Структурно-содержательные компоненты формирования методической готовности студентов исторического профиля
Автор: Брылеева Юлия Вячеславовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 08.04.2016
Статья просмотрена: 331 раз
Библиографическое описание:
Брылеева, Ю. В. Структурно-содержательные компоненты формирования методической готовности студентов исторического профиля / Ю. В. Брылеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9603/ (дата обращения: 17.12.2024).
Дается характеристика методики преподавания истории, как главной составляющей общей подготовки студентов исторического профиля СурГУ, получающих квалификацию «Преподаватель истории». Автором описываются основные структурно-содержательные компоненты, необходимые для формирования методической готовности студентов исторического профиля.
Ключевые слова: методика обучения предмету, компоненты готовности, уровни и критерии методической готовности.
Современные изменения в российской школе, все более широкое внедрение и использование новых актуальных средств обучения привели к изменению подходов к подготовке будущих педагогов. Вузы переориентированы на подготовку учителя-профессионала, использующего собственные оригинальные методики, направленные на: решение нетрадиционных задач, формирование у школьников творческого мышления, ценностных ориентаций и др.
Таким образом, методика обучения является одной из основных частей профессиональной подготовки будущих учителей, а приобретенные навыки в вузе и отработанные в ходе практики, помогут молодым специалистам увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством [4, с. 299].
Развитие индивидуальных задатков, применимых к любой сфере преподавательской деятельности предполагает основательную теоретическую подготовку, понимание особенностей, структурных составляющих процесса обучения. Изучение методики преподавания истории является главной составляющей общей подготовки студентов исторического профиля СурГУ, получающих квалификацию «Преподаватель истории».
Планомерная работа обеспечивает процесс формирования методической готовности студентов, готовых к более успешной адаптации в условиях постоянно меняющихся требований и школьных стандартов.
В вузе студенты исторического профиля знакомятся с основами дидактического проектирования при изучении курса «Методики преподавания истории», где получают основы организации образовательного процесса, имеющего определенные уровни становления, знакомятся и формируют собственную методическую основу своей будущей педагогической деятельности, совмещая со знаниями, представлениями, которые задаются предметным содержанием исторических дисциплин.
Изучение методики преподавания истории является главной составляющей общей подготовки студентов, получающих квалификацию «Преподаватель истории». Сама методика преподавания истории может быть определена как интегративная система, включающая дидактику, психологию, теорию воспитания, выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции изучения истории.
Исследуя систему методической подготовки студентов исторического профиля в Сургутском государственном университете, можно отметить, что данная система обеспечивает четко выраженную профессиональную направленность с начала всей работы и до завершения обучения. Включает в себя следующие виды деятельности: лекционный курс теории и методика обучения историческим дисциплинам, лабораторный практикум по методике обучения историческим дисциплинам, учебно-исследовательская работа (курсовая работа по методике преподавания истории), педагогическая практика.
Развитие индивидуальных задатков, применимых к любой сфере преподавательской деятельности предполагает основательную теоретическую подготовку, понимание особенностей, структурных составляющих процесса обучения.
Методика обучения предмету, являясь обязательной учебной дисциплиной, завершающей этап профессионального образования, реализует следующие задачи: усвоение методологии предметной методики, умение применять ее в конкретных исследованиях; овладение закономерностями функционирования методической системы обучения, навыкам применения их в различных ситуациях; разработки методики обучения отдельным понятиям, фактам, организации учебного процесса, в частности планирования урока, постановки его целей, выбора средств их достижения и др. [4, с. 299]
На основе изучения психолого-педагогической литературы, можно определить методическую готовность как системное качество личности педагога, включающее теоретический, практический и личностный компоненты:
научно-теоретический компонент выражается в системном восприятии образовательной деятельности; наличие системы психологических, дидактических и предметных знаний как основы педагогической деятельности; определение выбора содержания профессиональной деятельности — учет методологических критериев — перспективности, полноты, развивающего характера);
практический компонент — профессиональные умения и навыки педагога, приобретенные в процессе педагогической деятельности: анализ развивающих и учебно-воспитательных возможностей обучения; предметной областью и педагогическими технологиями, соотношение своей деятельности с другим педагогическим опытом, анализ образовательных альтернатив, оценивание их эффективности, проектирование;
личностный компонент — система профессионально обусловленных качеств личности (педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическое целеполагание); педагогические способности, мотивы, интересы, определяющие позицию педагога, основы педагогического мастерства, педагогическая рефлексия. [2]
Готовность к педагогической деятельности в области преподавания истории включает:
ценностно-ориентационный компонент — систему ценностей, установок, профессиональных мотивов, которыми руководствуется учитель истории в своей педагогической деятельности;
когнитивный компонент — систему нормативных знаний в области методики преподавания истории, основных подходов, концепций исторического образования;
деятельностно-практический компонент — систему основных методических действий, обеспечивающих профессиональное решение методических задач как разновидности педагогических.
