Авторы: Кузьмин Дмитрий Николаевич, Космынина Ирина Николаевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Кузьмин Д. Н., Космынина И. Н. О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 83-86.



В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как изучению проблемы разработки межпредметных элективных курсов уделено недостаточно внимания, и в профильном обучении, зачастую, такие курсы редко используются.

Ключевые слова: старшие школьники,профильное обучение, межпредметный элективный курс, теория принятия решений, методы оптимизации, математическое моделирование.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года был предусмотрен переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы. Данный переход олицетворяет собой ответ современному обществу на предъявление новых требований к подготовке квалифицированных специалистов в различных областях знаний. В частности, одним из таких требований, как показывает практика, выступает обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, заключающееся, прежде всего, в эффективной подготовке старших школьников к освоению программ высшего профессионального образования. Именно поэтому немаловажное место в системе предпрофессиональной подготовки старших школьников на сегодняшний день отводится профильному обучению.

В тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] профильное обучение рассматривается в качестве основы для дифференциации содержания обучения «с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы». Каждый из введённых профилей обучения (естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический, универсальный) предполагает достижение дифференциации и индивидуализации содержания обучения за счёт различных сочетаний курсов трех типов:

 базовые общеобразовательные предметы;

 профильные общеобразовательные предметы;

 элективные (курсы по выбору) [2, с. 174]

Однако особое место среди этих курсов всё же отводится элективным курсам, реализация которых является существенным моментом в организации профильного обучения в общеобразовательном учреждении.

Определение элективного курса закреплено в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783). Согласно данному определению элективный курс представляет собой «обязательный для посещения курс по выбору учащихся, входящий в состав профиля обучения на старшей ступени школы».

Особая роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет их широкий спектр функций и задач, которые они решают. Так, в Письме Минобразования РФ от 13.11.2003 № 14–51–277/13 «Об элективных курсах в профильном обучении» [3], в зависимости от реализуемых функций приводятся следующие типы элективных курсов:

 «надстройки» над профильными курсами (ориентации на изучение учебного предмета на повышенном уровне);

 межпредметные курсы (ориентация на изучение в рамках курса смежных предметов);

 подготовительные курсы к ЕГЭ (ориентация на повышенный уровень изучения предмета для подготовки к ЕГЭ);

 профессионально-ориентированные курсы (ориентация на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда);

 «внепредметные» курсы (ориентация на удовлетворение познавательного интереса, лежащего вне круга выбранного профиля).

Среди представленных типов элективных курсов, наиболее востребованными в профильном обучении являются межпредметные элективные курсы по информатике [4, с. 1–2]. Главная цель таких курсов состоит в интеграции знаний учащихся о природе и обществе. Иначе говоря, элективные курсы данной направленности позволяют реализовать межпредметные связи в процессе профильного обучения. Кроме того, межпредметные элективные курсы выполняют функцию общекультурного развития и удовлетворения интересов учащихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане [5, с. 2].

Таким образом, учитывая важность разработки межпредметных элективных курсов для современного профильного обучения, мы предлагаем разработать элективный курс «Теория принятия решений и методы оптимизации» и внедрить его в процесс профильного обучения в старшей школе.

В результате анализа литературных источников по проблеме разработки элективных курсов в профильном обучении, мы составили план разработки элективного курса, включающий в себя несколько этапов (рис. 1). За основу плана были взяты методические указания к разработке элективных курсов по информатике, подробно описанные в статье О. Ю. Лягиновой [4, с. 19]. Далее более подробно остановимся на содержании этих этапов, описывая особенности и ключевые компоненты разрабатываемого нами курса.

Рис. 1. План разработки элективного курса

Актуальность разрабатываемого нами элективного курса по данной тематике объясняется, во-первых, наличием межпредметных связей, так как курс можно отнести к категории курсов в образовательной области «информатика, математика, экономика». Во-вторых, потребностью в формировании у старших школьников особого типа мышления, которое формируется за счёт приобретения умения самостоятельно моделировать реальные процессы и принимать оптимальные управляющие решения. На основе содержания разрабатываемого нами курса, которое включает в себя изучение основ теории принятия решений и методов оптимизации на доступном для старших школьников математическом инструментарии, приобретение описываемого нами умения становится реальным.

Далее, определяя возможности реализации курса, необходим анализ образовательных программ и учебных планов школы. При этом также должен быть учтён уровень подготовки учащихся и возможность освоения ими элективного курса. В старших классах общеобразовательной школы возможность освоения элективного курса, связанного с решением задач математического моделирования как раз таки становится реальной на основе имеющегося у них к тому времени математического аппарата [6, с. 231]. Но, так как наш курс разрабатывается на основе уже имеющихся подобных курсов для студентов вузов, безусловно, большая часть материала требует адаптации для старших школьников в связи со сложностью используемого в таких курсах математического аппарата. Кроме того, между курсом по теории принятия решений и методам оптимизации для студентов от подобного курса для старших школьников имеется ряд отличий. Во-первых, это, безусловно, возрастная специфика. Во-вторых, прикладная направленность курса в рамках определённого направления (профиля) обучения для студентов, которая отражается в специфике учебного материала, ориентированного на решение задач будущей профессиональной деятельности. Для школьников же данный курс не имеет ярко выраженной прикладной направленности, не ориентирован на освоение способов деятельности в рамках какой-то конкретной профессии. Курс для школьников ориентирован, главным образом, на усиление межпредметных связей. Иначе говоря, в результате освоения курса у старшеклассника должно возникнуть понимание, что принятие решений — это не только про менеджера или экономиста, но и в целом про человека, который в своей жизни каждый день сталкивается с ситуациями выбора, в которых нужно принять оптимальное решение.

Что касается места разрабатываемого нами курса в учебном плане школы, то, в нашем случае, был получен специальный заказ на разработку данного курса во время прохождения педагогической практики в одной из школ г. Красноярска. Поэтому, при наличии образовательного заказа, курс, безусловно, вписывается в учебный план школы и разрабатывается в соответствии с уровнем подготовки учащихся старших классов данной школы, а также в соответствии с их возрастными особенностями.

На этапе определения цели курса, обязательно должен учитываться предполагаемый результат обучения. В нашем случае основной целью курса является формирование представления учащихся о принципах и методах математического моделирования операций и их практическое применение при решении задач, приближенных к реальным задачам организационного управления. Основные задачи курса, решение которых направлено на реализацию цели данного курса, на данный момент мы сформулировали следующим образом:

 познакомить учащихся с основами предмета «Теория принятия решений и методы оптимизации»;

 познакомить учащихся с различными способами решения задач линейного программирования на доступном для их понимания математическом языке;

 научить применять изученные способы решения задач линейного программирования при решении задач, приближенных к реальным задачам организационного управления;

 развить способности учащихся в области математики, информатики и экономики.

Стоит также отметить, что данный курс разрабатывается для естественно-математического профиля, но может быть также предназначен для учащихся технологического профиля (например, по специализации «Информационные технологии») или социально-экономического профиля. Кроме того, он может быть реализован, как в однопрофильных, так и многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Продолжительность курса по заказу школы составляет полгода, а его тематического планирование учитывает двухуровневость освоения содержания курса и поэтому состоит из двух частей.

Первый уровень сложности включает в себя темы, изучение которых направлено на освоение способов построения линейных моделей с двумя переменными. Сюда входят линейные уравнения, неравенства и системы линейных уравнений и неравенств, метод координат, линейная функция двух переменных, задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения линейной функции двух переменных на выпуклом многоугольнике.

Во второй части курса, представляющей собой второй уровень сложности освоения содержания, предполагается изучение теоретических основ линейного программирования: координатное пространство, матрицы, выпуклые множества, крайние точки, общая задача линейного программирования, двойственная задача.

Важно также отметить, что в курсе предлагается изучение графического метода решения задач в качестве наглядного метода для построения двумерных моделей линейного программирования, и также симплекс-метод, позволяющий показать решение задач линейного программирования для большей размерности. Кроме того, как отмечалось ранее, важной особенностью курса является доступное изложение материала для старших школьников с учётом уровня их понимания.

Таким образом, мы считаем, что разработка элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников и его реализация в профильном обучении позволит сформировать представление старших школьников о назначении математического аппарата в решении задач организационного управления, и будет способствовать развитию интереса к данной предметной области.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 02.03.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.03.2016).
  2. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Материалы международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире». — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173–179.
  3. Об элективных курсах в профильном обучении: информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 13.11.2003 № 14–51–277/13 // Информационно-правовой портал «BestPravo». URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/pt-zakony/c3o.htm (дата обращения: 19.03.2016).
  4. Лягинова О. Ю. Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2010. — № 2. — С. 17–21.
  5. О методических рекомендациях по реализации элективных курсов: информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.03.2010 № 03–413 // Информационно-правовой портал «BestPravo». URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-postanovlenija/z7v.htm (дата обращения: 19.03.2016).
  6. Абатурова В. С. Формирование прикладного математического мышления школьников // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 6. — С. 230–241.
Основные термины (генерируются автоматически): элективного курса, старших школьников, элективных курсов, принятия решений, «Теория принятия решений, профильного обучения, профильном обучении, элективного курса «Теория, курса «Теория принятия, линейного программирования, методы оптимизации», задач линейного программирования, разработки элективного курса, межпредметных элективных курсов, старших классах общеобразовательной, элективные курсы, разработке элективных курсов, разработки межпредметных элективных, элективный курс, разработке элективного курса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос