Становление нравственно-ценностной позиции студентов лесного техникума имени Н. В. Усенко | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 07.04.2016

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Севба Е. В. Становление нравственно-ценностной позиции студентов лесного техникума имени Н. В. Усенко [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10092/ (дата обращения: 21.08.2018).



In article the problem of formation of a moral and valuable position of students of forestry technical school through which analysis value of this position in professional and activity reveals is considered.

Keywords:formation, values, moralandvaluableposition.

Проблема становления нравственно-ценностной позиции обучающихся лесного техникума актуальна в современной педагогике, можно сделать вывод, что данный процесс заключается в достижении студентом субъектности, то есть придании личностного смысла и формировании нравственно-ценностных ориентаций в будущей профессиональной деятельности. Становление нравственно-ценностной позиции личности является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.

Особо важным периодом в развитии ценностей является студенческий возраст. Ценностные ориентации, профессиональная позиция студента — это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет профессиональную направленность и успех педагогической деятельности. В настоящее время у будущих специалистов не на должном уровне сформирована позиция и качества, характеризующие нравственное отношение к обществу, людям, труду и самому себе. Происходящие экономические и социокультурные изменения не всегда оказывают позитивное влияние на становление личности, ее идеалы и ценности, нравственные ориентиры и установки. Поэтому студенческая молодежь нуждается в особом педагогическом внимании и создании условий по становлению нравственно-ценностной позиции. Данная проблема рассматривалась в аспекте философских, психолого-педагогических и аксиологических знаний. Рассмотрением различных аспектов данной проблемы занимались такие ученые как Н. М. Борытко, Л. В. Ведерникова, В. П. Бездухов, В. А. Сластенин.

В своем исследовании Л. В. Ведерникова указывает, что процесс становления личности можно определить как целостный процесс движения человека в сторону субъектности [4,51]. То есть, становление — процесс и результат развития человека, обеспечивающий раскрытие новых личностных характеристик через достижение субъектности. Субъектность, как отмечал Н. М. Борытко, это утверждение самости. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и выделять для себя собственный смысл этой деятельности. Выделение смысла деятельности является показателем сформированности личностной позиции студента [2, 56]. Поэтому, осознав ценности и смысл профессиональной деятельности, их значимость для себя, студент способен выстроить собственную систему личностных ценностей, через которую происходит нравственное саморазвитие и становление нравственно-ценностной позиции.

Нравственно-ценностная позиция студентов лесного техникума понимается нами как интегральная характеристика личности студента, определяющая направленность на созидание собственного смысла и нравственно-ценностных ориентаций в профессиональной деятельности в лесной отрасли.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров, особенно в условиях объявленной модернизации, в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии.

Тем самым категория социальной активности является поведенческим воплощением нравственно-духовных ценностей, практической реализацией активной жизненной позиции, выражающейся в инициативности, отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела, способности сознательно принимать решения и нести ответственность за свои поступки и действия [3, с.14–15; 5, с. 14; 8, с. 5], что необходимо учитывать в аспекте психолого-педагогической инструментовки процесса аксиологического развития личности.

Сущность аксиологического подхода заключается в том, что он нацелен на раскрытие смыслов значений, объектов, на формирование способности учащихся к осмыслению на основе соотнесения с явлениями социально- нравственной жизни общества, построение собственного поведения школьников, исходя из существующих у них патриотических ценностей. По мнению И. И. Дереча ценности это «предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [6, с.10].

Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой — то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [9, с. 102].

Развивающийся аксиологический потенциал студентов наряду с комплексом элементов, включающему: гуманистические установки и требования, предъявляемые обществом к современному специалисту; ведущие идеи компетентностного, средового и личностно ориентированного подходов; сущность конкурентоспособности специалиста; результаты диагностических констатирующих срезов, дающих представление о качествах личности студентов и уровне их профессионально-образовательных потребностей образуют основы формирования конкурентоспособности будущего специалиста на этапе его обучения в лесном техникуме, как подвижный и технологичный элемент системы образования, позволяет реализовать данные основы в виде целостной педагогической модели формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста, если обеспечивает следующие условия:

– формирование социально и профессионально значимых ценностных ориентаций в системе учебно-воспитательной работы техникума;

– актуализацию и развитие профессионально-личностных потребностей студентов (в самореализации, деятельности, коммуникации и проч.);

– формирование у студентов установки на профессионально-личностное саморазвитие и самообразование как основу конкурентоспособности.

Задача образования состоит в создании условий обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира; готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.

Личность, осуществляя совместную деятельность с другими людьми, становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречия между той организацией, которую представляет личность, включая ее цели, мотивы, притязания, и внешними условиями и требованиями.

«Важнейшее из всех качеств человека — быть субъектом, то есть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической активности, творческой и нравственной (творческой, нравственной и свободной), добиваться необходимых результатов», — пишет К. А. Абульханова-Славская. При этом активность определяется ею как «способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается и сохраняется ее субъективность» [1,c. 14].

В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту в определенном виде деятельности. Успешность во многом зависит от наличия у студентов способностей и склонностей к этому роду деятельности, от его профессиональной направленности. Профессиональная направленность понимается как избирательное положительное отношение к профессии (А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов, В. А. Сластенин) и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии (в том числе и технической), предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления [7].

Аксиологический подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в лесной отрасли Направленность личности в профессиональной подготовке будущих специалистов лесного хозяйства связана с исследовательской, проектной деятельностью, проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях. Ценностное отношение к профессии будущего специалиста лесного и лесопаркового хозяйства рассматривается как результат осмысления полученных знаний, умений, отношений.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 224с
  2. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст] ∕ Н. М. Борытко, И. А. Словцова, А. М. Байбаков.-2-е изд.- М.:Академия,2009.-496с
  3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С
  4. Ведерникова, Л. В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов [Текст]: моногр. ∕ Ведерникова Людмила Васильевна, Рындина Юлия Валерьевна. — Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. — 128 с.
  5. Глебова, Л. С. Педагогический энциклопедический словарь / Л. С. Глебова, О. Д. Грекулова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 527 с.
  6. Дереч И. И Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук.- Тюмень, 2005. -26с.
  7. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: монография / А. В. Кирьякова [и др.]. — М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2008. — 578 с. — ISBN 978–5-7410–0706–8.
  8. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  9. Липский, И. А. Основные парадигмы воспитания Текст. / И. А. Липский // Педагогическое образование и наука. 2009. —№ 5. — С. 4–10.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная направленность, формирование, собственный смысл, лесная отрасль, ориентация, нравственное воспитание, нравственно-ценностная позиция, лесной техникум, ценность.

Ключевые слова

ценности, становление, нравственно -ценностная позиция.

Похожие статьи

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, стадии личностного развития, деятельность.

Ж. Пиаже, например, выделяет две основные стадии морального развития: стадия «нравственного реализма», на которой нормы поведения воспринимаются детьми, как...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация, формирование, ценность, детский сад, дошкольный возраст, особенность формирования...

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности... К вопросу о профессионально-педагогических ценностях.

Формирование нравственных ценностей подростков на...

Ключевые слова: нравственность, ценности, подросток, формирование, литература, воспитание, деятельность, цель, педагог, человек.

Формирование нравственных ценностей подростков выдвигается на первый план в деятельности современной школы...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся...

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, обучающиеся, образование, профессиональные ценностные ориентации.

Важный фактор формирования нравственных ценностей- создание благоприятной психологической атмосферы.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников...

1) Недостаточная разработанность положений, в которых содержится содержательный аспект формирования ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, противоречит объективной потребности общества в конкурентоспособной личности

Проектная деятельность как средство формирования...

В настоящее время, как и во все предыдущие этапы человечества, одним из ключевых понятий было воспитание и освоение нравственных ценностей. Нравственные ценности человека позволяют ему самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

нравственной позиции (это способность проявлять

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность

Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника.

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, стадии личностного развития, деятельность.

Ж. Пиаже, например, выделяет две основные стадии морального развития: стадия «нравственного реализма», на которой нормы поведения воспринимаются детьми, как...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

нравственное воспитание, ребенок, ценностная ориентация старших дошкольников, подрастающее поколение, ориентация, формирование, ценность, детский сад, дошкольный возраст, особенность формирования...

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Изучением профессионально-ценностных ориентаций педагогического труда, как наиболее социально важного вида профессиональной деятельности... К вопросу о профессионально-педагогических ценностях.

Формирование нравственных ценностей подростков на...

Ключевые слова: нравственность, ценности, подросток, формирование, литература, воспитание, деятельность, цель, педагог, человек.

Формирование нравственных ценностей подростков выдвигается на первый план в деятельности современной школы...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся...

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, обучающиеся, образование, профессиональные ценностные ориентации.

Важный фактор формирования нравственных ценностей- создание благоприятной психологической атмосферы.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников...

1) Недостаточная разработанность положений, в которых содержится содержательный аспект формирования ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, противоречит объективной потребности общества в конкурентоспособной личности

Проектная деятельность как средство формирования...

В настоящее время, как и во все предыдущие этапы человечества, одним из ключевых понятий было воспитание и освоение нравственных ценностей. Нравственные ценности человека позволяют ему самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность...

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

нравственной позиции (это способность проявлять

нравственное воспитание, нравственная воспитанность, мораль, качество, зло, добро, учебная деятельность

Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника.

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Профессионально-ценностные ориентации как условие...

Нравственная и профессиональная культура будущего учителя как национальная ценность...

Задать вопрос