Автор: Тарамова Элиза Аюбовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Тарамова Э. А. Готовность студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 144-145.



Готовность студентов педагогического вуза кразработке электронных образовательных ресурсов

Тарамова Элиза Аюбовна, старший преподаватель

Чеченский государственный педагогический институт

Современный этап развития российского образования характеризуется внедрением в педагогическую деятельность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые выступают, прежде всего, в качестве поддержки интеллектуальной деятельности, к которой, несомненно, относится и педагогическая. Это обусловило использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и определило необходимость подготовки будущих учителей к их разработке и использованию. Включение ИКТ в учебный процесс способствует качественному улучшению процесса обучения, благодаря представлению информации в данном виде, который позволяет задействовать все каналы усвоения и тем самым повысить степень усвоения учебного материала.

ЭОР представляют собой учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства; являются совокупностью учебно-методических ресурсов, способствующих эффективному освоению обучающимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки по одному из направлений (специальностей).

Федеральные требования к квалификации учителей (согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования), связанные с приемом на работу, аттестацией, повышением квалификации педагогических кадров, включают в себя характеристики профессиональной компетентности в сфере ИКТ, в том числе готовность к использованию мультимедиа технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Вместе с тем учителю в образовательном процессе необходимо не только использовать готовые ЭОР, но и уметь разрабатывать ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств и применять их для мультимедийного сопровождения уроков и внеклассных мероприятий, реализуя собственные методические находки [1].

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.
  2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.
  3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.
  4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.
  5. Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.
  6. Восстановление знаний, умений и навыков.
  7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений [4].

Выполняя практические работы на занятиях, студенты руководствуются готовыми описаниями: сделать что-то, выделить, изменить таким то образом, заполнить таким то текстом. Особенно это применяется при издании текстового редактора. Современный этап развития ИКТ характеризуется наличием большого количества прикладных и инструментальных программных средств, применение которых для создания ЭОР не требует специализированной подготовки в области программирования (MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point, Windows MovieMaker, FrontPage, Macromedia Flash и др.). Особо ценными среди них являются программные средства, позволяющие создавать мультимедийные ЭОР, объединяющие как статическую визуальную информацию (текст, графика), так и динамическую (речь, музыка, видеофрагменты, анимация). Знание возможностей таких средств, наличие умений и навыков работы с ними позволят студенту педагогического вуза — будущему учителю создавать ЭОР.

Вместе с тем в настоящее время недостаточно разработаны теоретические подходы к организации обучения и отбору содержания подготовки студентов педагогического вуза к разработке ЭОР, а также выбору средств их создания. Все вышесказанное позволило выделить противоречия между:

 потребностью системы образования в повышении уровня подготовки учителей в области ИКТ, расширением перечня умений по работе с информацией для современного учителя и недостаточной разработанностью научно-методических подходов к подготовке студентов педагогического вуза к созданию ЭОР;

 потенциалом использования мультимедиа технологии для разработки ЭОР, современным уровнем теоретических и практических разработок в этой области и сложившейся практикой обучения студентов педагогического вуза, не обеспечивающей в должной мере подготовку к разработке ЭОР на основе прикладных и инструментальных программных средств, реализующих возможности мультимедиа.

Электронное обучение, как и традиционное, в чистом виде не дает того результата, который получается в итоге обучения по смешанной модели. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом вынося часть практических мероприятий в электронный вид. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге.

Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века [3]. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессионального образования. Продвижение в данном направлении в значительной степени определяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационного оснащения системы образования, подготовкой педагогических кадров.

Сравнение мнений преподавателей с различным опытом применения ЭОР позволяет сделать вывод, что оценка эффективности ЭОР меняется с увеличением опыта их использования: чем больше опыт работы педагога с ЭОР, тем выше, по его мнению, их эффективность [2].

Литература:

  1. Абдулаева П. З., Османова А. А., Абдулаева Х. С. Умение применения электронных образовательных ресурсов — как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей врачебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 7. — с. 11–13.
  2. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — с. 241–243.
  3. Данилова О. В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов: автореферат дис. к. п. н. / О. В. Данилова, Чебоксары, 2010.
  4. Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — с. 155–157.
Основные термины (генерируются автоматически): электронных образовательных ресурсов, студентов педагогического вуза, образовательном процессе, образовательном процессе вуза, инструментальных программных средств, разработке ЭОР, разработке электронных образовательных, Применение электронных образовательных, Издательство Молодой ученый, готовые ЭОР, Актуальные задачи педагогики, оценка эффективности ЭОР, опытом применения ЭОР, создания ЭОР, студенту педагогического вуза, созданию ЭОР, разработки ЭОР, Современный этап развития, Выработка умений, образовательных средств ИКТ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос