Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ларичкина Н. В. Результативные формы педагогического взаимодействия в ОУ образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1049/ (дата обращения: 23.10.2018).

Современная система дополнительного образования детей развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг.

Вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования – подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях.

Качественные характеристики специалистов, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессионально-трудовой жизни, подвергаются сомнению. На смену им приходят иные качества личности, определяющей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, коммуникабельность, умение работать в команде, умение ориентироваться в информационном пространстве, перестраиваться в соответствии с квалификационными требованиями и запросами новой экономической модели. Цель педагогической деятельности – формирование человека, готового к практической жизни, т.е. способного на эффективную ориентацию в реальных жизненных ситуациях. Осуществление этой цели сегодня предполагает акцент на выработке у воспитанников навыков самостоятельной ориентации в мире, способности к самообучению и критической самооценке.

Профессиональный образ современного тренера-преподавателя складывается из личных качеств, профессиональной компетентности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.

В связи с этим более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования быстро реагировать на эти изменения и соответствовать этим потребностям.

Известно, что оптимальность и полнота самореализации юного спортсмена находится в прямой зависимости от глубинных процессов самосознания и осознания своей деятельности тренером-преподавателем. Принимая на себя социально-профессиональную роль, тренер-преподаватель, вне зависимости от вида спорта, стремиться овладеть содержанием и структурой тренерско-педагогической деятельности, творчески самопроявиться и помочь юному спортсмену успешно адаптироваться в современном обществе.

Актуальность создания перспективной комплексной программы «Призвание-тренер» обусловлена необходимостью развития системы работы с кадрами в плане повышения профессионализма педагогического коллектива детско-юношеской спортивной школы с позиции современных требований.

Для того чтобы, в пространстве представляемой программы обеспечить тренерам возможность самостоятельности в самопознании и самоопределении, обеспечить свободу выбора в определении собственных профессиональных позиций, нами использована блочно-модульная система в организации процесса курсовой подготовки, а также созданы учебные планы, максимально ориентированные на потребности тренеров и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Совершенствование мастерства достигается за счет непрерывного и систематического повышения профессионального уровня тренера. Данный процесс должен иметь опережающий характер, быть целенаправленным и управляемым.

Целью программы является создание условий для личностно- профессионального роста педагога и развития потенциала педагогического коллектива. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- развитие потребности личности педагога в культурном и профессиональном росте;

- развитие среды профессионального взаимодействия педагогов.

Суть обучения по представленной программе в организации коллективной и практической мыследеятельности в «способствовании ее быстрейшей интериоризации, а не в показе образцов действия для копирования и тем более не в сообщении готовой информации».

В процессе реализации программы предпочтение отдано активным формам обучения, учитывающим психологические особенности обучения взрослых, а именно: лекциям-полилогам, дискуссиям, мозговому штурму, моделированию, педагогическим студиям и т.д.

Результативные, на наш взгляд, формы педагогического взаимодействия: мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства, написание эссе, семинары-практикумы, защита проектов, ОДИ – организационно-деятельностные игры, ролевые и деловые игры, мини-исследования по направлениям, мастерские и т.д.).

Рассмотрим некоторые из них.

1. ОДИ - организационно-деятельностная игра как технология актуализации и активизации творческого потенциала педагога, приобретения опыта решения проблемных задач в обстановке педагогического сотрудничества, повышения коммуникативной компетенции педагогов, развития их психологической гибкости, раскованности.

По нашему мнению, при подготовке тренеров в рамках конкурсной ситуации проявляются различные результаты для ее участников:

- осуществление профессиональной пробы в роли эксперта-тренера, развитие представлений о процессах и содержании деятельности;

- моделирование ситуации анализа своей деятельности и возможность использовать его результаты для изменения и развития в работе.

