Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 22.03.2016

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Сайфулин Д. В. Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 135-137. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10050/ (дата обращения: 19.08.2018).



В последние годы у учащихся музыкального отделения педагогического колледжа, в котором я работаю преподавателем, наблюдается повышенный интерес к современной эстрадной, джазовой и рок-музыке. На основных музыкальных дисциплинах, таких как вокал, фортепиано, сольфеджио и хор, студенты исполняют в основном классические произведения, что даёт им хорошую базовую музыкальную подготовку. Однако это не удовлетворяет интерес и стремление учащихся к современным тенденциям в музыкальной культуре. Бурное развитие новых информационных технологий, средств связи, обработки и передачи информации, послужили объективной причиной для роста популярности среди молодёжи такого жанра музыкального коллективного творчества, как вокально-инструментальный ансамбль. Электромузыкальные инструменты широко используются не только в профессиональных коллективах, но и получают всё более широкое распространение в повседневном обиходе, как инструменты любительского музицирования. Как писал советский музыковед А. Д. Петров: «ВИА — это детище века НТР и массовых коммуникаций. Это единство трех компонентов — творческого (композитор, поэт и звукорежиссер), исполнительского (голоса и инструменты) и технического (аппаратура усиления и преобразования звука)» [1, с 46].

В колледже я преподаю предмет «Дополнительный инструмент», обучаю игре на гитаре, синтезаторе и являюсь руководителем ВИА, созданного из студентов музыкального отделения. В процессе обучения игре на гитаре и синтезаторе было замечено, что подготовка к выступлениям на различных мероприятиях и конкурсах, которые проходят в нашем колледже, гораздо больше повышает интерес студентов к занятиям, чем просто музицирование в классе. Поскольку не все учащиеся в силу своих исполнительских и психологических качеств могут выступать как солисты, как более удачная форма для вовлечения их в творческую деятельность был выбран ансамбль. Сначала это были дуэты из студентов, из преподавателя и студента, трио из учителя и двух учеников. В ансамблях использовались различные сочетания инструментов: две гитары; синтезатор и гитара; синтезатор, гитара и аккордеон; гитара и блок-флейта и т. д. Исполнялись в основном инструментальные произведения отечественных и зарубежных авторов, но иногда, в качестве репертуара, студенты предлагали песни современных популярных исполнителей. Идея создания вокально-инструментального ансамбля возникла, чтобы привлечь к коллективному творчеству как можно больше учащихся. Вопросам организации и создания ВИА в колледже уделяется основное внимание в данной статье.

Работа по созданию ВИА в колледже имеет свои особенности и состоит из нескольких пунктов: набор и музыкальная подготовка участников, материально-техническое оснащение, «репетиционная база», подбор репертуара, организация концертов и выступлений, профессиональный уровень руководителя и использование современных информационных технологий. Рассмотрим каждый пункт по отдельности:

  1. Набор участников коллектива — первое, что необходимо осуществить на пути создания ВИА. Каждый ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений всех его участников. Коллектив следует комплектовать из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и по степени владения музыкальным инструментом. Частые репетиции и выступления, помимо профессиональных, исполнительских качеств, требуют от музыкантов и психологическую совместимость. Поэтому в нашем случае в коллектив было решено набрать студентов из одной группы. Были выявлены самые активные и творчески одарённые студенты, уже проявившие себя в различных мероприятиях колледжа, которые сформировали «костяк» коллектива и нашли среди учащихся своей группы единомышленников. Позднее к ансамблю примкнули студенты из других групп музыкального отделения.
  2. Материально-техническое оснащение ВИА имеет определённые требования. В наше время почти в каждом учебном заведении имеются микрофоны и звукоусиливающая аппаратура. Однако для ВИА необходим набор определённых музыкальных инструментов. Это одна-две электрогитары, бас-гитара, синтезатор и ударная установка. Для гитар желательно иметь комбоусилители, а для соло-гитары необходим процессор гитарных эффектов. Для игры на акустической ударной установке требуется специальное репетиционное помещение с хорошей звукоизоляцией, и в случае его отсутствия имеет смысл приобрести электронную ударную установку, громкость которой регулируется с помощью микшерского пульта. Заниматься и разучивать партии на такой установке можно даже в наушниках, не мешая при этом учебному процессу в соседних кабинетах.
  3. Для «репетиционной базы» требуется подходящее помещение с хорошей акустикой. Это может быть актовый зал или просторный класс. В случае отсутствия специальных звукоизоляционных материалов, чтобы звук не «летал» и был более разборчивым, на стены класса можно повесить шторы из плотной ткани. Так же необходимо составить расписание занятий, удобное для всех участников ансамбля.
  4. Музыкальная подготовка участников коллектива определяет в целом его профессиональный уровень. Для функционирования ВИА, помимо общих репетиций, требуются индивидуальные занятия с каждым музыкантом. Это необходимо для приобретения профессиональных навыков и разучивания партий.

Чтобы ансамбль качественно исполнял сложные в техническом плане произведения, желательно подбирать участников с соответствующей музыкальной подготовкой. Например, прежде чем ученик сможет играть в ВИА на гитаре, он должен овладеть основными приёмами игры на этом инструменте. Соло-гитаристу необходимо освоить приёмы игры, характерные для электрогитары, и дополнительно к классическому репертуару разучивать гитарные соло с использованием минусовых фонограмм. Проигрывать мажорные, минорные гаммы и пентатонику.

Ритм-гитару лучше доверить студенту, знающему достаточное количество аккордов и владеющему приёмом «баррэ». Все гитаристы ВИА должны уметь играть как пальцами (перебором), так и освоить технику игры медиатором. На бас-гитаре можно обучать студентов, имеющих подготовку по классу классической гитары, скрипки, домры и других струнных инструментов. Помимо гамм, бас-гитарист должен уметь играть октавами, знать арпеджио трезвучий и септаккордов. За синтезатор лучше поставить студента, хорошо владеющего фортепиано и читающего с листа нотный текст. Барабанщику необходимо острое чувство ритма и умение играть ровно под метроном, поскольку ударные и бас-гитара составляют ритмическую основу любого музыкального произведения.

Вообще, чувство ритма и знание нотной грамоты требуются всем участникам коллектива, не зависимо от того, на каком инструменте они играют. На всех этапах обучения игре на гитаре, синтезаторе и других инструментах, используемых в ВИА, во время индивидуальных занятий необходимо уделять большое внимание привитию навыков ансамблевой игры, что поможет коллективу звучать более слаженно.

  1. Подбор репертуара — это тот пункт, которому следует уделить особое внимание. Чтобы учащиеся с интересом занимались, необходимо учитывать их музыкальный вкус и брать в программу ансамбля произведения их любимых исполнителей. Однако, если программа коллектива будет слишком «молодёжной», она может быть не востребована на мероприятиях, где слушателями являются преподаватели и люди более старшего поколения. Поэтому имеет смысл брать в репертуар песни проверенные временем, например, композиции группы «TheBeatles», «Кино», «ДДТ», хиты отечественной и зарубежной музыки. В таком случае, для каждого мероприятия у вас найдётся подходящая и интересная программа.

Среди учебных заведений часто проводятся различные конкурсы, в том числе и военно-патриотической песни, для участия в которых так же необходимо готовить соответствующие произведения. Если в коллективе есть студенты, сочиняющие музыку и тексты, можно делать аранжировки собственных песен. Однако это возможно только в том случае, если ансамбль уже достиг определённого исполнительского мастерства и владеет достаточным количеством выразительных средств. Следует отметить, что правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и профессиональный уровень учащихся. Биография ВИА в нашей стране имеет большое творческое наследие, и залогом этого, как написано в книге В. Р. Щёлкина и С. Т. Фролова «Легенды ВИА», является «мудрая хорошая песня, в которой есть прекрасная мелодия, поэтичные слова и, безусловно, красивая гармония» [2, с 37].

  1. Выступления и концертная деятельность подводят своеобразный итог проделанной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, и способны отразить как результаты этой работы, так и степень вовлечения учащихся в процесс. Для того, чтобы интерес студентов к занятиям в ансамбле сохранялся, необходимы постоянные выступления как в колледже, так и за его пределами. Для этого подходят мероприятия, приуроченные к различным праздникам, родительские собрания, дни открытых дверей, всевозможные конкурсы районного и городского значения. Особенно полезны выездные концерты в школах, где студенты проходят педагогическую практику, поскольку участие в ВИА повышает их авторитет среди учащихся этих учебных заведений.

Важно осуществлять видео и аудиозапись выступлений, поскольку это помогает в дальнейшем проводить работу над ошибками и исправлять их. С помощью отснятого видеоматериала можно следить за историей коллектива, его эволюцией и профессиональным ростом участников.

  1. Профессиональный уровень руководителя — залог успеха всей деятельности ансамбля. Трудностью для руководителя ВИА является тот факт, что он должен владеть не только техникой игры на гитаре, синтезаторе, ударной установке, но и уметь проводить вокальную работу с солистами группы, знать основы современной оркестровки и аранжировки. В нашем колледже есть педагоги, которые профессионально обучают учащихся вокалу. Как правило, в коллектив приглашаются студенты, имеющие вокальные навыки, приобретённые на уроках сольфеджио и хора. Тем не менее, руководитель ВИА должен обладать основными знаниями в области вокальной техники. В ансамбле желательно иметь несколько солистов, имеющих чистую интонацию и обладающих определённым артистизмом. Хорошо, если это будут юноши и девушки. Это позволит исполнять более разноплановый репертуар и использовать многоголосье. От грамотной вокальной и инструментальной аранжировки зависит удачное звучание ансамбля. Руководителю необходимо тщательно продумывать партии, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учащихся.

Чтобы репертуар был разнообразным и интересным, в аранжировках можно использовать инструменты, традиционно не входящие в состав ВИА, например: баян, аккордеон, скрипка. Украшают музыкальные произведения различные духовые и перкуссионные инструменты (саксофон, флейта, тромбон, шейкер, бонги, тамбурин и т. д.). Важные советы в книге «Азбука аранжировки», даёт В. Л. Бровко: «Если вы используете синтезатор для имитации звучания натурального инструмента или группы инструментов, будь это духовая или струнная группа, то учитывайте особенности инструментов (у духовых — дыхание, подвижность, регистр; у струнных — движение смычка, приёмы игры; диапазон инструмента)» [3, с 68].

Главная задача руководителя — посредством обучения навыкам игры на различных инструментах и использования разнообразных форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности развить у участников ансамбля широкий круг музыкальных способностей, пробудить и поддержать их творческую активность.

  1. Современные информационные технологии, крайне необходимы для успешного развития любого музыкального коллектива. Интернет как средство распространения информации открыл доступ к различным школам обучения, в каждой из которой есть свои аспекты, полезные для формирования музыканта (новые техники, приёмы игры, репертуар и т. д.). Существует множество интересных компьютерных программ, незаменимых в работе с ВИА. Например: запись, редактирование и распечатку нот можно осуществлять с помощью программ: MagicScore, Sibelius или Finale. Программа Guitar Pro поможет в создании и прослушивании гитарных табулатур, а такие программы как Cubase или Nuendo, являются целыми музыкальными студиями, с помощью которых можно осуществлять профессиональную аудио запись, сведение и выпускать целые музыкальные альбомы.

Безусловно, успешность и эффективность применения инновационных методов в работе с ансамблем, можно гарантировать только в том случае, когда руководитель имеет широкий кругозор, постоянно повышает свою квалификацию и владеет современными компьютерными технологиями. Но ничто не заменит живого общения педагога со студентом, тех ярких эмоций, которые возникают в процессе творческой работы, выступлений на концертах, поездок на конкурсы и фестивали. Игра в ансамбле всегда занимала важнейшее место в формировании музыканта-педагога. ВИА позволяет развивать навык ансамблевой игры в новом, современном формате.

Интерес студентов к деятельности ВИА заполняет активным содержанием их свободное время, развивает личностные качества, учит общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения, воспитывает самодисциплину, чувство ответственности, формирует собственную значимость и гражданскую позицию. Участие в ансамбле расширяет кругозор студентов, помогает ориентироваться в различных направлениях современной музыки, развивает творческие способности, стимулирует к сочинению музыки и освоению новых музыкальных инструментов, создаёт интерес к активному музицированию и снимает страх перед выступлениями на сцене. Всё это способствует вырабатыванию профессиональных навыков, необходимых для формирования и воспитания будущих педагогов, в которых так нуждаются современная школа и дошкольные образовательные учреждения.

Литература:

  1. Яшкин В. А. Вокально-инструментальные ансамбли [текст] / В. А. Яшкин. — М.: Знание, 1980. — 128 с.
  2. Щёлкин В. Р., Фролов С. Т. Легенды ВИА. / [текст] / В. Р. Щелкин, С. Т. Фролов. — М.: Грифон, 2007. — 305 с.

3. Бровко, В. Л. Азбука аранжировки [текст]/ В. Л. Бровко.-СПб.: Композитор, 2004.-84 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, ансамбль, гитара, инструмент, учащийся, синтезатор, прием игры, музыкальное отделение, интерес студентов, ансамблевая игра.

Похожие статьи

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

студент, ансамбль, гитара, инструмент, учащийся, синтезатор, прием игры, музыкальное отделение, интерес студентов, ансамблевая игра.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Далее педагог называет звук, учащийся, в свою очередь, воспроизводит его, опираясь на полученные знания.

В заключении хочется отметить, что «успешность развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, в значительной степени обусловлена...

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего...

музыкальное произведение, участник ансамбля, партия, ученик, ансамбль, музыкальная фразировка, динамический план, совместная игра, ансамблевая игра, TUTTI.

Интерес к ансамблевой игре, в частности к аккомпанементу, проявляется несколько позже, когда...

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

В настоящее время в музыкальной педагогике заметно вырос интерес к коллективным формам музицирования. Однако в методике обучения игре на фортепиано, как на дополнительном инструменте, в ДШИ по-прежнему преобладает сольная форма исполнения, а ансамблевое...

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях...

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного... Занятия ансамблем в классе обязательного фортепиано имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся. Ансамблевая игра прививает ученику ряд таких важнейших навыков, как...

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти

Основные термины (генерируются автоматически): ансамбль, игра, ансамблевая игра, педагог, ребенок, ученик.

Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров...

...музыкальный материал; развивать у учащихся познавательный интерес к предмету

помощь, акустическая гитара, инструмент, работа, учащийся, клавишный редактор

Сегодня на концертной эстраде можно услышать ансамблевые коллективы, исполняющие музыку...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле

Ключевой задачей является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся-подростков и их родителей.

К вопросу о развитии творческого потенциала студентов...

− обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах, практикант должен уметь организовать ансамбль или оркестр детских инструментов

Главное, что приобретают студенты музыкального отделения нашего педагогического...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

студент, ансамбль, гитара, инструмент, учащийся, синтезатор, прием игры, музыкальное отделение, интерес студентов, ансамблевая игра.

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на...

Далее педагог называет звук, учащийся, в свою очередь, воспроизводит его, опираясь на полученные знания.

В заключении хочется отметить, что «успешность развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, в значительной степени обусловлена...

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего...

музыкальное произведение, участник ансамбля, партия, ученик, ансамбль, музыкальная фразировка, динамический план, совместная игра, ансамблевая игра, TUTTI.

Интерес к ансамблевой игре, в частности к аккомпанементу, проявляется несколько позже, когда...

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего...

В настоящее время в музыкальной педагогике заметно вырос интерес к коллективным формам музицирования. Однако в методике обучения игре на фортепиано, как на дополнительном инструменте, в ДШИ по-прежнему преобладает сольная форма исполнения, а ансамблевое...

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях...

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного... Занятия ансамблем в классе обязательного фортепиано имеют огромное значение в музыкальном воспитании учащихся. Ансамблевая игра прививает ученику ряд таких важнейших навыков, как...

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти

Основные термины (генерируются автоматически): ансамбль, игра, ансамблевая игра, педагог, ребенок, ученик.

Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров...

...музыкальный материал; развивать у учащихся познавательный интерес к предмету

помощь, акустическая гитара, инструмент, работа, учащийся, клавишный редактор

Сегодня на концертной эстраде можно услышать ансамблевые коллективы, исполняющие музыку...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

освоение навыков чтения с листа, транспонирования, игры в ансамбле

Ключевой задачей является приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся-подростков и их родителей.

К вопросу о развитии творческого потенциала студентов...

− обучать исполнительским приемам игры на детских музыкальных инструментах, практикант должен уметь организовать ансамбль или оркестр детских инструментов

Главное, что приобретают студенты музыкального отделения нашего педагогического...

Задать вопрос