Когнитивная (познавательная) функция мозга
Автор: Рахматов Александр Ахмедович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.03.2016
Статья просмотрена: 2799 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Когнитивная (познавательная) функция мозга / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9971/ (дата обращения: 21.11.2024).
Когнитивная функция является сложным и не до конца понятным и изученным феноменом. Проводятся различные исследования для оценки познавательных функций, таких как память, острота умственного восприятия, способность концентрировать внимание, способность к обучению и к мобилизации, быстрота мышления.
Современное общество нуждается в специалистах, способных к инициативной, творческой, самостоятельной, динамичной деятельности, которые могут легко адаптироваться в ситуациях нового вида, быстро обеспечивают в полной мере переработку обширной информации, находят пути решения производственных задач, используют коммуникативно-творческие способности на предприятии.
Деятельность в условиях современного производства требует от инженера профессионального обучения, применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Эти требования прописаны проектом «Национальной Доктрины образования в РФ», т. е. становится необходимым развитие и формирование творчески активной молодежи, обладающей гибким умом и креативным мышлением.
Творчество предполагает новое видение, новые решения и подход, т. е. готовность к самоизменению, к накоплению творческих способностей, включающих когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты и характеризующиеся высокой степенью овладения знаниями, умениями и навыками.
Развитие творческих способностей является одной из важных задач в подготовке специалиста, помогающих будущему специалисту принимать эффективные решения, реализовывать инновационную деятельность.
Современный образ жизни и конкурентные взаимоотношения подразумевают, что сохранение ясности ума является таким же приоритетом, как и сохранение здоровья тела.
В настоящее время 24 млн. человек во всем мире страдают от слабоумия и 60 % из них проживают в развивающихся странах. К 2040 году их будет 70 %, а общее количество будет удваиваться каждые 20 лет.
Считается, что глобальные затраты, прямые и косвенные, связанные с болезнью Альцгеймера и другими формами слабоумия, составляют 248 миллиардов долларов США.
Такие распространенные заболевания как сердечно-сосудистые, диабет 2 типа, высокое давление, ожирение влияют на познавательные способности.
Поэтому необходимо успешно противостоять этой возрастающей проблеме. Кроме уменьшения риска развития мозговых сосудистых нарушений необходим активный здоровый образ жизни, чтобы предотвратить ухудшение познавательной функции.
Человек обладает способностью к познавательной функции с рождения, т. е. способен к изучению или запоминанию определенного количества информации. Обычно эта способность измеряется коэффициентом умственного развития (IQ). Способность учиться замедляется постепенно, но познавательная функция сохраняется у здоровых людей почти до конца жизни.
Еще Платон считал мышление главным когнитивным процессом. Психология относит к мышлению активную сторону познания. С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.
Для совершенствования аналитическо-синтетических способностей можно использовать шахматы, стоклеточные и русские шашки, сложные карточные игры.
Гиподинамия ухудшает показатели высшей нервной деятельности, продуктивность умственной деятельности снижается, резко ухудшается внимание, увеличивается общее время выполнения умственных операций.
Ведущие педагоги-преподаватели всегда считали самостоятельную работу одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития ответственности и творческих способностей. Основной задачей организации самостоятельной работы студентов заключается в создании условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
Современному инженеру требуется оперативное мышление, он должен уметь быстро проанализировать поступившую информацию, принять правильное решение, а также быстро его реализовать.
В энциклопедическом словаре «Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика» 2005 г. написано, что оперативное мышление — деятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях на основе моделирования человеком состояний объектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем (плана) действий по управлению.
Существует комплекс упражнений, девизом которого является: от движения к мышлению. Правильное выполнение комплекса упражнений активизирует умственные способности, улучшает контроль и регуляцию деятельности, стимулирует совершенствование познавательных функций, решает эмоциональные проблемы.
Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает улучшение памяти, внимания, моторики, повышение работоспособности и снижение утомления. Доведенные до автоматизма движения способствуют созданию новых нейронных нитей, что расширяет резервные возможности мозга.
В комплекс упражнений входят элементы следующих методик:
Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга»;
Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»;
Массаж профессора И.Н. Ауглина;
Кинезиологические упражнения А.П. Сиротюк.
Для гимнастики мозга необходимы координационные упражнения с постепенным их усложнением.
Для примера приведем упражнение для гармонизации межполу- шарных отношений, развития внутреннего контроля: стоя, сжав ладони в кулак поднять вверх большие пальцы и следя за ними чертить в воздухе знак бесконечности двумя руками одновременно.
Массаж проводится в волосистой части головы, ушей, щек, лба, подбородка, век, носа.
Считается, что 6 продуктов улучшают функцию мозга: грецкие орехи, морковь, ягоды, рыба, кофе и чай, шпинат.
Мозг особенно уязвим к воздействию свободных радикалов, вырабатываемых в процессе метаболических превращений. А грецкие орехи содержат большое количество антиоксидантов, которые компенсируют повреждения, вызванные свободными радикалами организма в ДНК клетках мозга.
Морковь содержит высокий уровень соединения называемого лютеолин, который может снизить потерю памяти. Лютеолин содержится в оливковом масле, перце, сельдерее, ромашке.
Минералы железа, йода, витамины группы В играют важную роль в когнитивной функции.
Ягоды, богатые витаминами, улучшают память.
В рыбе много жирных кислот омега — 3, которые замедляют ухудшение познавательной функции мозга.
Кофе и чай улучшают когнитивную функцию мозга.
Шпинат, содержащий витамины С и Е, улучшает познавательные способности и стимулирует мозговую функцию.
Внимание является лишь свойством различных психических процессов, одним из компонентов познавательной деятельности человека. Свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.д.), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Инженеру необходимы такие качества внимания как способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять одновременно несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с одного объекта на другой (переключение внимания), умение сосредоточиться на одном объекте (концентрация внимания), быть способным удерживать требуемую интенсивность внимания в течение длительного времени (устойчивость внимания).
Труд инженера требует хорошую оперативную и долговременную память.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначающая сохранять, накапливать и воспроизводить информацию, которая в настоящее время ежедневно растет.
Существуют различные типы памяти: сенсорная (зрительная, моторная, звуковая, вкусовая, болевая), образная, эмоциональная и мн. др.
Большинство исследований доказывают, что память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает угасать.
Нервное истощение моментально сказывается на памяти, т. к. память — живой динамический процесс, который требует условий полного здоровья головного мозга, его бесперебойной работы буквально на клеточном уровне. Процессы запоминания информации регулируются посредством работы нейромедиаторных систем в головном мозге.
Для улучшения памяти поможет обучение скорочтению, развитие внимательности, ассоциативное мышление.
Литература:
- Комарова Т. К. Психология внимания. Учебно-методическое пособие. Гродно : ГрГУ, 2002.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2001.
- Некрылова В.В. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига. М., 2000.
- Никиткин В.А., Крылова Л.М., Пшеничников А.Ф., Крамской С.И. Физическая культура в строительных вузах. Учебник М., 2010.
- Роговин М.С. Проблемы истории памяти. М., 1977.
- Улъяшина О.Н. Проблема оценки качества сформированности творческих способностей студентов профессионально-педагогического вуза. Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2012.