Главное условие - создание творческой атмосферы через совокупность различных приемов:

а) организацию работы по законам круга в форме полилога, то есть рассаживание участников ОДИ в круг лицом друг к другу;

б) соблюдение правил культурного ведения дискуссии, таких как думать сообща, признавать правоту другого, уважительно выслушивать чужое мнение, сочетать свои интересы с общими, преодолевать привычку шаблонов и стереотипов, цель дискуссии - поиск истины, а не спор ради спора;

в) введение обращения друг к другу по именам, т.е. работа «без погон»;

г) организацию интеллектуальной разминки, творческой игры;

д) проведение музыкальной паузы, снимающей эмоциональное напряжение;

е) внедрение в ОДИ «неожиданного» для ее участников нигилиста, отвергающего под различными предлогами все, что бы ни предлагалось, или «скептика», подвергающего все, что предлагается, под сомнение;

ж) базирование дискуссии на вербальном и невербальном поощрении, применение присуждения званий, таких как «Мисс или Мистер Тренер», «Вице-Мисс или Вице-Мистер Тренер», «Тренер - Зрительская Симпатия» и другие.

2. Основная цель тренингов – это повышение компетентности в своей деятельности. В тренингах решались задачи, связанные с приобретением участниками соответствующих знаний, формированием умений и навыков, развитием перцептивных способностей человека, коррекций его установок в отношении различных экспертных процедур.

Данные тренинги были направлены на решение следующих задач:

- укрепление профессиональной самооценки участников, осознание ими своих профессиональных и творческих возможностей;

- коррекцию и развитие педагогических установок на экспертную деятельность;

- формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия.

В нашей работе подтвердилось положение системного подхода о том, что в организации деятельности не только части, но и формы их организации предопределяют свойства целого. Например, формы подготовки тренеров-преподавателей отражаются на их профессионализме, как результат – на улучшении качества образовательного процесса.

Эффективность реализации данной программы проявилась через

- устойчивое стремление педагогов связывать собственные перспективы с непрерывным повышением профессионализма;

- личностно-профессиональный рост тренера-преподавателя, инструктора-методиста, руководителя;

- продуктивное общение и взаимодействие с людьми на основе многообразных технологий образования и развития человека;

- прогнозирование и поддержку инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании.

- критическое мышление, способность к выбору стратегии профессиональной деятельности при изменении ситуации.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, профессиональная деятельность, юный спортсмен, дополнительное образование детей.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Формирование педагогической профессии «педагог...»

Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности».

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

профессиональная подготовка, дополнительное образование детей, педагог

Педагогическая ценность дополнительного образования детей заключается в том, что в. Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

Для достижения поставленной цели мною реализуется модифицированная программа дополнительного образования детей «Лыжные

На первом этапе знакомлю детей целью занятия, даю теоретические установки, провожу для юных спортсменов разминку организма.

Мотивация творческой деятельности в педагогическом...

Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе. Автор: Маняхина Ольга Викторовна. Рубрика: Педагогика.

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время...

Педагог в контексте модернизации системы дополнительного...

Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей как воспитателя, профессионализм.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения...

Дополнительное образование детей — неотъемлемая

Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный

Миссия последних состоит в предоставлении юному поколению самых разнообразных услуг интеллектуального...

Социальная роль спорта в условиях закрытого...

Особое положение в материале уделяется спортивной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования детей.

По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа

В условиях реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения педагогические коллективы существенным...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Формирование педагогической профессии «педагог...»

Содержание «дополнительного образования детей» и «внеурочной деятельности».

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

профессиональная подготовка, дополнительное образование детей, педагог

Педагогическая ценность дополнительного образования детей заключается в том, что в. Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в.

Особенности физкультурно-оздоровительной работы через...

Для достижения поставленной цели мною реализуется модифицированная программа дополнительного образования детей «Лыжные

На первом этапе знакомлю детей целью занятия, даю теоретические установки, провожу для юных спортсменов разминку организма.

Мотивация творческой деятельности в педагогическом...

Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе. Автор: Маняхина Ольга Викторовна. Рубрика: Педагогика.

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время...

Педагог в контексте модернизации системы дополнительного...

Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей как воспитателя, профессионализм.

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения...

Дополнительное образование детей — неотъемлемая

Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный

Миссия последних состоит в предоставлении юному поколению самых разнообразных услуг интеллектуального...

Социальная роль спорта в условиях закрытого...

Особое положение в материале уделяется спортивной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования детей.

По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа

В условиях реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения педагогические коллективы существенным...

Задать вопрос