На занятиях по методике преподавания истории студент должен определить направление будущей работы по пяти основным вопросам: как учить; чему учить; зачем учить; какие средства обучения можно использовать; каковы результаты обучения истории.
Уровнями проявления методической готовности студентов исторического профиля в процессе прохождения педагогической практики являются: репродуктивный (реализация полученных ранее знаний, умений, навыков в типичных ситуациях педагогической деятельности), ситуативно-творческий (творческое проявление в определенных ситуациях педагогической деятельности) и творческий (творческая реализация методической подготовленности в педагогической деятельности). [3]
Критериями и основными показателями оценки уровней проявления методической готовности студентов исторического профиля являются: когнитивный (объем и прочность усвоенных знаний), деятельностный (владение технологиями педагогической деятельности), мотивационный (интерес, потребность и желание в самореализации в педагогической деятельности), волевой (проявление активности, настойчивости, самоконтроля).
Методическая готовность студента исторического профиля включает основы профессиональной деятельности будущего учителя, стоящие в:
наличии системы ориентиров, связанных с проектированием и конструированием учебного процесса;
умении конкретизировать цели обучения по курсам, разделам и темам с учетом уровня обученности учащихся;
развитии способности оптимально отбирать содержание, средства и приемы преподавания и учения в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными способностями учащихся;
умении проводить экспертизу качества исторического образования и разрабатывать программы совершенствования учебного процесса;
умении проектировать технологии обучения [1].
Студенты должны овладеть методикой передачи научной информации, возможностями учебного предмета в образовательном и воспитательном аспекте, а также формами, методами обучения в различных системах обучения и типах учебных заведениях. Важной теоретико-методической проблемой методики является создание теоретической основы, дающей возможность студентам принимать решения в различных нестандартных ситуациях. Современная методика преподавания должна содержать такие вопросы, как овладение методикой передачи научной информации школьникам определенной возрастной группы, ознакомление с активизирующими учебную деятельность методами и формами обучения, использование развивающих методов и т. п. Преподаватель должен уметь направлять процесс овладения студентами профессиональными умениями на лекциях, содержание которых должно быть проблемным [4, с. 299].
Таким образом, методика обучения является одной из основных частей профессиональной подготовки будущих учителей, а приобретенные навыки в вузе и отработанные в ходе практики, помогут молодым специалистам увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством.
Литература:
- Боровских, Т. А. Конструирование учебного процесса на основе технологического подхода [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-uchebnogo-protsessa-na-osnove-tehnologicheskogo-podhoda
- Ковалева, И. Ю. Методическая готовность педагогов мурманской области к продуктивной деятельности в условиях образовательного выбора [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-gotovnost-pedagogov-murmanskoy-oblasti-k-produktivnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-obrazovatelnogo-vybora
- Лавренчук, Н. Г. Повышение методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля: автореф. дис....кан. пед. наук [Электронный ресурс] / Н. Г. Лавренчук. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-metodicheskoi-gotovnosti-nachinayushchikh-prepodavatelei-v-sisteme-professionalno
- Тимофеева С. М. Методическая подготовка будущего учителя // Вектор науки. ТГУ. 2011. № 3 (6). С. 299–302.
Ключевые слова
методика обучения предмету, компоненты готовности, уровни и критерии методической готовности., уровни и критерии методической готовностиПохожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
К вопросу об оценке сформированности предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики
В статье рассматриваются методы оценивания предметно-методической компетентности студентов, которая является одной из важных составляющих методической компетентности будущих учителей математики и может эффективно формироваться только в ходе их самост...
Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей
В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...
Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы
В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной обр...
Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов
В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины
В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза
В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...
Педагогические аспекты формирования идеологического иммунитета среди будущих кадров таможенной службы
В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является н...
Похожие статьи
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
К вопросу об оценке сформированности предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики
В статье рассматриваются методы оценивания предметно-методической компетентности студентов, которая является одной из важных составляющих методической компетентности будущих учителей математики и может эффективно формироваться только в ходе их самост...
Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей
В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...
Физическая подготовка бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности в содержании основной образовательной программы
В данной статье рассмотрены вопросы физической подготовки бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности, основная образовательная программа обучения бакалавров факультета безопасности жизнедеятельности. Также, на основании анализа основной обр...
Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов
В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины
В статье рассмотрена педагогическая практика как одна из необходимых составляющих процесса становления будущего учителя. Раскрыта суть понятия «педагогическая практика» как способа изучения учебно-воспитательного процесса в школе на основе непосредст...
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза
В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...
Педагогические аспекты формирования идеологического иммунитета среди будущих кадров таможенной службы
В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является н...