Автор: Коваленко Сергей Анатольевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 29.02.2016

Библиографическое описание:

Коваленко С. А. Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения на занятиях по безопасности жизнедеятельности в системе СПО [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 236-238.



Внедрение метода «кейс-стади» для развития компетенции принятия решения на занятиях по безопасности жизнедеятельности в системе СПО

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста.

Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности. Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, востребованного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Идеальный выпускник — это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Задача профессиональной системы образования эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

В условиях модернизации современного российского образования и повышения требований к качеству профессиональных компетенций будущих специалистов возникает необходимость приведения методов и форм обучения студентов в соответствие требованиям современной жизни и профессиональной деятельности. Учебно-познавательной деятельности студентов является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса.

Проведенный анализ результатов образовательной деятельности 2012–15 учебных годов применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» выявил следующие недостатки:

 в основном образовательном процессе тематика чрезвычайных ситуаций преподаётся в виде лекционного материала;

 студенты не в полной мере овладевают теоретическими знаниями в области чрезвычайных ситуаций, не умеют грамотно оценивать опасности для жизни и здоровья, имеют слабую практическую натренированность действий в условиях различных чрезвычайных ситуаций;

 контроль изученного материала показал, что только 50 % студентов успешно усваивают данный материал и только 40 % имеют практические навыки (попадали в критические ситуации, причем не всегда действовали грамотно).

Следует отметить, что в процессе обучениявозникают следующие противоречия:

 чем больше требований предъявляет образовательный стандарт, тем больше разрыв между сильными и слабыми студентами;

 образование должно быть дорогим, чтобы быть качественным, и должно быть дешевым, чтобы быть доступным;

 мы должны приучать размышлять и рассуждать, и в то же время мы демонстрируем свои отработанные мыслительные действия;

 мы ждем логики, рассуждений, доказательств, мы требуем полного ответа, но в то же время мы должны развивать способность к интуиции.

На основе проведенного анализа и описанных противоречий профессиональная проблемазаключается в следующем:

 подавляющее большинство студентов считает, что никогда не окажется в достаточно серьезной чрезвычайной ситуации (со мной это не случится);

 при чрезвычайной ситуации, в состоянии стресса очень сильно меняется поведение человека и его способность к разумному действию.

Современная концепция модернизации российского образования предполагает использование таких методов, как проблемный, исследовательский, проективный, контекстный и другие. В рамках контекстного метода выделяют новый перспективный и специфический метод — метод «кейс-стади» как системы обучения, базирующейся на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как смоделированных, так и реальных.

Для решения существующей профессиональной проблемы предлагаю внедрение в образовательный процесс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» технологии метода «кейс-стади»и создание необходимых условий для формирования практических компетенций студентов через создание единой системы деятельности педагога.

«Кейс-стади» — основной метод технологии ситуативного обучения. Он создает объективные возможности студентам для обмена мнений, выражения собственных позиций и для приобретения навыков конструктивного поиска решений практических проблем, возникающих в реальной жизни.

Понятие ситуация(от средневекового лат. situatio — положение) — сочетаниеусловий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

«Педагогическая ситуация — это факт, жизненная история, с которой преподаватель столкнулся в повседневной работе и которая породилапедагогические задачи, требующие решения» [6, С — 1]. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий студентов быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) — редко встречающиеся, сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе не разрешимые.

Цель технологии ситуативного обучения состоит в том, что основной акцент делается не на овладение готовыми знаниями, а на их самостоятельном добывании в процессе субъект-субъектного взаимодействия в дихотомических системах «преподаватель-студент». Партнерство в процессе овладения знаниями (общение на равных) является одним из основных принципов данной технологии обучения.

Применение метода «кейс-стади»на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» позволит:

 увеличить информационную емкость занятия, глубину подачи материала;

 более качественно изучать новый материал;

 освоить метод сбора информации;

 освоить метод анализа;

 соотносить теоретические и практические знания;

 формировать практические умения и навыки принятия решения;

 повысить мотивацию студентов к получению практических знаний.

Студенты станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении практический умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.

Отношенияврамках «преподаватель — студент» станут более гармоничными, доверительными, психологическая среда — комфортной, общение не формальным.

Последовательность действий преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала. Студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. «При этом нужно помнить, что возможны различные решения проблемы. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них»[5, С — 284].Роль преподавателя состоит в том, чтобы направить беседу или дискуссию в нужное русло, например, с помощью проблемных вопросов, проконтролировать время работы, побудить студентов отказаться от поверхностного мышления.

«В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определенного времени»[5, С — 285]. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Информация не представляет собой полного описания процесса или события, а скорее носит ориентирующий характер. «Поэтому для построения логичной модели, необходимой для принятия обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности»[5, С — 285].Таким образом, студент не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.

В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработан УМК с набором видео-кейсов. На занятии используется следующая технологическая схема:

 формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

 определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели;

 поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни;

 определение источников и методов сбора информации;

 выбор техник работы с данным кейсом;

 определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);

 определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;

 создание заданной модели.

Метод «кейс-стади» ни в коем случае не предполагают согласие или несогласие с тем, что было уже сделано в том или ином случае. Главное предложить свою версию, выслушать и учесть другие и совместными усилиями прийти к общему знаменателю. При этом следует иметь в виду, что наличие нескольких точек зрения или даже противоречия вовсе не означают того, что один прав, а другие нет. Разные люди по-разному смотрят и реагируют на одну и ту же ситуацию, в соответствии с различными личными восприятиями и оценочными суждениями. Эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. И понимания всего этого вполне достаточно для приобретения опыта. Ведь истинный профессионализм и заключается в уважительном отношении к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения. Таким образом, многообразие точек зрения лишь оттачивает профессионализм.

Использование метода «кейс-стади» особенно ценно применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» где необходимо осуществить сравнительный анализ, и где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а имеется несколько подходов, взглядов, точек зрения. Речь идет о решении ситуаций с множеством переменных величин, что развивает аналитические, коммуникативные и интуитивные способности. И как результат — вырабатывает умение принимать грамотные решения.

Литература:

  1. Байденко В. И., Компетенция в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004–72 с.
  2. Жуков Г. Н., Матросов П. Г., Каплан С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики. — М.: Гардарики, 2009. — 382 с.
  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография /под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 — С.284–285.
  4. Кондаков А. М. Особенности нового стандарта образования// Сайт Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. Видеолекции и вебинары. URL: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28981.
  5. Тамбовкина Т. И. Педагогическая ситуация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.nsc.1september.ru/article.php?id=200601606.
Основные термины (генерируются автоматически): «Безопасность жизнедеятельности», дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», метода «кейс-стади», Внедрение метода «кейс-стади», компетенции принятия решения, чрезвычайных ситуаций, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», безопасности жизнедеятельности, технологии ситуативного обучения, развития компетенции принятия, точек зрения, чрезвычайной ситуации, профессиональной деятельности, системе СПО, профессиональном образовании, образовательный стандарт, Похожая статья, российского образования, профессионального образования, Компетентностный подход.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос