализации проекта

Название этапа

Цель этапа

Содержание

Промежуточный результат

1 этап – подготовитель

ный


Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

  1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

  2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.

  3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

  4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

  • Определено новое направление и задачи работы мини-музея.

  1. Разработан маршрут экологической тропы.

  2. Разработаны занятия по маршруту экологической тропы.

  3. Созданы необходимые условия:

методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение.

2 этап – основной


Реализация работы по маршруту экологической тропы

  1. Выбор объектов для проведения занятий.

  2. Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

  3. Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

3 этап - контрольно-оценочный

Анализ результативности выполнения поставленных задач

  1. Проведение итоговой экскурсии;

  2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;

  3. Оформление фотогазеты;

Выставка детских рисунков.

  1. Выполнение задач проекта.

  2. Выпуск методических рекомендаций.






Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
    • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

    • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

    • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;


Литература:

  1. Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981

  3. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

  4. Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

  5. Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

  6. Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

  7. Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

  8. Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

  9. Детям о природе» М.В. Лувич


Основные термины (генерируются автоматически): экологической тропе, дошкольного возраста, Экологическая тропа, детьми дошкольного возраста, Детский сад, ограниченными возможностями, «Экологическая тропа», ограниченными возможностями здоровья, Проект «Экологическая тропа», образования детей, проекта ДОУ «Экологическая, экологической тропы ДОУ, детей дошкольного возраста, природных объектов, организации экологической работы, углубление знаний детей, летний период, Привлекая внимание детей, экологического развития детей, Приоритетным направлением работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle