В данной статье мы рассмотрим достаточно традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ под углом компетентностного подхода. При решении вопросов о воспитании в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д. Компетентность формируются в процессе обучения, и не только в детских садах, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается дошкольник. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. Для иллюстрации указанных установок нами проанализированы позиции традиционного и компетентностного подходов. В работе с семьей мы постарались оптимизировать традиционные формы роботы детского сада с учетом потенциала компетентностного подходе. Все многообразие форм мы условно разделили на две большие подгруппы: а) работа с семьей внутри детского сада; б) работа с семьей за пределами детского сада.
Начнем с первой группы - непосредственной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей. Достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, о платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопед, психолог, инструктор по плаванию и закаливанию.). Компетентностный подход помимо информационной составляющей способствует активизации поведения родителей - включение в различные виды деятельности, организация экспертизы с их стороны, а также внесение предложений. Что дают родителям занятия с детьми в ДОУ в традиционной форме? В основном представления о содержании и технологиях работы. Компетентностный же подход позволит воспитателю включить в занятия элементы беседы с взрослыми. Эффективность компетентностного подхода зрима во всех ситуациях педагогического процесса: и при проведении советов и ситуаций, и в интервью с родителями, и в ходе собраний и круглых столов. Среди нетрадиционных форм организации общения педагогов с родителями выделены следующие: наглядно-информационные; познавательные; информационно-аналитические; досуговые: т.е ознакомительные, просветительские, анкетирование, «почта доверия», совместные досуги и выставки . Приведём примеры.
Интервью с родителями. Эта форма дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь - в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. В рамках компетентностного подхода повышение эффективности интервью возможно и при обратной связи, и при условии его применения и демонстрации причинно-следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями). Телефон доверия. Достаточно традиционная форма в практике работы с семьей. Позволяет родителям в игровой форме задавать любые интересующие вопросы и устно, и письменно. На основе анализа воспитатель планирует дальнейшую работу. С позиции компетентностного подхода такая форма работы будет более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность. Посещение семьи. Считается традиционным мероприятием, когда воспитатель каждой возрастной группы знакомится с условиями жизни и воспитания своих подопечных на дому. Инновационным оно может стать при условии активизации родителей при непосредственном их участии в данном процессе: взаимопосещений, родительских «десантов» и др.
В чем суть собраний-встреч, круглого стола с участием родителей? Здесь обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. Эффективность данной формы также существенно повысится, если педагог применит активизирующие методики. Имеются в виду:
• групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей;
• игры, моделирующие проблемы и решения в триаде ребенок-педагог-родитель;
• совместные действия, основанные на совместном выполнении родителем и педагогом действий, заданий;
• конструктивный спор, который поможет сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций;
• вербальная дискуссия, обучающая культуре диалога в семье, обществе.
Что касается эпизодических привлечений родителей к посещению детского сада, то цель этого мероприятия должна сводиться не только к их участию в работе дошкольного учреждения, но и к совместным с детьми экскурсиям, прогулкам, досугам и развлечениям. Если посещение детского сада связывается с постановкой перед родителями конкретных задач; с наблюдением за деятельностью воспитателя, поведением своего ребенка, играми детей, отношениями, как между сверстниками, так и между взрослыми и детьми; с присутствием на занятиях и ознакомлением с бытовыми условиями группы детского сада.
Какой вывод можно сделать из вышеизложенного? Анализ традиционных форм работы с семьей внутри ДОУ позволяет увидеть: потенциал для развития взаимоотношений возможен. Но при условии повышения активности семьи, участия родителей в работе дошкольного учреждения.
Коснемся форм работы с семьей второй условной подгруппы - за пределами детского сада. Понятно: направлены они в первую очередь на расширение воспитательного пространства образовательного учреждения, повышение воспитательного потенциала семьи. Формы работы: школы молодых родителей, тематические выставки, информационные бюллетени, дни открытых дверей
Школы для родителей. Традиционно их создают при детских садах с одной целью: освещать вопросы воспитания и образования детей от рождения до 7 лет. В зависимости от специфики района в некоторых городских дошкольных учреждениях более актуальны школы молодых родителей, будущих мам и пап, университеты отца. Особенно перспективны эти школы в сочетании с женскими консультациями, средними общеобразовательными школами, профессиональными училищами. В рамках компетентностного подхода, касающегося школы, формы работы могут содержать также элементы привлечения самих родителей в качестве не только объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта. Тематические выставки. Их цель - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики, рассказы о лучших воспитателях района. Для повышения результатов работы эта форма может быть направлена на презентации творческих детских работ. Выставки также могут содержать материал о творчестве и родителей, и детей. Площадки для выставок предоставляют родители. Все зависит от места их работы. Информационные бюллетени обычно вывешивают (по договоренности) на предприятиях, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. Бюллетени, адресованные покупателям, содержат рекомендации: какая игрушка необходима ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги соответствуют возрасту дошкольника; какая одежда и обувь потребуется для определенных занятий, в разные времена года и т.п. Как может изменить, углубить действительность компетентностный подход в этой форме работы? Понадобятся бюллетени, содержащие информацию, подготовленную родителями, семьями воспитанников. В дни открытых дверей в дошкольные учреждения приглашают родителей, у кого маленькие дети, тех, кто проживает в определенном микрорайоне. В рамках компетентностного подхода возможно планирование презентации групп с участием и родителей, и воспитанников.
Не менее важны для реализации компетентностного подхода в работе с родителями информационные средства: листовки, анкетирование, наглядная информация и т.д. Их основное отличие - в содержании и применении информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей или расширяющей информации, адресной информации (для конкретной семьи).
Тематические листовки в традиционной форме связаны с пропагандой определенных идей и событий. В инновационном аспекте инициатива выпуска листовок принадлежит родителям. Именно они выбирают тему, проверяют содержание, осуществляют корреляцию данных по запросу других родителей. Анкетирование. Его суть: получить информацию о составе семьи, об особенностях семейного воспитания, о положительном опыте семейного воспитания или о трудностях и ошибках. Для повышения эффективности опросного метода анкету могут составлять сами родители. За достоверность информации будет отвечать родительский комитет обрабатывать же информацию должны родители; это позволит получать более достоверные данные.
Традиционные средства наглядной педагогической информации. Как известно, это разнообразные стенды, уголки краткой информации. В плане компетентностного подхода мы предлагаем дополнить стенды настольной тематической информацией, составленной по запросам и заявкам родителей. А уголки, которые обычно размещают в коридорах, у входа в детский сад, в раздевалке или в пролете между переходами, - заменить стендами в свободном доступе для родителей, чтобы они могли размещать там наиболее интересные, с их точки зрения, высказывания классиков по темам воспитания или предложения по обмену книгами. Не помешает размещенный здесь же планшет, где подобраны детские рисунки по книгам, которые им читают дома. Раздел детского творчества в приемной. Что мы обычно видим? Теме занятия, программному содержанию отведено место в специальном кармашке, а детские работы, окантованные в рамки, висят на стенде. Усилить воздействие возможно, если в приемной будет предусмотрено место для домашнего творчества детей, в том числе совместного со взрослыми. Стенд оформляется силами родителей, которые презентуют творчество своих детей. За педагогом остается комментирующий материл, например запись такого содержания: «Данные работы выполнены в технике коллажа, оригами, карвинга». Тогда участие в выставке - как групповой, так и индивидуальной - также станет частью порт-фолио ребенка.
Советы врача. Обычно родителям предоставляют сведения о росте и весе ребенка, необходимой диете, режиме дня, сведения же по профилактике тех или иных заболеваний они получают от медсестры или врача. В инновационном плане сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, о работе персонала в той или иной поликлинике. Доска объявлений. Как правило, содержит только официальную информацию, которая вывешена в строго отведенном месте. Но ведь можно в качестве поощрения спонсорства предоставить место для объявлений активным и инициативным родителям. По договору с ними на доске объявлений размещается рекламная информация, где речь идет о спонсировании детских спектаклей, об услугах фотографа, о детских товарах. Это с одной стороны. С другой - есть возможность: а) на красочном стенде выразить благодарность от имени администрации тем родителям, кто оказывает помощь в благоустройстве участка, помещений групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, кто занимается с детьми, участвует во многих мероприятиях; б) предоставить родителям возможность благодарить тех, кто помогает приобретать игрушки, расчищать участок от снега, заклеивать окна на зиму, кто принимает участие в подготовке к утреннику и т.д.; в) завести постепенно обновляемую рубрику, извещающую родителей об успехах их детей.
Что еще мы можем предложить нового в плане компетентностного подхода? Улучшить оформление плаката «Звезда недели». Обычно плакат вывешивают в групповом помещении на самом видном месте. Его цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания. Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Как известно, звездой недели периодически становится каждый воспитанник.
Как можно углубить содержание плаката? Также с помощью родителей: рассказом о ребенке не банальными фразами, а с учетом его интересов, даже если эти интересы отличаются от их мнения и вкусов. Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты: «Коллаж интересов», «Все обо мне», «Мой плакат». Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей, для выполнения которых необходим лист ватмана, фото ребенка, членов его семьи и друзей, рассказ об увлечениях. Инициатива идет от самих родителей. Тем самым существенно повысится роль семьи в образовательном процессе в ДОУ, а также компетентность родителей.
Источник: журнал "Дошкольное воспитание", N5, 2011г.