Библиографическое описание:

Куторова Т. В. Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 213-216. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9914/ (дата обращения: 18.12.2017).



Во первых, в последнее время увеличилось число детей с нарушениями речи. А всем известно, что хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, так как чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Следовательно, требуется незамедлительная коррекционная работа, требующая систематических занятий с ребенком, которые должны быть разнообразными.

Во вторых, введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором определены требования к педагогам. Педагог должен:

 Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В третьих мы живем в веке информации и новых технологий, и наблюдаем, что компьютер прочно входит в нашу жизнь и становится необходимым средством жизнедеятельности человека. Больше всего под влияние компьютера попадает ребенок, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книги.

В четвертых наблюдая за современными детьми можно отметить, что они отличаются от своих сверстников, так как у них наблюдается снижение интереса к обучению и посещение дополнительных занятий, пониженная работоспособность. При воспитании, коррекции и развитии таких детей необходимы новые нестандартные подходы и новые технологии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, для того, чтобы заинтересовать детей и разнообразить коррекционную работу в рамках введения ФГОС внедрение информационно-компьютерных технологий сегодня — одна из ступеней в образовательном процессе и она является очень актуальной.

Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003–90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определенного набора аппаратных и программных средств.

Рис. 1. Составляющие мультимедиа

Для ребенка в дошкольном возрасте (3–7 лет) ведущая деятельность — игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно — оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению [5]. При работе с мультимедиа ребенок продолжает играть, но в тоже время он под руководством и целенаправленно думает, размышляет, отвечает на вопросы, озвучивает, рисует, творит.

Для мультимедиа используют электронные устройства.

Рис. 2. Электронные устройства

Применяя электронные устройства в коррекционной работе, используются разнообразные программы и приложения. Рассмотрим некоторые из них.

Рис.3. Программы и приложения

  1. Игра «Объясняшки» — это рисованные видео-ролики, которые помогают донести смыслы кратко и ясно [3].
  2. Киностудия Windows Live — (англ. Windows Live Movie Maker, кодовое имя Sundance (название крупнейшего американского фестиваля независимого кино)) — программа для создания/редактирования видео, входящая в состав пакета Основных компонентов Windows. Киностудия Windows позволяет выкладывать видео на YouTube, как в обычном, так и в HD-качестве [1].
  3. Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint, от англ. power point — убедительный доклад) — программа подготовки презентаций, являющаяся частью Microsoft Office. Материалы, подготовленные с помощью PowerPoint предназначены для отображения на большом экране — через проектор, либо телевизионный экран большого размера. Так же с помощью этой программы можно создавать видео-ролики [1].
  4. LearningApps.org — это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей) [4].
  5. Smart Notebook — программа для интерактивной доски SMART Board. Изображение компьютерного экрана проецируется на доску, работа с программами на которой осуществляется пальцами или пишущим инструментом. Вся работа, произведенная на интерактивной доске SMART Board, является цифровой, её можно сохранить как электронный файл, изменить и использовать в дальнейшем.

Применение выше перечисленных программ поможет в решение следующих задач коррекционной работы:

 Развитие общей и мелкой моторики рук.

 Развитие зрительно-пространственных функций.

 Обучение звукопроизношению — развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

 Нормализация просодической стороны речи — преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.

 Формирование лексико-грамматических категорий — словообразование, словоизменение.

 Развитие связной речи — пересказ текста или составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

 Обучение грамоте — развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

 А так же профилактика речевых нарушений.

При построении и проведении коррекционных занятий можно выделить целесообразности использования мультимедиа:

 Визуализация изучаемого материала.

 Эстетическое оформление материала.

 Сокращение времени на подготовку.

 Возможность сохранение материала и использование его на следующем занятие.

 Более эффективное использование времени на занятии.

 Сюрпризный момент при решении задачи.

 Творческое использование материала.

 Индивидуальный подход к каждому ребенку.

 Представление большего объема информации.

 Возможность самоконтроля.

 Повышение мотивации к занятиям.

 Улучшение речи.

 Развитие памяти за счет различных способов восприятия информации (визуальные, слуховые, кинестетические).

Использование мультимедиа помогает логопеду в работе с детьми при диагностике и коррекции речевых нарушений, в работе с коллегами, педагогами и родителями.

Электронные устройства — необходимый инструмент для работы с дошкольниками. Но включая их, в свою работу на занятиях с детьми, нужно помнить:

 они не могут заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте;

 это лишь средства, дополняющие педагога, а не заменяющее его;

 все средства должны удовлетворять санитарным нормам;

 что должна быть граница между физической и виртуальной реальностью;

 что они не средства досуга, а средства познания и исследование окружающего мира.

Если работа строится с использованием компьютера необходимо учитывать следующее:

 монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности;

 мебель должна быть правильно подобрана, в соответствие возрасту и росту ребенка;

 помещение должно быть хорошо проветриваемым, с регулярно проводимой влажной уборкой;

 освещение должно быть хорошее и равномерное;

 занятия проводятся с определенным временным интервалом по 10–15 мин. в день и не больше двух раз в неделю.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации следовательно расширяет кругозор детей, воспитывает творческую личность, готовую к жизни в современном мире.

Литература:

  1. Википедия Свободная энциклопедия;
  2. Интернет — сайт «Атена», http://atena.ucoz.ru/publ/48–1-0–409;
  3. Интернет — сайт «ESPREZO», http://esprezo.ru/obyasnyashki-kak-legko-sozdavat-risovannye-prezentacii/;
  4. Интернет — сайт «induc.ru» http://induc.ru/news/events/?ELEMENT_ID=4631;
  5. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. ——М.: Просвещение, 1984.—256с.;
  6. Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционной работе, дошкольного возраста, Похожая статья, детьми дошкольного возраста, речевых нарушений, стороны речи, Киностудия Windows, Электронные устройства, дошкольном возрасте, детьми старшего дошкольного, SMART Board, электронные устройства, образовательный стандарт дошкольного, Развитие связной речи, студентов пед, Microsoft Office, Windows Live, общим недоразвитием речи, просодической стороны речи, интонационной стороны речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос