Программа внеурочной деятельности «На встречу с Прекрасным» (1 класс)
Авторы: Маринина Валентина Ивановна, Бычкова Марина Николаевна, Васильева Ольга Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 09.03.2016
Статья просмотрена: 373 раза
Библиографическое описание:
Маринина, В. И. Программа внеурочной деятельности «На встречу с Прекрасным» (1 класс) / В. И. Маринина, М. Н. Бычкова, О. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 167-175. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9948/ (дата обращения: 02.12.2024).
Эстетическое воспитание — необходимая составляющая учебного процесса в школе. Оно обеспечивает целостность и, во многом, эффективность образовательных и воспитательных мероприятий, способствует гармоничному интеллектуальному, эмоционально-чувственному, творческому — личностному становлению ребенка. Эстетическое воспитание необходимо для формирования нравственных идеалов и ценностей, расширения знаний о природе, обществе, человеке, оно участвует в формировании мировоззрения — цельного, способного глубоко и объективно воспринимать и оценивать окружающую действительность. Методы эстетического воспитания направлены на развитие мышления и воображения, воли, организованности, ответственности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, креативности и других личностных качеств. В итоге, основной целью эстетического воспитания является гармоничная личность — всесторонне развитый, «культурный», высоконравственный человек, способный к эффективной самореализации, постоянному творческому саморазвитию и комплиментарному социальному взаимодействию.
Как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б.М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.), формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Поэтому для школы создание и внедрение программ по эстетическому воспитанию детей является актуальным и востребованным как детьми, так и их родителями и педагогами.
Культуросообразный подход постулируется сегодня как необходимая составляющая образовательного процесса в школе. Именно он позволяет сформировать такие важные составляющие культуры школьника как:
овладение культурным наследием прошлого, эмоционально- и рационально-осознанное отношение к современной культуре;
эмоционально-чувственная отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в поведении и деятельности, а также способность отслеживать, выражать (эмоционально и рационально) и контролировать свои чувства;
знание и понимание проявленности эстетического в искусстве и окружающей действительности; художественная грамотность, способность формулировать адекватные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
наличие эстетического идеала, высоконравственной системы ценностей;
интерес и стремление к эстетическому освоению мира, развитию творческих способностей;
потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с природой, обществом, отдельными людьми; практическое участие в создании прекрасного в жизни.
Искусство является сутью и главным методом эстетического воспитания. В своих разнообразных проявлениях и формах искусство пробуждает в людях чуткость к прекрасному, потребность вносить художественное начало (эстетический и нравственный идеал) в повседневную жизнь. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в этой форме познания и отражения действительности сконцентрирован творческий — исторический и личностный — опыт человечества, духовное богатство культур и эпох. Искусство дает огромный материал для самопознания и изучения окружающей действительности. Поэтому в планировании и осуществлении программ по эстетическому воспитанию необходимым помощником для педагогов являются, конечно, музеи и выставочные центры, поскольку именно в них аккумулируются не только произведения культуры, в том числе искусства, но и опыт эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.
Программа «На встречу с Прекрасным» имеет эстетическую, шире— духовно-нравственную, направленность и представляет собой форму организации внеурочной деятельности младших школьников. Актуальность ипедагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью решения задачи формирования гармоничной и высоконравственной, социально-активной и творческой личности, которая стоит перед системой образования.
Приоритетной целью программы является развитие художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста в процессе эстетического восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи, представленных в Культурно-выставочном центре «Радуга».
Достижение цели реализуется в решении следующих задач:
- Создание условий для проявления художественно-творческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.
- Развитие интереса к окружающему миру и его понимание через знакомство с образами окружающей действительности в изобразительном искусстве.
- Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенным в полотнах великих художников; освоение языка изобразительного искусства.
- Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и повседневной действительности, формирование эстетических вкусов, нравственно-эстетических идеалов личности.
- Социально-культурная адаптация детей.
Использование художественных репродукций в обучающем и воспитательном процессе решает несколько задач[1]:
культурно-просветительская (формирование и развитие эстетических потребностей, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной живописи, шедеврам классического и современного изобразительного искусства);
воспитательных (формирование эстетических принципов и идеалов личности и общества, толерантности, патриотизма, культуры межнационального общения через ознакомление с шедеврами мировой живописи, воспитания чувства красоты и эмоционального восприятия);
оздоровительных (реабилитация, ускорение процесса выздоровления, снятие психоэмоционального напряжения и т. д.);
образовательных (обучение, раскрытие творческого потенциала личности, социально-культурная адаптация, социализация).
Применение высококачественных художественных репродукций, а также фотопейзажей различных стран мира, а также Поволжья (в том числе Ульяновска и Ульяновской области) позволяет привлекать в орбиту образовательных и воспитательных возможностей лучшие образцы мировой культуры, знакомить детей с ее различными формами (в частности, искусством), историей и культурной родного края, а посредством фоторепродукций показывать уникальность, многообразие и красоту природы. Таким образом, программа помогает детям успешно осваивать культурное пространство современной жизни, учиться видеть красоту и многообразие мира, непрерывно обогащать свой интеллектуальный и эмоциональный опыт, активно воспринимать и осваивать общечеловеческие ценности культуры, развивать творческие способности, эмоциональную сферу и интеллект.
Даная программа предусматривает следующие формы иметоды работы. Реализация содержания программы «На встречу с прекрасным» осуществляется путем проведения экскурсоводом Культурно-выставочного центра «Радуга» занятий-экскурсий. Методической базой проведения экскурсия являются приемы музейной педагогики, основанные на диалоге и индивидуальном подходе. В целом, каждое занятие организуется как художественная деятельность детей в музейном пространстве Экскурсии проводятся в форме беседы, путешествия, с обязательным введением интерактивных элементов, в качестве которых могут быть использованы разнообразные задания (решение эстетических задач, творческие задания, викторины, конкурсы и др.), игры-упражнения, например, следующие:
«Вопросы-ответы» закрепляют эмоционально-познавательные впечатления детей, формируют потребность в повторном посещении музея.
«Игры-конструирования» — эмоции, пейзаж (собрать зимний, летний, осенний, весенний пейзажи), пазлы.
«Ролевые игры» — отдельным детям или группе предлагается выполнение особых ролей, например, экскурсовода, художника, зрителя и др.
«Живая картина» — воссоздание сюжетного и эмоционального контекста картины с использованием основных атрибутов героев произведения.
«Игра-раскраска» — предлагаются готовые шаблоны, которые раскрашиваются детьми.
«Найди картину» — из предложенного набора репродукций картин детям необходимо выбрать одну или несколько по параметрам, предложенным им экскурсоводом.
«Игра с лоскутками» — из красочных кусочков ткани собирается то, или изображение, чаще пейзаж.
Использование поисково-исследовательских, эвристических, проблемных приемов в проведении занятий, их игровая форма повышают эмоциональную отзывчивость детей, позволяет им поддерживать интеллектуальный тонус, обеспечивают внимание, что помогает в наиболее эффективном усвоении материала и, как следствие, в решении поставленных методических задач. Дополнительным фактором, стимулирующим художественно-творческую активность школьников, является особая «музейная» среда Культурно-выставочного центра «Радуга».
Таким образом, построение и реализация программы дополнительного образования детей младшего школьного возраста «На встречу с Прекрасным» осуществляется по ряду методических принципов, важнейшими из которых являются принципы креативности, гуманизации, диалогичности, культуросообразности, системности, доступности, междисциплинарной интеграции. Одной из содержательных особенностей программы является наличие регионального компонента.
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- повышение степени эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника,
- общее культурное развитие,
- повышение художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста,
- удовлетворение запроса средних образовательных школьных учреждений и родителей на дополнительные программы для образования и эстетического воспитания детей.
Учащиеся научатся:
Основам визуальной культуры.
Видеть роль и значение музея в культуре.
Принципам музейной культуры.
Особенности выразительного языка, материалы и средства различных форм искусства.
Жанрово-видовой специфики изобразительного искусства.
Особенности художественного процесса.
Основным этапам развития культуры и искусства.
Особенности культуры родной страны и города.
Общечеловеческим принципам нравственности, «законы» красоты.
Учащиеся получат возможность научиться:
Наблюдать и анализировать увиденное (в том числе, при отсутствии действия).
Видеть и понимать проявления внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний.
Воспринимать сюжет и действие через восприятие эмоционального состояния персонажей.
Обращать внимание на суть (основную идею) и детали, видеть их роль частного в общем.
Делать обобщенные выводы, формулировать и излагать самостоятельные суждения.
Понимать и интерпретировать художественные образы.
Комбинировать зрительные впечатления, создавая новый образ, новую реальность.
Творчески воспринимать окружающий мир
Видеть многозначность предметов, явлений, смыслов.
Видеть и создавать красоту реальной действительности.
Формой подведения итогов реализации Программы является конкурс творческих работ «Встреча с прекрасным».
В реализации данной программа могут участвовать школьники 1–4 класса. В связи с этим процесс внеурочной деятельности детей может быть спланирован на четыре учебных года. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2- 4 классах.
Длительность каждого занятия, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, составляет для детей 1 класса — 35 минут, для 2- 4 класса — 40 минут.
1 класс
№п/п |
Тема |
Кол-во ч. |
Сроки проведения |
Содержание |
Зрительный ряд |
|
Вводное занятие (1) |
||||||
1. |
Дом, где живет Красота |
1 |
сентябрь |
Знакомство с музеем. Музей — «дом муз». Когда и зачем появились музеи. Музейный экспонат и экспозиция. Понятие о картине. Подлинники и репродукции. Правила поведения в музее. Практическое задание. Игры «Создаем свой музей» |
Обзорное путешествие по Культурно-выставочному центру «Радуга», коллекция минералов. |
|
УЧИСЬ СМОТРЕТЬ ИВИДЕТЬ (10) |
||||||
2. |
Дом, где я живу: красота планеты |
1 |
сентябрь |
Разнообразие и красота природных ландшафтов. Растительность и животный мир разных стран мира. Ответственность человека перед природой. Сохранение красоты и чистоты планеты. Видеопутешествие в Таиланд (или Ирландию, Антарктиду). |
Фотовыставки «Таиланд. Малайзия. Сингапур» (или «Африка», «Новая Зеландия», «Ирландии» и т. п.). |
|
3. |
Лето красное прошло |
1 |
сентябрь |
Лето в нашей жизни. Рассказы о прошедшем лете. Радости лета. Настроение лета. Темы летних картин. Летние краски. Практическое задание. Рисуем «Прекрасное лето». |
Сычков Ф. В. «На огороде»; Шишкин И. И. «В лесу»; Маковский А. В. «На пасеке»; Поленов В. Д. «Старая мельница». |
|
4. |
Наблюдение событий, действий, сюжета |
1 |
сентябрь |
Событие, действие, сюжет на картине. Детали и их роль в общем действии. Главное и второстепенное в картине. Практическое задание. Игра-конструктор «Человек в движении». |
Сычков Ф. В. «Катание с гор»; Орлов П. Н. «Итальянский праздник»; Перов В.Г, «Охотники на привале»; Кустодиев Б. М. «Купчиха за чаем». |
|
5. |
Действи-тельность и фантазия |
1 |
октябрь |
Фантазия и реальность. Фантастические герои картин. Художник и воображение. Новая реальность на картинах. Связь фантазии, воображения и действительности. Практическое задание. Дорисовать незаконченное. |
Рерих Н. К. «Белый и небесный»; Рерих Н. К. «Небесный бой»; Васнецов В. М. «Ковер-самолет»; Киряшова О. «Дорога»; Смешарики «Крош», «Копатыч». |
|
6. |
Прекрасное в обычном |
1 |
октябрь |
Наблюдение предметов при отсутствии действия, сюжета. Красота обычных предметов. Практическое задание. «Вхождение в картину». Собрать пазл. |
Сычков Ф. В. «Алма-Атинские яблоки»; Смирнов-Русецкий Б.А «Луг зеленый»; Федоров В. А. «Весна в Терпигореве»; |
|
7. |
О чем говорят вещи? |
1 |
октябрь |
Многозначность предмета в восприятии его человеком: функциональное (практическое), эстетическое, историческое, художественно-образное значение предмета. Практическое задание. «Что было и что будет?». «Выбери необходимое». |
Тропинин В. А. «Кружевница»; Грабарь И. Э. «Яблоки»; Жуковский С. Ю. «Перед террасой»; Кустодиев Б. М. «Купчиха, пьющая чай»; Федотов П. А. «Сватовство майора». |
|
8. |
Наблюдение за природой. Времена года |
1 |
октябрь |
Красота природы во всех ее проявлениях, ее разнообразие. Многообразие красок природы. «Одежда» природы в разное время года. Практическое задание. Подбираем «палитру» к рисунку, раскрашиваем рисунок и делаем выставку «Времена года». |
Шишкин И. И. «На севере диком…»; Четвериков А. А. «Майские березы»; Поленов В. Д. «Московский дворик»; Остроухов И. А. «Золотая осень»; Левитан И. И. «Осень». |
|
9. |
Мир глазами фото-художника |
1 |
ноябрь |
Многообразие видов природы на земле, особенности красоты разных стран и уголков мира. Практическое задание. На карте мира найти те страны, где проводилась съемка. Видеопутешествие. |
Фотопейзажи: «Березовая роща» (Ульяновская область), «Вечерний Кавказ», «Вид на Эверест с Кала Патар», «Франция. Альпы», «Нормандия. Этрета», «Антарктида. Остров Петермана», «Тайланд. Побережье» |
|
10. |
Мир чувств глазами художника |
1 |
ноябрь |
Личность человека. Внутренний мир и его проявления. Мысли и переживания. Художники о чувствах человека. Практическое задание. Составляем из частей лица образ с разным настроением. «Точка, точка, запятая…» — рисуем «настроение». |
Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)»; Боровиковский В. Л. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной»; Кипренский О. А. «Портрет А. С. Пушкина»; Рерих С. Н. «Рошан Ваджифдар». |
|
11. |
Обычное и необычное в живописи |
1 |
ноябрь |
Обычные предметы и их необычное видение и понимание. Легенды как воплощение мудрости культурного опыта народов. Практическое задание. Раскрашиваем черно-белое изображение «Святогора» |
Рерих Н. К. «Капли жизни»; Рерих Н. К. «Звезда героя»; Леонов А. А. «Союз» — «Аполлон»; Рерих Н. К. «Святогор». |
|
ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (10) |
||||||
12. |
Цвет в природе |
1 |
декабрь |
О значении цвета в окружающем мире. Красота и радость разноцветного мира. Холодные и теплые цвета. «Веселые краски». Игры с разноцветными лоскутками: подобрать по временам года; выложить картину по теме. |
Фотопейзажи. Фотографии цветов, насекомых. Живые цветы. Минералы. |
|
13. |
Царство минералов |
1 |
декабрь |
«Жизнь» минерала. Назначение и использование минералов в жизни человека. Легенды о минералах. Практическое задание. Сочинением сказку о минералах с использованием карточек- «подсказок». |
Выставка минералов: яшма, лазурит, гипс, горный хрусталь, малахит, аметист. |
|
14. |
Цвет в изобразительном искусстве |
1 |
декабрь |
Выражение чувств и настроений с помощью цвета. Основной, составной, нейтральный цвета. Оттенки. Взаимодействие (сочетание) цветов. Дополнительные цвета — цветовой круг. Колорит. Практическое занятие. Игровые задания: «Настроение и цвет». «Подобрать фон». |
А. М. Герасимов «Придорожные цветы»; Н. К. Рерих «Ангел последний»; С. Н. Рерих «Канченджанга вечером»; А. Н. Шильдер «Овраг». |
|
15. |
Рассказ-чица Линия, или что скрывает Форма |
1 |
декабрь |
Красота и многообразие линий и форм в окружающем мире, природе. Взаимодействие линии и формы. Движение и выразительность линий в живописи. Практическое задание. «Играющие линии». |
Рерих Н. К. «Озеро Нагов»; Рылов А. А. «В голубом просторе»; Сезанн П. «Натюрморт с драпировкой»; Смирнов-Русецкий Б. А. «Силуэты». |
|
16. |
Фактура в природе |
1 |
январь |
Понятие «фактура». Фактура предметов окружающего мира. Видим и ощущаем фактуру. Практическое задание. Игра: «Видящие руки». |
Предметы разной фактуры (из разного материала) |
|
17. |
Красота и разнообра-зие пред-метного мира через фактуру |
1 |
январь |
Фактура в изобразительном искусстве. Художественные средства передачи фактуры окружающего мира в живописи. Практическое задание. Дать характеристику поверхности. |
Ван Бейрен А. «Фрукты»; Третьяков Н. С. «Натюрморт с попугаем»; Брюллов К. П. «Портрет сестер Шишмарёвых»; Кандинский В. В. «Персики» Шишкин И. И. «Дубы». |
|
18. |
Древнерус-ское искус-ство (ико-нопись) |
1 |
январь |
Искусство Древней Руси. Понятие «иконы». Мир иконы. Что изображено на иконе. Сюжеты икон. Процесс создания иконы. Материалы и краски иконы. Цвета. Прослушивание музыкальных отрывков хорового пения. Знакомство с материалами, которые используют иконописцы. |
Иконы «Богоматерь Владимирская»; «Богородица Великая Панагия (Ярославская Оранта)»; «Спас Нерукотворный», «Преображение». Фотопейзаж «Город Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь». |
|
19. |
Свет и тень в природе и изобразительном искусстве |
1 |
февраль |
Красота формы предметов. Объем предметов. Роль освещения в выявлении эстетического качества предмета. Свет и тень. Блик. Источники света. Практическая часть. «Наблюдение». |
Рембрандт «Флора»; Хруцкий И. Ф. «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном; Куинджи А. И. «Берёзовая роща»; Левитан И. И. «Белая сирень». |
|
20. |
Ритм в окружаю-щем мире |
1 |
февраль |
Понятие «ритма». Постоянный и меняющийся ритм. Характер ритма — жесткий или плавный, медленный или быстрый, сложный или простой, подвижный или «застывший». Ритм как часть жизни человека (все в мире имеет свой ритм). Практическое задание. Игра«Продолжить узор». Игра «Сложи ритм». |
Фоторепродукции: «Эрмитаж. Лоджии Рафаэля», «Эрмитаж. Гербовый зал», «Ладожское озеро», «Панорама Самары. Вид с Волги ночью». Айвазовский И. К. «Маневры Черноморского флота». Жуковский С. Ю. «Лесная дорога». |
|
21. |
Сказка о волне и художнике (И. К. Айвазовский) |
1 |
февраль |
Творческий путь И. К. Айвазовского. Многоликое море. Небо и море в пейзажах художника. Цветовая палитра картин Айвазовского. Линия и ритм в морских пейзажах Айвазовского. Просмотр видеофильма об Айвазовском. Практическое задание. «Узнай картину». Викторина. |
«Ниагарский водопад», «Девятый вал», «Море. Коктебель», «Спокойное море», «Бухта Золотой Рог. Турция» |
|
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (11) |
||||||
Пейзаж (2) |
||||||
22. |
Знакомство с пейзажем. Виды пейзажа |
1 |
февраль |
Понятие «пейзажный жанр», «художники-пейзажисты». Индивидуальное восприятие художниками реальной природы в пейзаже. Виды пейзажа. Практическое задание. Собираем различные виды пейзажа из деталей. |
Шишкин И. И. «Сестрорецкий бор»; Воробьев С. М. «Пейзаж с индюками»; Писсаро К. «Бульвар Монмартр в Париже»; Рерих С. Н. «Пейзаж». |
|
23. |
Горный пейзаж (творчество Н. К. Рериха) |
1 |
март |
Красота гор. Яркие краски, настроение горных пейзажей. Человек и горы. Н.Рерих — художник-путешественник. Горные пейзажи в творчестве мастера. Легенды о горах. Практическое задание. Игра «Найди картину по ее фрагменту». |
Рерих Н. К. «Гора пяти сокровищ», «Гуру-Гури-Дхар», «Помни», «Матерь Мира», «Ведущая», «Чудо. Явление Мессии», «Звезда утра», «Путь на Кайлас». |
|
Портрет (1) |
||||||
24. |
Знакомство с портретом |
1 |
март |
Понятия «портретный жанр», «эмоциональное восприятие». История портрета. Содержание портрета: внешность и настроение, характер человека на портрете. Способы выражения внутреннего состояния. О чем может рассказать на портрете художник. Практическое задание. Составляем из деталей портрет с разным настроением. |
Тропинин В. А. «Кружевница»; Брюллов К. П. «Всадница»; Репин И. Е. «Осенний букет»; Сычков Ф. В. «Автопортрет»; Суриков В. И. «Портрет Ольги Васильевны Суриковой в детстве». |
|
Натюрморт (1) |
||||||
25. |
Знакомст-во с натюр-мортом |
1 |
март |
Понятие «натюрморт». Виды натюрморта. Красота предметного мира. Композиция и ритм, роль цвета, света и тени. Практическое задание. Составляем натюрморт из реальных предметов (например, «В кабинете ученого» или «Чаепитие»). |
Хруцкий И. Ф. «Цветы и плоды»; Чехонин С. В. «Натюрморт с васильками»; Кампидольо М. «Плоды и цветы»; Фальк Р. Р. «Натюрморт на желтой скатерти». |
|
Бытовой жанр (2) |
||||||
26. |
Живопись быта |
1 |
апрель |
Понятие жанра «бытовая картина». Художники о повседневной жизни. Содержание, темы бытовых картин. Живописная история русского быта. История создания картины «Сватовство майора». Сюжет и действующие лица. Практическое задание. Выбираем картины бытового жанра. |
Прянишников И. М. «Дети на рыбалке»; Маковский В. Е. «Две матери»; Федотов П. А. «Сватовство майора». |
|
27. |
Сказка о веселом художнике (Кустодиев Б. М.) |
1 |
апрель |
Жизнь и творчество художника. Восприятие художником красоты в жизни. Праздники и будни русского народа в картинах художника. Практическое задание. «Оживление» картин «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад». |
Кустодиев Б. М. «Яблоневый сад», «Купчиха за чаем», «Морозный день», «Троицын день». |
|
Сказочный жанр (2) |
||||||
28. |
В гостях у сказки. Художник-сказочник В. М. Васнецов |
1 |
апрель |
Сказка в истории культуры. Жизненность сказочных образов. Понятие «сказочный жанр». Индивидуальные особенности сказочного образа в картинах различных художников. Русские сказки в творчестве Васнецова. Сказочный «почерк» художника. Практическое задание. «Оживление» картины |
Васнецов В.М «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», «Три богатыря». |
|
29. |
Сказания о добре и красоте |
1 |
апрель |
Легенда и реальность. Вымысел и истина в легенде. Символы-тайны в легендах. Мудрость легенд. Легенды в творчестве мастеров живописи. Практическое задание. Подбираем картину к литературному отрывку |
Суриков В. И. «Милосердный самарянин»; Нестеров М. В. «Два лада»; Поленов В. Д. «Христос и грешница»; Васнецов В. М. «Снегурочка». |
|
Космос (1) |
||||||
30. |
Художники о космосе |
1 |
май |
Мир, Вселенная, Космос. Беспредельность мира. Красота Вселенной. Земля — наш дом. История освоения космоса. Юрий Гагарин — первый космонавт. Сотрудничество в освоении космоса. Практическое задание. Кроссворд. |
Рерих Н. К. «Звезда героя»; Смирнов-Русецкий Б. А. «Млечный путь»; Плотнов А. И. «Ю. А. Гагарин»; Леонов А. А. «Возвращение «Востока»; |
|
Исторический жанр (2) |
||||||
31. |
Исторические события на полотнах художников |
1 |
май |
Понятие «исторический жанр». Сюжеты исторических картин. Назначение исторической картины. Нравственный смысл сюжетов и образов исторических полотен. Практическое задание. Кроссворд. |
Суриков В. И. «Переход Суворова через Альпы»; Айвазовский И. К. «Синопский бой»; «Кронштадт. Форт «Император Александр»; Репин И. Е. «Запорожцы». |
|
32. |
Тема подвига в творчестве мастеров живописи |
1 |
май |
Беседа о подвиге и героизме. Что значит быть героем. Многоликость подвига. Место подвига в жизни. Героические качества человека. Практическое задание. Викторина. |
Рерих С. Н. «Подвиг». Рерих Н. К. «Сергий Радонежский», «Поход Игоря», «Слава герою». Икона «Борис и Глеб». |
|
Заключительное занятие (1) |
||||||
33. |
«Прекрасное» |
1 |
май |
Беседа о том, что такое Прекрасное. Викторина. Пазл. Рисование на тему «Прекрасное далеко…». |
||
Литература:
- Лысюк В. Г., Ефимов П. Г. Художественный образ и его пластическое воплощение. — СПб, 2001.
- Маслова С. Г., Соколова Н. Д. Мы входим в мир прекрасного. — Учебное пособие для воспитателей детских садов. — СПб, СпецЛит. 2000.
- Музейная педагогика в школе. Вып. 2,3. — Спб, СпецЛит, 2000, 2002.
- Образовательная деятельность художественного музея. Труды российского научного практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып. 5,6. — СПб, 1997.
- Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арттерапия в художественном музее. — Учебное место для студентов художественно-гуманитарных факультетов вузов. — СПб, СпецЛит, 2000.
- Рассказы художников о детях. Хрестоматия для учащихся. Вып.1 — СПб, 1999.
- Соколова Н. Д., Столяров Б. А., Бельфор Н. Н. Мир музея. — Учебное пособие для учителей средней школы. — СПб, СпецЛит. 2000.
- Столяров Б. А., Бойко А. Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. — СПб, Борей Арт, 2001.
- Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. — Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных факультетов вузов. — СПб, СпецЛит, 1999.
- Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Времена года», выпуск 1,2. — Самара, Издательский дом «Агни», 2008.
- Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Детские образы в живописи». — Самара, Издательский дом «Агни», 2008.
- Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Жанры живописи», выпуск 1,2. — Самара, Издательский дом «Агни», 2008.
- Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Космос человечеству», выпуск 1,2. — Самара, Издательский дом «Агни», 2008.
[1] Возможности применения репродукций мировой живописи в образовательном процессе подробно рассматриваются в исследовании Ландберг О.А., Пурнис Н.Е., Соловьевой Е.А. «Использование репродукций шедевров мировой живописи в решении практических задач (развития, адаптации, реабилитации)»