Библиографическое описание:

Корженко О. М. Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории и практике образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 43-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1024/ (дата обращения: 14.12.2017).

Педагогические идеи русского космизма принадлежат к общей линии гуманизма, которая развивается на протяжении всей человеческой культуры. Они находили и находят отклик в философии, литературе и, конечно, педагогике, реализуются, дополняются и переосмысливаются многими авторами. В то же время ряд российских педагогов (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, Б.П. Неменский, М.П. Щетинин и многие другие), даже, быть может, не называя себя наследниками учения русского космизма, разрабатывает сходные принципы и идеи. Что касается современной педагогики в целом, то в ней намечается космический взгляд на человека. Это связано с общей социокультурной тенденцией: «космизацией» сознания. Мы все более ощущаем себя космическими существами, причастными бытию Вселенной, являющимися его неотделимой частью. Активно дискутируется сегодня вопрос о космической миссии человека. Педагогика, рассматривающая процесс духовного воспитания с этих позиций, уже сама по себе является новаторской, и в ней, по нашему мнению, явно прослеживается связь с идеями русского космизма. Такая педагогика задается вопросом, сформулированным Ш.А. Амонашвили так: «Ребенок! Имею ли я право… прикасаться к тебе, если заранее не восполнюсь сознанием того, что ты есть безграничность и неповторимость? … сознавая, что ты несешь в себе особую миссию для себя и для людей…? Вот и нужен мне философский, а может быть, космический взгляд на ребенка» [1; с.10].

В частности, «космическая» педагогика пересматривает принципы воспитания одаренных детей. Люди – как звезды, и у каждого из них есть свое свечение – у одних более яркое, у других – тусклое. Тех, кто рождается с самым ярким свечением, называют одаренными; а вот бездарных людей нет в принципе – есть лишь те, чье свечение не нашло должной поддержки. В связи с этим педагоги делают ряд выводов: 1) «нет людей, которые пришли в мир без определенного набора энергетических лучей»; 2) «среди энергетических лучей, данных человеку, есть общие, одинаковые для всех людей, но есть и индивидуальные»; 3) «среди индивидуальных лучей есть самые яркие, гармоничные и особой тональности. Эти, последние, и определяют дар и способности человека» [2; с.101-102]. Отсюда следует, что задача всех воспитателей (родителей, школьных учителей и т.д.) - во-первых, обнаружить и выделить индивидуальный дар каждого ребенка, а во-вторых, создать условия для его самостоятельного развития. Под созданием условий понимается следующее: обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимым инструментарием (наглядными, техническими и другими пособиями, материалами, инструментами); помощь ребенку в овладении различными способами деятельности; наконец, (и это – самое важное!) - создание энергетического поля любви, без которого невозможно нормальное развитие и рост творческой индивидуальности. Таким образом, отношение к ребенку как к микрокосму очень актуально для современной педагогики, практически применимо в ней.

Сегодня все более открыто изучается и популяризирует свои данные биоэнергетика человека. Исходя из того, что все в мире (включая и людей) обладает энергией, а любые жизненные процессы – это проявления ее бесконечного движения, биоэнергетика во многом меняет и педагогический смысл. Поскольку в основе Мироздания (Космоса, природы, социальных процессов, – в том числе педагогического) лежат постоянные колебательные энергетические движения, то и воспитание мы можем считать возбуждением, накоплением и расходованием энергии.

Итак, можно сделать вывод о том, что современная наука как бы заново открыла особый вид энергии – биоэнергию, а также духовность, или психическую энергию. Это – те самые каналы, с помощью которых мы взаимодействуем с Космосом. Потенциал психической энергии дан нам всем – важно лишь правильно им распорядиться. Если человечество будет его использовать не на разрушение, а на познание себя и окружающего мира, на исполнение своей миссии созидателя, оно будет восходить в развитии бесконечно. К тому же духовность способна накапливаться и умножаться при активном использовании, а вот из-за «лености души» она деградирует и сходит к нулю.

В подобном подходе мы наглядно видим воплощение таких идей русского космизма, как синтез науки и создание целостной «науки о жизни», а также – соборность: единство, взаимосвязь неповторимых человеческих индивидуальностей, всего социума, земной и космической природы. Законы и принципы биоэнергетики постепенно берутся на вооружение современными педагогами, что позволяет по-новому взглянуть на многие аспекты воспитательного процесса. Здесь имеются в виду и психоэнергетические особенности каждого отдельного ребенка, и такие же особенности учителя (прежде всего – его «положительная» или «отрицательная» заряженность), и, наконец, энергетика всего учебно-воспитательного учреждения или семьи. Все вышеперечисленное необходимо учитывать не менее внимательно, чем наличие учебных пособий, планов воспитательной работы и т.д. Учитель, обращающий внимание на «космический» аспект своей работы, всегда помнит, что «дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить» [1; с.11]. Из этого следует закономерный вывод: педагогика должна исходить из личностных особенностей ребенка, искать пути их максимальной реализации и вести воспитанника (при его активном участии!) по этим путям.

Подобный комплекс воспитательных взаимодействий получил название «педагогики сотрудничества» (один из ее ярчайших представителей – Ш.А. Амонашвили). Цель последней – «сделать ребенка нашим… добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты» [1; с.47-48]. Иначе говоря, педагогика сотрудничества предлагает новый взгляд на духовно-нравственное воспитание детей.

Как продолжение линии русского космизма можно рассматривать и педагогическую реализацию принципов ненасилия. Основные обоснования ненасильственной организации жизнедеятельности детей можно найти практически во всех гуманистических теориях воспитания, однако лишь космисты (прошлого и нынешнего времени) исходят здесь из представления о детях как неповторимых «галактиках», каждая из которых и отличается от других, и, в то же время, неразрывно связана с ними.

Надо заметить, что наступивший сегодня кризис духовности заставляет все большее число ученых, культурологов, педагогов обращаться к идее формирования целостной и творческой личности, обращаться к конкретному человеку, к его индивидуальным особенностям и задаткам. Эта линия, последовательно проводимая в русском космизме, имеет огромные перспективы развития в области воспитания.

Современная педагогика приходит к выводам, которые продолжают линию русского космизма, его идеи, касающиеся уникальной роли и места человека в мире, а также наших отличительных черт, связанных с ними. Всякий природный объект (и человек – в том числе) для чего-либо предназначен. Лишь при условии соответствия своему назначению он испытывает состояние комфорта, гармонии. Но люди, в отличие от остальных существ и предметов, имеют свободу воли, т.е. действуют самостоятельно, сами находят свое место в жизни. В этом – их специфика. Подобный подход к человеку и вопросам его воспитания мы с уверенностью можем назвать антропокосмическим и устремленным в будущее. Мудрый воспитатель всегда дальновиден. Он работает не ради кратковременных, сиюминутных результатов, а нацелен на перспективу. Если изначальные мотивы наших поступков, слов и мыслей будут созидательными, а жизнедеятельность – упорядоченной, активно-трудовой, направленной на развитие, то и результатом действия станет гармонизация, создание ноосферы. Воспитание и самовоспитание самым прямым образом ответственны за осуществление этой цепочки, за выполнение космоэволюционной функции человека.

Таким образом, плоды воспитания, с одной стороны, глобальны по своим масштабам, а с другой – вполне конкретны. Современная педагогика осуществляет преемственность идей русского космизма, и в перспективе такой процесс будет происходить не менее активно. Это подтверждает правоту взглядов русских космистов на воспитание и образование, а также их актуальность для нашего времени.


Литература:

  1. Aмонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Еремкин А.И. Педагогика «поющих звезд». //См.: Инновации в образовании: теория и практика. – Белгород, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): русского космизма, идей русского космизма, современной теории, историко-педагогического опыта внешкольного, практике дополнительного художественно-эстетического, опыта внешкольного образования, дополнительного художественно-эстетического образования, художественно-эстетического образования детей, использования историко-педагогического опыта, Возможности использования историко-педагогического, современной педагогики, идеи русского космизма, учения русского космизма, педагогических идей русского, идеями русского космизма, космический взгляд, линии русского космизма, линию русского космизма, практике образования, Современная педагогика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос