Библиографическое описание:

Раимдодова М. У., Неваров А. А. Проблемы и перспективы кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 303-306.



В статье рассматриваются проблемы и перспективы подготовки кадровых ресурсов социальной работы в Таджикистане. Анализируются международные и национальные программы подготовки специалистов социальной работы в Таджикистане.

Ключевые слова: Таджикистан, социальная работа, кадровые ресурсы, образование, международные программы, международное сотрудничество.

Развитие социальной сферы общества обусловлено, прежде всего, кадровыми ресурсами. От состояния и активности основного потенциала кадровых ресурсов зависит успешность проведения реформ в социальном секторе любой страны, в том числе и в Таджикистане, где существует острая потребность в социальной деятельности, как со стороны государства, так и всех заинтересованных социальных институтов.

Социальная работа в Таджикистане из года в год становится более популярной. С помощью и поддержки международных организаций как ОБСЕ, ЮНИСЕФ, ОРА Интернэшнл, Каритас (Германия), Хилпсверк (Австрия), VSO (международная волонтерская организация) и других, профессия социального работника как особый вид деятельности и как новый общественный, культурный феномен начинается развиваться. Становление и развитие социальной работы в Таджикистане, ее престиж и эффективность во многом зависят от её кадрового обеспечения современными специалистами. Правительство Республики Таджикистан в последние годы большое внимание уделяет подготовке кадров. Так, 31 декабря 2008 года указом № 582 Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон утвердил «Концепцию государственной кадровой политики Республики Таджикистан», а 29 апреля 2009 года Правительство Республики Таджикистан принял Постановление «О программе реализации Концепции государственной кадровой политики Республики Таджикистан на 2009 -2016 годы». [См. Подр.1]

Проблемы подготовки кадров также были затронуты в Постановлении Правительства Республики Таджикистан от 1 ноября 2006 года «Государственная программа «Воспитание, подбор и расстановка кадров Республики Таджикистан из числа способных женщин и девушек на 2007 -2016 годы». Среди огромного количества мероприятий (более 60) по реализации Концепции государственной кадровой политики Республики Таджикистан указаны такие мероприятия, как организация перспективной системы по планированию потребностей органов государственного управления в кадрах, и в этих целях разработки соответствующих инструкций, укрепление международного сотрудничества по обучению, переподготовке кадров и приобретению опыта за рубежом, и многие другие мероприятия.

Международная организация ОРА Интернэшнл с сентября 2002 года по февраль 2004 года в городе Душанбе организовала шестимесячные курсы по обучению социальных работников. [См. 2] Первые 35 выпускников этих курсов были научные работники, преподаватели высших учебных заведений и средних школ, воспитатели школ- интернатов. По завершению курсов выпускники получили сертификат и диплом Центрального института повышения квалификации работников образования. Преподавателями этих курсов были опытные специалисты из университетов Новой Зеландии, Германии, Шотландии. Слушатели сначала в течение трех месяцев изучали теоретические азы социальной работы: введение в специальность, общую и семейную психологию, развитие личности, социологию, этику социального работника, делопроизводство в социальной работе, права человека, права ребенка, действующие законодательные акты по социальной работе в Таджикистане, социальную работу с семьей, социальную работу с общиной, социальную работу с лицами, имеющими ограниченные возможности, социальную работу в школе и основы общения. Практические занятия проводились с использованием интерактивных методов обучения. Выпускники получили навыки проведения социологических опросов, интервью, заполнения формы оценки потребностей нуждающегося человека и т. д. В результате практической работы по проекту институционализации, в рамках реализации Конвенции ООН по правам ребенка, 8 слепых детей поступили в высшие учебные заведения, 30 выпускников интернатов поступили в различные колледжи для освоения рабочих профессий. В 2004 году при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан как структурное подразделение НИИ труда и социальной защиты населения был создан Ресурсный центр по социальной работе. [Cм.3] Задачи этого центра — подготовка национальной команды тренеров по социальной работе, предоставление новых технологий по социальной работе, advocacy социальной работы как важное и основное средство реформирования социальной сферы и общества в целом, создание пилотных учреждений по внедрению современных теорий и новых технологий социальной работы в целях дальнейшего развития социальной работы в республике. [4. с.70] По проекту Азиатского Банка Развития было обучено более двух тысяч работников социальной сферы по программам: «Компьютеризация социального сектора», «Персонификация социальной помощи и услуг», «Банковское обслуживание пенсионеров». Реализация этого проекта в 2000–2006 годах способствовала практической реформе социального сектора в нашей республике.

Стокгольмский Университет и ЮНИСЕФ с августа 2004 года по август 2006 года при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан организовали двухлетние курсы подготовки тренеров по социальной работе. [См.5] Из 35 слушателей этих курсов, которые имели высшее образование, 14 получили диплом (сертификат) Стокгольмского Университета. Выпускники прошли модульное обучение по 8 курсам: «Современные теории социальной работы», «Методы социальной работы», «Методы исследования и оценивания социальной работы», «Социальная работа с семьей и супружескими парами», «Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями», «Социальная работа с подростками», «Социальная работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях», «Сравнительная социальная политика».

В рамках Гранта Европейского Союза в 2007 году организацией Hilfswerk (Австрия) был создан первый дневной центр «Офтобак», предоставляющий социальные услуги для детей с недугом.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении на церемонии сдачи в эксплуатацию второго корпуса детского дома — интерната «Чорбог» 17 апреля 2008 года отметил необходимость подготовки профессиональных кадров социальной работы и поручил министерствам образования, экономического развития и торговли укрепить учебную базу для преподавания данной специальности в ТНУ и других учебных заведениях.

С сентября 2008 года в Таджикском национальном университете началась подготовка специалистов социальной работы с высшим образованием на очном и заочном отделениях. В мае 2009 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством труда и социальной зашиты населения Республики Таджикистан, Таджикским национальным университетом и Детским фондом Организации Объединенных наций в Республике Таджикистан–основной целью которого была подготовка высококвалифицированных социальных работников. [См. 2]

При поддержке Института «Открытое общество», ЮНИСЕФ, Украинской ассоциации социальных педагогов и специалистов по социальной работе в августе- сентябре 2009 года прошли 72-х часовые семинары-тренинги по социальной работе преподаватели кафедры социологии ТНУ. 113 13–14 ноября 2009 года в г. Душанбе была проведена международная научно — практическая конференция «Развитие социальной работы как профессии в Таджикистане». На данной конференции с докладом «Значение зарубежного опыта в подготовке социальных работников в Таджикистане». и презентацией. В ходе учебной поездки, в рамках проекта «Повышение профессиональной компетенции специалистов в сфере социальной работы с семьями и детьми» с 9 по 20 апреля 2010 года на Украине преподаватели ТНУ, работники Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан ознакомились с практикой обучения социальной работе в Киевском университете имени Бориса Гринченко, посетили Киевский городской центр социальной службы для семьи, детей и молодежи, познакомились с работой кафедры социальной педагогики и социальной работы Луганского педагогического университета, которая с 1998 года ведет обширную научно — педагогическую деятельность в сфере подготовки социальных работников.

По итогам этих семинаров и поездки преподаватели Таджикского Национального Университета(ТНУ) получили Свидетельство участника цикла семинаров-тренингов и Сертификат об участии в учебной поездке на Украину. Полученные знания и навыки преподаватели ТНУ использовали в ходе преподавания учебных дисциплин по социальной работе на философском факультете Таджикского национального университета, где обучаются 205 будущих специалистов по социальной работе. Преподаватели кафедры социологии ТНУ совместно с членами Ассоциации профессиональных социальных работников (образованной в 2009 году из числа выпускников зарубежных вузов) подготовили на родном языке учебные пособия: «Введение в социальную работу», «Социальная работа с семьей», «Руководство для социального работника», «Этический кодекс социального работника». [Подр. 6] В 2011 году Правительством Республики Таджикистан была принята Национальная концепция инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в Республике Таджикистан в 2011 -2015 годы, в которой особо отмечалась нехватка кадров, обеспеченность учебно-методическими материалами и другие проблемы, влияющие на развитие инклюзивного образования в республике. В июле 2012 года на философском факультете ТНУ была открыта кафедра социальной работы, которая должна обеспечить качественное преподавание учебных предметов по кредитной системе, эффективное прохождение практики студентов, подготовки учебно-методических материалов на родном языке, научно — педагогических кадров по социальной работе, установление тесного контакта с государственными, международными и неправительственными организациями. В августе 2012 года Таджикский национальный университет совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан подписали Договор о сотрудничестве по подготовке социальных работников. В 2013 году был первый выпуск ТНУ по социальной работе, все 22 выпускника были трудоустроены в социальных учреждениях республики. Большой резерв кадров по социальной работе имеется среди выпускников зарубежных вузов, которые по линии ОБСЕ учатся на магистра и доктора по социальной работе (15 человек уже получили дипломы магистра и пятеро учатся на доктора по социальной работе). В Таджикский филиал Института открытого общества — фонда содействия в 2003 -2011 годы более 500 работников социальной сферы, имеющие высшее образование подали заявления для получения грантов по стипендиальной программе для прохождения учёбы по социальной работе в вузах США. Министерство труда и социальной защиты населения, НИИ труда и социальной защиты, НИИ экспертизы и восстановления трудоспособности инвалидов с клиникой, государственное учреждение «Курсы повышения квалификации и переподготовки 114 работников системы труда и социальной защиты населения» также вносят свой определенный вклад в подготовке и переподготовке социальных работников. В рамках проекта Евросоюза «Техническая помощь Программе поддержки секторальной политики в области социальной защиты — компонент по предоставлению услуг Таджикистану» в 2010 -2011 годы были подготовлены 42 человека из разных регионов республики с присвоением квалификации эрготерапевт и физический терапевт как социально — медицинская специализация. Обучение велось один год без отрыва от производства. Выпускники получили сертификат Санкт-Петербургской медицинской академии. В декабре 2012 года всего 60 человек по регионам республики прошли тренинги по организации социального обслуживания населения. Преподавателями этих курсов были международные эксперты из Австралии, России, Украины. В 2012 году при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан была открыта электронная библиотека по социальной работе, которая имеет 400 научно-методических книг по социальной работе на русском, английском и таджикском языках. Этой библиотекой пользуются практические социальные работники, студенты и научные работники. В ноябре 2012 при Государственном Агентстве социальной защиты, занятости населения и миграции Министерство труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан был создан учебно-практический комплекс социально-инновационной работы как базовое учреждение для обучения социальных работников на уровне средне-профессионального образования, внедрения инновационных услуг для уязвимых слоёв населения. В январе 2013 года по конкурсу с высшим образованием и опытом работы в сфере социальных услуг были отобраны 10 человек (из них трое кандидаты наук) для подготовки тренеров по социальной работе. С учетом региональных особенностей вузов, социально-экономической ситуации, местности, материальной и методической базой вузов, потребностями образовательных учреждений в 2012–2013 учебном году был организован приём студентов по социальной работе в Хорогском государственном университете, а в 2016 г. в Кулябском госуниверситете также начинается обучение будущих специалистов по социальной работе.

Очень важно, чтобы при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан был создан обновляющийся Банк данных обо всех кадрах социальной работы с учетом резерва научных, педагогических, практических социальных работников, экспертов по социальной работе. Также назрело время иметь «Концепцию развития социальной работы в Республике Таджикистан». Мы считаем, что необходимо провести слет (съезд или научно-практическую конференцию) по обмену опытом работы социальных работников регионов республики.

Литература:

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.tj
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tjk.bizdirlib.com/node/648
  3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mehnat.tj/
  4. Раимдодов У. Подготовка социальных работников в Таджикистане // Трудовые отношения и социальная защита населения: Матер. республиканской науч. — практ. конф. Душанбе, 2006.
  5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amcu.gki.tj/index.php?option=com_profile&task=view_dp&tdpm_dpcode=73&Itemid=99999999&lang=R
  6. Зеваров Х. Кадровый потенциал социальной работы в Таджикистане // Пути повышения эффективности занятости трудовых ресурсов Таджикистана в условиях рыночной экономики: Материалы республиканской науч. — практ. конф. Душанбе, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной работе, социальной работы, Республики Таджикистан, социальной защиты, социальной защиты населения, населения Республики Таджикистан, защиты населения Республики, социальных работников, социальной сферы, специалистов социальной работы, ресурсов социальной работы, социальной работы», работников социальной сферы, развития социальной работы, кадровых ресурсов социальной, политики Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан, социальной работе преподаватели, Правительство Республики Таджикистан, социальной сферы общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос