Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов
Автор: Шамхалов Расул Ибрагимович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 31.03.2016
Статья просмотрена: 1026 раз
Библиографическое описание:
Шамхалов, Р. И. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов / Р. И. Шамхалов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9548/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, владения нравственными качествами и умениями принимать решения, ставить учебные задачи, изучать особенности школьников, требует способности применять диагностические методики и дифференцированные задания, использовать активные формы организации познавательной деятельности, организовывать различные виды взаимодействия. Кроме того, важно владеть методами эмоционального воздействия на учащихся с целью стимулирования их познавательной деятельности, объективно оценивать результаты учебной деятельности, создавать психологически комфортную атмосферу в аудитории, изучать и использовать педагогический опыт колег и т. д.
Кроме того, важно выявить способность будущего учителя начальных классов к созданию ситуации успеха, обеспечения мотивации учащихся сельской школы.
В анкетировании приняли участие 89 выпускников- 24 юноши, 65 девушек, из числа студентов, намеренных осуществлять профессиональную деятельность в сельской школе.
Проведенное анкетирование показало, что у респондентов нет единого понимания проблем и трудностей, возникающих при организации педагогической деятельности в сельском образовательной организации. Кроме того, они имеют очень поверхностное представление о преимуществах работы в сельской школе. Особенно важным следует считать позицию студентов о знаниях, которых не хватает для продуктивной педагогической работы в начальных классах сельской школы, где 56 % из числа опрошенных считают необходимым владение технологиями организации учебного процесса в малочисленных классах, а также одновременную работу в двух классах.
Преобладание у большинства респондентов данной позиции актуализирует значимость формирования при профессиональной подготовке вопросов организации и управлению образовательным процессом младшего школьника в условиях малочисленной школы. Следовательно, разработка продуктивной модели обучения, в рамках которой возможно достижение более качественных результатов, предполагает использование в учебном процессе деятельностного подхода, включения младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность.
Результаты опроса позволяют сделать выводы о том, что большинство будущих учителей начальных классов осознают необходимость использования деятельностного подхода к обучению в начальной школе, но не владеют теоретическими знаниями, не умеют создавать необходимые условия для активной, познавательной деятельности школьников.
Анализ результатов анкетирования указывает на то, что студенты контрольной и экспериментальной групп имея примерно одинаковую осведомленность организации процесса обучения младших школьников не достаточно четко понимают сущность деятельностного подхода, несмотря на убежденность в необходимости владения способами включения в самостоятельную познавательную деятельность учеников.
Исследованию методических аспектов формирования у младших школьников умений учебной деятельности посвящены работы Э. И. Александровой, И. И. Аргинской, В. В. Давыдова, Н. Б. Истоминой, A. M. Пышкало и др., результаты которых отражены в учебниках, учебно-методических пособиях и других разработках, отличительной особенностью следует считать ориентированность их содержания на различные теории учебной деятельности, хотя существует единое начало формирования у младших школьников умений учебной деятельности. При этом следует выделить: теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), не смотря на это обнаруживаемые принципиальные отличия, обеспечивающие альтернативные возможности для математической подготовки младших школьников [].
Модели учебной деятельности школьников, отраженные в учебниках часто не согласованы с подготовкой будущих учителей начальных классов, где преобладает информационный способ передачи знаний.
Существенные различия наблюдаются между учащимися городских и сельских школ, что зависит от месторасположения школы, числа лет обучения в школе (3 или 4), количества уроков математики в неделю (5 или 6); уровня профессиональной подготовки учителя; выбора учителем программы. При этом в качестве недостатков формирования обще учебных умений и навыков, следует отметить недостаточно прочное усвоение значительной части материала, трудности в овладении десятичной записью многозначных чисел и десятичных дробей, при выполнении арифметических действий выбор приемов решения текстовых задач; изучение геометрии, восприятии графических объектов и информации.
Исследование позволило получить объективную информацию об уровне математической подготовки не только младших школьников, доказать значимость корректировки подходов к обучению в начальной школе, усиления развивающей направленности содержания, достижения оптимального соотношения между отработкой умений и умственным развитием.
Результаты эксперимента указывают на различия в структуре и качестве знаний, сформированности навыков и умений студентов, степени усвоения ими разделов школьных курсов без которых трудно достичь качественной подготовки в начальной школе. Кроме того, широкий выбор программ и комплектов учебников разнообразие механизмов выявления исходного уровня базовых знаний и сформированности учебно-познавательных умений у студентов позволил организовать личностно ориентированную коррекцию, поскольку студенты контрольной и экспериментальной групп к началу эксперимента в соответствии с критериями распределились следующим образом:
Студенты с таким низким уровнем подготовки сразу же попадают в зону особого внимания так как требуют дополнительной индивидуальной работы, а удовлетворительный уровень хотя обеспечивает минимальную базу, на которую опирается будущий учитель требуют также особого внимания, поскольку неуспех объясняется недостаточной сформированностью способов познавательной деятельности и культуры учебного труда. Таким образом, результаты эксперимента позволили определить уровень студентов, сформировать реальную картину их предметных знаний, наличие умений логически мыслить, рассуждать, доказывать, что является основой профессиональных качеств специалиста.
Следовательно, при построении модели формирования готовности будущих учителей к работе в начальных классах сельской школы решались задачи:
формирование у студентов профессиональных умений и навыков в области управления познавательной деятельностью младшего школьника;
развитие общепедагогических умений будущего учителя (аналитико-диагностических, прогностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, когнитивных, рефлексивных);
формирование потребности и способности к постоянному и целенаправленному пополнению профессиональных знаний через самостоятельную деятельность;
формирование у студентов умения преодолевать собственные познавательные трудности средствами прямого и косвенного управления;
органичное соответствие структурных компонентов содержания образования познавательным и профессиональным потребностям студентов;
взаимообусловленность развития студента как субъекта деятельности и овладения им базовым содержанием математического образования по специальности;
направленность деятельности педагога на развитие мотивационной сферы личности будущего педагога;
личностный подход к обучающимся.
Формирование готовности студентов к работе в начальных классах сельской школы является целостной системой, поскольку каждый из компонентов решает ту или иную, и только их совокупность обеспечивает поставленной цели.
С учетом сказанного построение модели базируется на деятельностном подходе потому, что он соответствует приоритетной цели современного профессионального образования — формированию компетентной, саморазвивающейся личности, где системообразующим элементом выступает рефлексия, помогающая осознать значимость активной познавательной деятельности. При этом формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в начальном образовании сельской школы предусматривает несколько уровней достижения:
осмысление и принятие будущим учителем ценности предметных (математических и методических) знаний, овладение эффективными способами их усвоения;
овладение способами управления познавательной деятельностью школьника в процессе изучения математики в условиях полного и малочисленного класса;
достижение максимально возможного уровня сформированности отдельных компонентов профессиональной компетентности.
С учетом сказанного формирование готовности к профессиональной деятельности студентов разделен на блоки: диагностический, теоретико-технологический, мотивационный, практический, рефлексивный. При этом содержание подготовки будущих учителей начальной школы представляет собой целостную структуру взаимосвязанных блоков и компонентов, обеспечивающую единство научного содержания и практической направленности, предметно-теоретического и процессуально-деятельностного содержания; интеграцию и дифференциацию содержания и методов обучения с учетом потребностей и затруднений студентов, личной и профессиональной готовности к их преодолению; приобретение опыта будущими учителями по формированию у детей умений учебной деятельности, его рефлексивному анализу и осознанию индивидуальных образовательных потребностей.
Ведущими принципами при структурировании материала являются:
соответствие современному уровню науки и современному состоянию систем обучения математике;
профессиональная направленность;
взаимосвязь общенаучных, общеметодических и специальных компонентов.
Все содержание учебной дисциплины трансформируется в модули, каждый из которых является логически завершенным в соответствии с целью. Каждый модуль имеет базовый и вариативный компоненты, что придает ему качества мобильности и четкости. Общая структура содержательного модуля может быть представлена так:
Построение модели базируется на деятельностном подходе потому, что он соответствует приоритетной цели современного профессионального образования — формированию компетентной, саморазвивающейся личности. Системообразующим элементом модели является рефлексия, так как она помогает осознать метод, который привел студентов к активной познавательной деятельности.
Литература:
- Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте: Учебник для студентов педагогических институтов- М.: Просвещение, 1973.- 279 с.
- Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М., 1959. T.I.
- Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие — М.: Академия, 1999.- 288 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний — М.: Изд-во МГУ, 1975.-290 с.