Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе
Автор: Колоницкая Ольга Леонидовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 09.03.2016
Статья просмотрена: 252 раза
Библиографическое описание:
Колоницкая, О. Л. Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе / О. Л. Колоницкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9990/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: гуманитарные технологии, междисциплинарность, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение
В настоящее время интерес педагогов направлен на освоение новых технологий для оптимизации образовательного процесса и на повышении качества образовательного процесса в техническом вузе. В то время как современные студенты хорошо осознают необходимость получения не только технического образования, но и важность всестороннего развития их личности. Будущие конкурентоспособные специалисты осознают, что наряду со специальными знаниями, они должны обладать целеустремлённостью, развитой логикой, мобильностью, а также владеть профессиональной и общей культурой.
Актуальность использования гуманитарных технологий в образовательной практике в техническом вузе напрямую связана со стремительным развитием социальных и коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности современного человека. Следует обратить особое внимание на гуманитарные технологии (далее ГТ) в техническом вузе, так как именно они способствуют активизации и интенсификации учебно-познавательных и творческих процессов, что является эффективным для формирования ключевых компетентностей конкурентоспособного специалиста и его мотивации.
Обращаясь к сути понятия ГТ, согласимся с тем, что в широком смысле ГТ представляют собой «использование социокультурных факторов в организации человеческой деятельности» [1]. Кроме этого, ГТ — это средство массового воздействия на реципиентов для достижения конкретной поставленной цели. В ГТ вещественные характеристики являются характеристиками продуктов, которые представляются как полученные в результате гуманитарной деятельности, к которой невозможно применить вещественную мерность. Отметим, что мышление становится основным и центральным звеном ГТ, которое организовано по «особым» гуманитарным законам и методам [2].
В рамках профессиональной педагогики и методики преподавания ГТ ― это организация деятельности определённой группы обучаемых на основе гуманитарного знания, культурологического подхода к построению содержания образования и проблемно-поискового подхода к построению учебного курса. Чрезвычайно важно использование культурологической и культурной составляющей при конструировании ГТ, где гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияния на различные характеристики будущего конкурентоспособного специалиста.
Внедрение ГТ и активных методов обучения в образовательный процесс в техническом вузе целесообразно в случае преподавания как общепрофессиональных, специальных и естественнонаучных дисциплин, так и социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Трудно не согласиться с мнением Н. В. Бордовской и Л. Г. Викторовой, что гуманитарные технологии — это не только технологии преподавания гуманитарных дисциплин, но и технологии, которые чрезвычайно важно использовать при преподавании любых дисциплин в техническом вузе. Использование гуманитарных технологий способствует мотивации учебно-познавательной деятельности, установлению ценностных ориентаций.
Бордовская Н. В. под гуманитарными технологиями понимает средства создания: организации и регулирования взаимодействия преподавателя со студентами; условий для анализа, оценки и понимания требований к обучению в вузе; условий, позволяющих обучаемым понять смысл всех видов своей деятельности в вузе, соотнести и определить образ своего желаемого будущего как специалиста, гражданина и члена поликультурного общества и т. п.; условия для актуализации, реализации и развития личностного потенциала у каждого обучаемого [4].
Особенностью ГТ в техническом вузе является наличие3 целей: 1) личностно значимая цель; 2) цель, которая ориентирует будущих конкурентоспособных специалистов на приобретение ключевых компетенций, специфических для каждой конкретно специальности; 3) цель, которая ориентирует будущих конкурентоспособных специалистов на использование индивидуальных стратегий обучения.
Основными функциями ГТ в системе гуманитарной среды вуза является их использование для эффективного обучения, помощи в формировании личности конкурентоспособного специалиста, так как они направлены на создание комфортных условий для обучения и воспитания человека как образованной личности и высококвалифицированного специалиста.
ГТ в техническом вузе — это технологии способствующие: созданию комфортных условий для реализации творческого потенциала будущих конкурентоспособных специалистов; подготовке обучаемых к профессиональной жизнедеятельности в современном информационном обществе; эффективному формированию гуманитарной образовательной среды в техническом вузе.
Отличительными особенностями использования ГТ в техническом вузе являются: 1) развитие способности анализировать информацию, которую специалист будет использовать в дальнейшем при принятии решений, как в сфере его специальности, так и в повседневной жизни; 2) влияние на формирование профессионального, культурного и бытового сознания личности будущего конкурентоспособного специалиста; 3) формирование толерантного отношения к окружающему миру и осознание своей роли в нём; 4) развитие ряда ключевых компетентностей, присущих конкурентоспособному специалисту и добропорядочному человеку; 5) формирование культуры специалиста, которая объединяет профессиональную и общественную деятельности конкурентоспособного специалиста.
Специфической особенностью ГТ является их междисциплинарность, что влияет на развитие коммуникативной компетентности обучаемых, также как и на выработку технологий самостоятельного принятия решений и стратегий их реализации.
Очень часто ГТ используются при преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе для выявления их научно-теоретической основы и разработки курсов практических дисциплин, соответствующих главным задачам высшего образования в контексте диалога культур.
Особая роль отводится игровым имитационным методам (имитационному тренингу, игровому проектированию и пр.). Такие методы предполагают интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для специалиста личностных качеств. Они развивают навыки соблюдения норм этикета и традиций делового общения, а также умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Отметим особую значимость метода «мозгового штурма», который способствует развитию творческих способностей будущих конкурентоспособных специалистов.
На наш взгляд, основными методами, используемыми в рамках ГТ втехническом вузе, являются следующие методы обучения:
1) «Обучение в сотрудничестве», главная идея которого заключается в обучении вместе.
2) Метод проектов, который предполагает общность целей и задач для всех членов группы, а также индивидуальную ответственность и равные возможности для достижения успеха. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать ее, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая автономию, креативность.
3) Разноуровневое обучение, представляющее индивидуальный стиль обучения, основанный на учете индивидуальных особенностей каждого обучаемого, особенностях их психического развития, темперамента, типа нервной деятельности и пр. Это объясняется тем, что одни обучаемые трудоспособнее по утрам, другие — во второй половине дня; одни нуждаются в четком, иногда буквально пошаговом руководстве, другие предпочитают инициативное, самостоятельное обучение [3].
Результаты исследования позволяют сделать выводы, что ГТ втехническом вузе:
̶определяют вектор развития высшего профессионального образования;
̶повышают эффективность процессов обучения и воспитания будущих конкурентоспособных специалистов в техническом вузе;
̶нацелены на улучшение качества жизни будущих конкурентоспособных специалистов.
В перспективе считаем, что необходима дальнейшая разработка теории гуманитарных технологий для использования в технических вузах не только для повышения эффективности образовательного процесса, но и для повышения качества педагогической среды. Кроме того, исследования в области разработки практико-ориентированных основ конструирования гуманитарных технологий в рамках гуманитарной среды технического вуза необходимо вести с учётом индивидуальных особенностей обучаемых, потребностей будущих специалистов и спроса рынка труда. Важным является исследование проблем, связанных с функционированием гуманитарной среды технического вуза, использованием инновационных подходов, методов и возможностью оптимизации обучения с их помощью.
Литература:
- Лутова А. В. Гуманитарная образовательная среда как средство воспитания гражданина [Электронный ресурс]. — 2002 — Режим доступа: http://www.websib.ru/~su/article.htm?83, свободный
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г. –180 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 408 с.
Ключевые слова
метод проектов, обучение в сотрудничестве, гуманитарные технологии, междисциплинарность, разноуровневое обучениеПохожие статьи
Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.
Образовательная инноватика: к постановке вопроса
Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.
Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении
Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.
Математика как перспективная методическая основа обучения научной иноязычной коммуникации в технических университетах
Обучение иностранному языку в техническом университете должно строиться на междисциплинарной основе, быть научно и профессионально ориентированным. Математика выбрана содержательным аспектом обучения, Mathcad — техническим средством.
Похожие статьи
Вопросы развития профессиональной компетенции преподавателя вуза
В статье рассматриваются актуальные проблемы профессиональной компетентности преподавателей вуза и пути их решения.
Образовательная инноватика: к постановке вопроса
Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.
Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении
Анализ результатов внедрение активных методов обучения на основании использования метода кейсов в образовательном процессе.
Математика как перспективная методическая основа обучения научной иноязычной коммуникации в технических университетах
Обучение иностранному языку в техническом университете должно строиться на междисциплинарной основе, быть научно и профессионально ориентированным. Математика выбрана содержательным аспектом обучения, Mathcad — техническим средством.