Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 09.03.2016

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Колоницкая, О. Л. Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе / О. Л. Колоницкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9990/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: гуманитарные технологии, междисциплинарность, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение

В настоящее время интерес педагогов направлен на освоение новых технологий для оптимизации образовательного процесса и на повышении качества образовательного процесса в техническом вузе. В то время как современные студенты хорошо осознают необходимость получения не только технического образования, но и важность всестороннего развития их личности. Будущие конкурентоспособные специалисты осознают, что наряду со специальными знаниями, они должны обладать целеустремлённостью, развитой логикой, мобильностью, а также владеть профессиональной и общей культурой.

Актуальность использования гуманитарных технологий в образовательной практике в техническом вузе напрямую связана со стремительным развитием социальных и коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности современного человека. Следует обратить особое внимание на гуманитарные технологии (далее ГТ) в техническом вузе, так как именно они способствуют активизации и интенсификации учебно-познавательных и творческих процессов, что является эффективным для формирования ключевых компетентностей конкурентоспособного специалиста и его мотивации.

Обращаясь к сути понятия ГТ, согласимся с тем, что в широком смысле ГТ представляют собой «использование социокультурных факторов в организации человеческой деятельности» [1]. Кроме этого, ГТ — это средство массового воздействия на реципиентов для достижения конкретной поставленной цели. В ГТ вещественные характеристики являются характеристиками продуктов, которые представляются как полученные в результате гуманитарной деятельности, к которой невозможно применить вещественную мерность. Отметим, что мышление становится основным и центральным звеном ГТ, которое организовано по «особым» гуманитарным законам и методам [2].

В рамках профессиональной педагогики и методики преподавания ГТ ― это организация деятельности определённой группы обучаемых на основе гуманитарного знания, культурологического подхода к построению содержания образования и проблемно-поискового подхода к построению учебного курса. Чрезвычайно важно использование культурологической и культурной составляющей при конструировании ГТ, где гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияния на различные характеристики будущего конкурентоспособного специалиста.

Внедрение ГТ и активных методов обучения в образовательный процесс в техническом вузе целесообразно в случае преподавания как общепрофессиональных, специальных и естественнонаучных дисциплин, так и социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Трудно не согласиться с мнением Н. В. Бордовской и Л. Г. Викторовой, что гуманитарные технологии — это не только технологии преподавания гуманитарных дисциплин, но и технологии, которые чрезвычайно важно использовать при преподавании любых дисциплин в техническом вузе. Использование гуманитарных технологий способствует мотивации учебно-познавательной деятельности, установлению ценностных ориентаций.

Бордовская Н. В. под гуманитарными технологиями понимает средства создания: организации и регулирования взаимодействия преподавателя со студентами; условий для анализа, оценки и понимания требований к обучению в вузе; условий, позволяющих обучаемым понять смысл всех видов своей деятельности в вузе, соотнести и определить образ своего желаемого будущего как специалиста, гражданина и члена поликультурного общества и т. п.; условия для актуализации, реализации и развития личностного потенциала у каждого обучаемого [4].

Особенностью ГТ в техническом вузе является наличие3 целей: 1) личностно значимая цель; 2) цель, которая ориентирует будущих конкурентоспособных специалистов на приобретение ключевых компетенций, специфических для каждой конкретно специальности; 3) цель, которая ориентирует будущих конкурентоспособных специалистов на использование индивидуальных стратегий обучения.

Основными функциями ГТ в системе гуманитарной среды вуза является их использование для эффективного обучения, помощи в формировании личности конкурентоспособного специалиста, так как они направлены на создание комфортных условий для обучения и воспитания человека как образованной личности и высококвалифицированного специалиста.

ГТ в техническом вузе — это технологии способствующие: созданию комфортных условий для реализации творческого потенциала будущих конкурентоспособных специалистов; подготовке обучаемых к профессиональной жизнедеятельности в современном информационном обществе; эффективному формированию гуманитарной образовательной среды в техническом вузе.

Отличительными особенностями использования ГТ в техническом вузе являются: 1) развитие способности анализировать информацию, которую специалист будет использовать в дальнейшем при принятии решений, как в сфере его специальности, так и в повседневной жизни; 2) влияние на формирование профессионального, культурного и бытового сознания личности будущего конкурентоспособного специалиста; 3) формирование толерантного отношения к окружающему миру и осознание своей роли в нём; 4) развитие ряда ключевых компетентностей, присущих конкурентоспособному специалисту и добропорядочному человеку; 5) формирование культуры специалиста, которая объединяет профессиональную и общественную деятельности конкурентоспособного специалиста.

Специфической особенностью ГТ является их междисциплинарность, что влияет на развитие коммуникативной компетентности обучаемых, также как и на выработку технологий самостоятельного принятия решений и стратегий их реализации.

Очень часто ГТ используются при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе для выявления их научно-теоретической основы и разработки курсов практических дисциплин, соответствующих главным задачам высшего образования в контексте диалога культур.

Особая роль отводится игровым имитационным методам (имитационному тренингу, игровому проектированию и пр.). Такие методы предполагают интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для специалиста личностных качеств. Они развивают навыки соблюдения норм этикета и традиций делового общения, а также умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Отметим особую значимость метода «мозгового штурма», который способствует развитию творческих способностей будущих конкурентоспособных специалистов.

На наш взгляд, основными методами, используемыми в рамках ГТ втехническом вузе, являются следующие методы обучения:

1) «Обучение в сотрудничестве», главная идея которого заключается в обучении вместе.

2) Метод проектов, который предполагает общность целей и задач для всех членов группы, а также индивидуальную ответственность и равные возможности для достижения успеха. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать ее, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.

3) Разноуровневое обучение, представляющее индивидуальный стиль обучения, основанный на учете индивидуальных особенностей каждого обучаемого, особенностях их психического развития, темперамента, типа нервной деятельности и пр. Это объясняется тем, что одни обучаемые трудоспособнее по утрам, другие — во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение [3].

Результаты исследования позволяют сделать выводы, что ГТ втехническом вузе:

̶определяют вектор развития высшего профессионального образования;

̶повышают эффективность процессов обучения и воспитания будущих конкурентоспособных специалистов в техническом вузе;

̶нацелены на улучшение качества жизни будущих конкурентоспособных специалистов.

В перспективе считаем, что необходима дальнейшая разработка теории гуманитарных технологий для использования в технических вузах не только для повышения эффективности образовательного процесса, но и для повышения качества педагогической среды. Кроме того, исследования в области разработки практико-ориентированных основ конструирования гуманитарных технологий в рамках гуманитарной среды технического вуза необходимо вести с учётом индивидуальных особенностей обучаемых, потребностей будущих специалистов и спроса рынка труда. Важным является исследование проблем, связанных с функционированием гуманитарной среды технического вуза, использованием инновационных подходов, методов и возможностью оптимизации обучения с их помощью.

Литература:

  1. Лутова А. В. Гуманитарная образовательная среда как средство воспитания гражданина [Электронный ресурс]. — 2002 — Режим доступа: http://www.websib.ru/~su/article.htm?83, свободный
  2. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г. –180 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  4. Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 408 с.
Основные термины (генерируются автоматически): технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, вуз, гуманитарная среда, дисциплина, Метод проектов, повышение качества, Разноуровневое обучение.

Похожие статьи

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

Методологические основы создания гуманитарной...

технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

- интеграцию учебных дисциплин, входящих в образовательную программу профессиональной подготовки

Таким образом, мы рассмотрели различные условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его...

обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников

обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях

- педагогическим функциям в профессионально-личностном развитии специалиста

Игровая среда выполняет обычно стимулирующую функцию в образовании (повышение...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

...дисциплин учебных заведений СПО, в организации учебных практик и стажировок на

Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов.

Работа в Кабардино-Балкарском гуманитарно-техническом колледже подтверждает, что...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

К конкурентоспособности вуза автор относит: рациональную и эффективную структуру; наличие в вузе системы управления качеством подготовки специалистов; наличие группы высококонкурентных образовательных программ...

Похожие статьи

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем...

технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

Методологические основы создания гуманитарной...

технический вуз, конкурентоспособный специалист, образовательный процесс, специалист, дисциплина, Метод проектов, гуманитарная среда, повышение качества, Разноуровневое обучение, вуз.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

- интеграцию учебных дисциплин, входящих в образовательную программу профессиональной подготовки

Таким образом, мы рассмотрели различные условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его...

обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников

обеспечение качества образовательных технологий (качества методов обучения и...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях

- педагогическим функциям в профессионально-личностном развитии специалиста

Игровая среда выполняет обычно стимулирующую функцию в образовании (повышение...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

...дисциплин учебных заведений СПО, в организации учебных практик и стажировок на

Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов.

Работа в Кабардино-Балкарском гуманитарно-техническом колледже подтверждает, что...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

К конкурентоспособности вуза автор относит: рациональную и эффективную структуру; наличие в вузе системы управления качеством подготовки специалистов; наличие группы высококонкурентных образовательных программ...