Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 547 раз

Библиографическое описание:

Андреева, А. А. Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников / А. А. Андреева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9823/ (дата обращения: 17.12.2024).



Помощь в профессиональном самоопределении старшеклассникам оказывает множество специалистов — педагог-предметник, заместитель по учебно-воспитательной части, психологи, социальные педагоги. Весь комплекс мер по становлению профессионального самоопределения старшеклассника это есть работа по профессиональной ориентации. Профессиональная деятельность это конкретная деятельность которая направлена на подготовку молодежи к обоснованному и осмысленному выбору профессии в соответствии с личными интересами, способностями, склонностями, а также с потребностями социума в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Профессионально-ориентационная работа со старшеклассником это слияние практики и теории, которая может быть осуществлена не только урочной формой, а также внеурочной. Тем самым подтверждая свой комплексный характер. Профориентационная работа- это деятельность которая имеет четкую структуру, в ней присутствуют конкретные цели и задачи, основные формы и методы работы со старшеклассниками.

Среди целей профориентационной работы можно представить следующие:

 Поддержка старшекласснику при выборе профессии.

 Выработка у старшеклассника осознанного и уважительного отношения к трудовой деятельности.

К основным задачам профессиональной подготовки можно выделить:

 Поэтапное формирование у старшеклассников внутренней и внешней готовности к осознанному и самостоятельному построению своего профессионального становления.

 Формирование положительного и уважительного отношения к трудовой деятельности как одной из главнейшей ценности в жизни любого человека.

 Развитие познавательного интереса к различным областям трудовой деятельности человека.

 Формирование целеустремленности в достижении целей по профессиональному становлению.

В работе по различным направлениям профориентационной работы определяются конкретные виды форм и методов — это могут быть беседы о профессиях, лекции с привлечением специалистов, экскурсии в организации или предприятия, конкурсы профессионального мастерства, культурно-массовые мероприятия и т. д. важнейшее место в работе социального педагога по профориентации занимают лекции и беседы. Чаще всего они посвящены детальному погружению в одну какую-либо профессию, в соответствии с предпочтениями старшеклассника. Следует отметить тот факт, что тематика лекций должна соответствовать возрасту ребенка, и удовлетворять потребности в познании профессии. Можно выделить алгоритм ознакомления старшеклассника с профессией в процессе беседы:

  1. Общие характеристики профессии.
  2. Содержание трудовой деятельности данной профессии.
  3. Условия работы, требования к работнику, согласно содержанию трудовой деятельности.
  4. Путь подготовки к профессии. (В каких учреждениях можно получить соответствующее образование для данной профессии).

Следует помнить правила ведения беседы по профессионально-ориентационной деятельности:

  1. Информация о профессии, о предъявляемых требованиях к работнику, об оплате труда должна быть достоверной.
  2. Чёткость и последовательность в изложении информации.
  3. Подбор материала должен опираться на познавательные интересы старшеклассника.
  4. Информация по профессиям должна отражать современную картину и соответствовать потребностям рынка труда.

Можно выделить следующую форму профессионально ориентационной деятельности социального педагога- экскурсия. Данная форма наиболее эффективна при знакомстве непосредственно с содержанием трудовой деятельности в рамках профессии. Тут старшеклассник видит все своими глазами, и составляет свою картину профессии. При организации экскурсии стоит помнить определенный алгоритм её подготовки:

  1. Выбор предприятия или организации, удовлетворяющая познавательные интересы старшеклассников по выбранной профессии.
  2. Определение целей экскурсий. Это может быть и ознакомительная, а может быть и экскурсия погружение, где детально можно просмотреть суть трудовой деятельности.
  3. Составление договора на проведение экскурсии.
  4. Самоподготовка к экскурсии. Знание основных моментов профессии, составление плана беседы со старшеклассниками.

Сама экскурсия- это сложная форма, состоящая из трех этапов: подготовка к экскурсии, проведение а также подведение итогов и выводов.

C:\Users\User\Desktop\работа\всё\мои придумки\саратов 2015\любимый\работа на домиках\DSC02545.JPG

Рис. 1. Экскурсия по профессии «Мастер общестроительных работ»

К основным методам профориентационной деятельности, с помощью которых можно получить информацию о профессиональной направленности и склонностях старшеклассника, являются анкетирование и тестирование. Основным источником получения разнообразных сведений о старшекласснике может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем полезной информации и охарактеризовать основную сферу трудовой деятельности старшеклассника, согласно его предпочтениям.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, профессия, профориентационная работа, старшеклассник, профессиональное становление, социальный педагог, уважительное отношение, экскурсия.

Похожие статьи

Основные направления работы педагога дополнительного образования в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции

Похожие статьи

Основные направления работы педагога дополнительного образования в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе

Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста

Начальные профессиональные компетенции как основа профориентационного самоопределения и социальной адаптации выпускника школы

Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Формирование исследовательских умений и навыков студентов как составной части профессиональной компетенции