Автор: Абакумова Евгения Борисовна

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 2728 раз

Библиографическое описание:

Абакумова Е. Б. Самообразование как ценность профессионального становления педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 106-109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1014/ (дата обращения: 12.12.2017).

Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика. В школе сегодня необходим такой педагог, который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными образовательными технологиями, способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.

Вопросы профессионального становления педагога становятся первоочередными по отношению к другим аспектам практики образования. За годы преобразований изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст. Эти тенденции определяют необходимость осмысления в современных условиях целей, содержания и путей профессионального становления педагога.

Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Сравнительный анализ категории «становление» привлекает к себе внимание многих мыслителей, как прошлого, так и настоящего.

В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нас также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми[16].

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают «становление», как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию[4].

Э.Ф. Зеер определяет «становление» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Становление предполагает направленность, которая может меняться, и непрерывность, которая может прерываться, останавливаться в развитии. По мнению Э.Ф. Зеера «становление личности» имеет два взаимосвязанных измерения [3]. Одно, вертикальное, отражает изменение места человека в социуме (социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери); второе, горизонтальное, представляет собой временное измерение как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой стадии ограничением возможных способов реализации, осуществления себя.

В.И. Слободчиков в своих исследованиях «становление» рас­сматривает как составляющую процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление - это «переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития - преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование - саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение преимущественно относится к духовно-практическим структурам [13].

Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусствен­ных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке» [11].

В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса «станов­ления личности» в образовательном процессе, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство воз­можного и осуществленного, потенциального и актуального), способст­вующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, об­ществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственны­ми, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь «становления личности», по мнению ученого-исследователя, обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогиче­ской поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социали­зацией» [12].

"Профессиональное становление" также исследуется современными учёными с различных позиций. Профессиональное становление педагога — индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии. В процессе становления профессионала «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами» [3].

Под профессиональным становлением педагога Л.М. Митина понимает «активное качественное преобразование учителем своего внут­реннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедея­тельности» [8].

Автор отделяет профессиональное развитие от профессионального становления по следующему критерию: доминирующими в профессио­нальном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении - внешние. На профессиональное становление педагога мож­но оказывать искусственно-техническое воздействие через организацию самоидентификации и рефлексии, а одним из основных внешних условий профессионального становления педагога, согласно нашим представлени­ям, является профессиональное образование.

Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) отмечают многоаспектность данного понятия, рассматривают его как непрерывный процесс определения своего места в профессиональной деятельности, осознание себя и своих возможностей;

  • процесс профессионального становления следует рассматривать как целостную систему, логическим центром и основанием которой является мотивационная сфера, определяющая ее коммуникативную профессионально-педагогическую познавательную направленность;

  • личностно-профессиональное становление педагога можно рассматривать как жизненный процесс самосовершенствования, процесс, который, в случае внешней управленческо-педагогической поддержки, приходит к тому или иному желаемому результату;

  • профессиональное становление - непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

Таким образом, мы выстроили рабочее определение: профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

Если процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Проблему самообразования педагога раскрывали в своих исследованиях А.Я. Айзенберг, А.В. Баранников, С.Г. Вершловский[1], А.И. Гиро, В.В. Горшкова, М.Т. Громкова[2], А.К. Громцева, О.Б. Даутова, Г.М. Коджаспирова [5], М.JI. Князева [6], В.Д. Лутанский, И.Л. Наумченко, Е.В. Пискунова [10], П.Г. Пшебильский, И.А. Редковец, Е.В. Серебряник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин [14], В.А. Сухомлинский.

В работах данных авторов самообразование педагога определяется как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций» [1], «способ повышения профессионального мастерства» [14], «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [5], «система обновления, расширения, углубления ранее полученных знаний, совершенствование практических умений и навыков с целью достижения профессионального мастерства» [9], «вид педагогической деятельности»[7], «новая функция профессионально-педагогической деятельности»[2], «важная составляющая творчески-преобразовательной, духовной деятельности человека»[6], «средство формирования не только умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной стороны личности» [10], «образование себя, строительство, созидание своей личности» [6].

Самообразование всегда целенаправленно. Ученые (Громцева А. К., Крупская Н. К., Наумченко И. Л., Рубакин Н. А.) выделяли следующие цели самообразования:

- сделать из себя человека образованного;

- быть на уровне современных требований;

- понимать окружающую жизнь;

- уметь оценивать чужие мнения и иметь свое собственное;

- создать собственный гармоничный духовный мир;

- повысить качество учебно-воспитательной работы;

- обеспечить непрерывное совершенствование знаний;

- преодолеть профессиональную замкнутость;

- стать человеком творческим;

- удовлетворить свой интерес;

- стать конкурентоспособным.

Среди перечисленных целей можно четко выделить цели как личные так и профессиональные. Самообразование — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию, необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека [6].

Исследователи Князева, М. JI., Серебряник, Е. В. [6,15] определили следующие функции самообразования:

  • экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

  • ориентирования - определение себя в культуре и своего места в обществе;

  • компенсаторная - преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний;

  • саморазвития - совершенствования личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

  • методологическая преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

  • коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, возрастами;

  • сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её;

  • омолаживания - преодоления инерции собственного мышления, предупреждение застоя;

  • психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

- геронтологическая - поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма.

В данном контексте, самообразование выступает как ценность профессионального становления педагога. Самообразование педагога служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации.

Занимаясь саморазвитием, самосовершенствованием, педагог сам сознательно меняет свою профессиональную биографию.

В современном, информационном обществе самообразование становится не только ценностью профессионального становления педагога, но и фактором жизненного успеха. Путем самообразования педагоги постоянно приобщаются к новейшим достижениям педагогической науки, участвуют в научных исследованиях и экспериментах, апробации новых программ, учебников, ведут активный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Что, несомненно, способствует профессиональному становлению педагогов.

В ходе самообразования педагог приобретает знания, умения, актуализирует ценностные ориентации, расширяет культурный уровень, формирует педагогическую позицию, повышает профессиональное мастерство. Успешно решать проблемы современной развивающейся школы и задачи становления личности другого человека может педагог, осознавший процесс и результаты своего профессионально-личностного становления. Активность педагога в самообразовательной деятельности определяют потребности, интересы, ценностные установки, идеалы.

Иными словами, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное становление личности, профессиональное становление педагога.


Литература:

  1. Вершловский, С. Г. Учитель о себе и профессии [Текст] / С. Г. Вершловский. - Л. : Знание, 1988.

  2. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ, 2003.

  3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 239 с.

  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М., Педагогический поиск, 2000.

  5. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М. : Альфа, 1993.-389 с.

  6. Князева М. JI. Ключ к самосозиданию [Текст] / М. JI. Князева. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

  7. Маркова А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. -М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

  8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст]/Л.М.Митина –М.:Академия,2004.

  9. Наумченко И. Л. Как заниматься самообразованием [Текст] : методич. рекоменд. студентам / И.Л. Наумченко. — Гродно, 1976. — 31 с.

  10. Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя [Текст] : автореферат на соискание ученой степени доктора педнаук. - СПб., 2005.

  11. Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений [Текст]/С.Попов// Кентавр.2000.-№ 23.

  12. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе [Текст]/отв. ред. В.В.Игнатова, О.А.Шушерина.-Томск:Изд-во ТГУ, 2005.

  13. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов [Текст]/В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев-М.:Школьная пресса, 2000.

  14. Сластенин В. А. Формирование личности учителя средней школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Просвещение, 1976. - 160 с.

  15. Серебряник Е. В. Организация самообразования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педнаук / Е. В. Серебряник. - Киров, 2006.

  16. Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности: Перевод(авторское вступление П.С.Гуревич) [Текст]/Э.Фромм. – М.,1994.

7


Основные термины (генерируются автоматически): профессионального становления педагога, становление педагога, профессиональное становление педагога, ценность профессионального становления, непрерывный процесс, значимых качеств педагога, профессиональной деятельности, становления личности, Профессиональное становление педагога, педагогической деятельности, личностно-профессиональное становление педагога, Проблему самообразования педагога, процесс профессионального становления, процесс становления личности, Вопросы профессионального становления, путей профессионального становления, условий профессионального становления, профессиональное становление личности, ценностью профессионального становления, процессе становления профессионала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос