Автор: Юдинцева Мария Сергеевна

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Юдинцева М. С. Приемы интенсификации занятий по РКИ в условиях современного учебного процесса [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 300-303.



 

В статье рассмотрены некоторые приемы интенсификации занятий по РКИ, используя которые возможно оптимизировать обучение, сделать его более эффективным, мотивировать учащихся и активизировать их личностные возможности.

Ключевые слова: образовательная парадигма, методы обучения, интенсивное обучение, приемы интенсификации РКИ.

 

Модернизация проникла во все сферы жизни общества, в том числе и в процесс обучения иностранным языкам, в связи с чем возникла потребность в инновациях, которые рождаются как ответ на кризис существующей и уже не отвечающей запросам общества образовательной парадигмы. Под парадигмой вслед за Т. Куном мы понимаем «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» [3, с. 11]. В рамках новой парадигмы ставится вопрос об улучшении процесса обучения, который, в свою очередь, с позиции современного образовательного стандарта, связан с преобразованием таких аспектов, как формы обучения, содержание и способы преподавания, способы подачи материала, формы контроля и взаимодействия преподавателя со студентами. Все перечисленные аспекты существуют в рамках методов обучения, которые должны быть обращены к личности человека, являющемуся важнейшим звеном учебного процесса.

Понятие «метод» в самом широком толковании можно понимать как «определенным образом упорядоченную деятельность, направленную на достижение поставленной цели» [4, с. 177]. Таким образом, в разные периоды перед учащимися стояли различные цели в обучении иностранному языку, продиктованные общественной ситуацией и социальным заказом на сам образовательный продукт. Цели обусловливали возникновение методов обучения (грамматико-переводной метод, прямой метод, аудиолингвальный метод, аудиовизуальный метод, устный беспереводной метод, метод обучения в сотрудничестве, метод рефлексии, суггестопедический метод, коммуникативный метод). Потребность в эффективном обучении остро ставит проблему поиска адекватного метода и продуктивных приемов. Эффективности можно добиться путем интенсификации обучения, то есть такой организации системы обучения языку, при которой поставленные цели и задачи решаются максимально эффективно. Интенсификации присущи следующие характеристики: концентрированность на единицу времени, распределенность на длительный срок, интенсифицированность. Последняя, в свою очередь, по мнению И. А. Зимней, определяется совокупностью четырех параметров: объемом усваиваемого материала, количеством и вариативностью приемов, плотностью общения, активизацией психических резервов личности [1, с. 21]. Таким образом, интенсификация способствует оптимизации обучения: улучшается качество обучения и производительность. Это обеспечивается путем максимального задействования аналитических и имитативных способностей учащихся, мобилизации их личностных возможностей, а также посредством особой организации и концентрации учебного материала, использования активного метода, предполагающего отбор специальных технологий и приемов обучения.

Идея интенсифицировать обучение впервые возникла в 60-е годы ХХ века. Болгарский ученый Г. Лозанов разработал суггестопедический метод, в основе которого лежит идея сверхзапоминания. Усовершенствовать идеи Г. Лозанова пытались его последователи, разрабатывавшие интенсивные методы обучения иностранным языкам и положившие в основу своих методов активность речевого поведения учащихся. Они разработали разные модификации предложенного болгарским автором суггестопедического метода. Так возник метод ускоренного обучения взрослых Л. Ш. Гегечкори, эмоционально-смысловой метод И. Ю. Шехтера, суггестокибернетический интегральный метод В. В. Петрусинского, релаксопедический метод И. Е. Шварца, «экспресс-метод» И. Давыдовой, метод активизации личности и коллектива Г. А. Китайгородской и другие.

Ведущим специалистом в развитии интенсивной методики обучения иностранным языкам в России стала Г. А. Китайгородская. Исследователь отмечает, что «интенсивное обучение — это особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности» [2, с. 4]. Ключевыми словами в определении становятся «организованное обучающее общение», что объясняет потребность общества в обучении через общение. Подобное «обучающее общение» должно базироваться на принципах личностного общения, концентрированности учебного материала, личностно-ролевого, коллективного взаимодействия. Все перечисленные принципы в процессе обучения должны быть не только взаимообусловлены, но и связаны с компонентами системы обучения: целями и задачами, содержанием, средствами, формами, методами. Таким образом, принципы и компоненты системы обучения, реализуясь в учебном процессе, способны обеспечить его эффективность.

Интенсивное обучение — это такое «обучающее общение», которое сохраняет все социально-психологические аспекты истинного жизненного общения за счет особой организации обучения, реализующейся в отдельных приемах. Ввиду того, что жизнь событийна, интенсивный курс — это тоже цепь событий, в которых учащиеся активно принимают участие, высказываются, дискутируют, решая вполне жизненные задачи. Преподаватели реализуют свою программу: снимают страх учащихся заговорить на изучаемом языке, демонстрируют коммуникативную целесообразность использования в речи тех или иных речевых формул, «ведут» учащихся по задуманному сценарию урока, ставя их в наиболее активною позицию — позицию субъекта обучения. Одной из задач преподавателя по иностранному языку является создание условий для деятельности субъекта.

Важное место при работе с интенсивным методом обучения отдается познавательным возможностям личности и взаимоотношениям между преподавателем и учащимися. Репродуктивные или личностно-отчужденные отношения сменяются на продуктивные или личностно-ориентированные. Принципиально меняются и функции участников педагогического взаимодействия, в котором деятельность одного обусловливает деятельность другого.

Интенсивные методы ориентированы на общение и на большой объем языкового материала, который вводится непосредственно в контекст общения в виде диалогов и полилогов. Учащиеся примеряют на себя заданные роли, что приводит к личностному восприятию происходящего. А это, в свою очередь, является мощным импульсом для усвоения учебного материала. Важно заметить, что ситуации, отраженные в диалогах и полилогах должны быть интересными и актуальными для учащихся. Преподаватель должен дать стимул, актуализировать введение материала, постепенно передавая руководство к действию учащимся, тем самым превращая их в активных участников «обучающего общения», задавая при этом нужный эмоциональный настрой.

Диалоги и полилоги могут быть введены в учебный процесс с помощью различных приемов. Например, посредством игровой методики. Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта [5, с. 111]. Существует множество игр, которые можно использовать в учебных целях, моделируя, таким образом, реальную ситуацию, и создавая все условия для обеспечения усвоения учебного материала. Как утверждает И. А. Зимняя, игровые ситуации, используемые в практике обучения иностранному языку, направлены на приведение в действие механизмов мотивации и тем самым на повышение эффективности обучения иноязычному общению. Все игры должны быть ориентированы на учащихся, на их профессиональные интересы и способности использования изучаемого языка. Таким образом, игра должна иметь определенную структуру, аналогичную структуре упражнения, должна развивать умения и навыки учащихся, соответствовать этапу, условиям обучения, а также быть актуальной для ее участников, в игре должны одновременно создаваться условия для развития индивидуальных ролей и коллективного взаимодействия всех участников, и, самое главное, у всех участников учебного процесса должно быть осознание возможности переноса компетенций, приобретенных во время игры, на реальную жизненную ситуацию. Таким образом, можно сказать, что игры являются неотъемлемой частью того учебного процесса, в котором участники хотят максимально активизировать свои возможности, применить их на практике и, что самое главное, благодаря им научиться адекватно реагировать на информацию в условиях межличностного общения. В методике преподавания русского языка как иностранного игры выделяются в зависимости от их целей (обучающие, познавательные, коммуникативные, контролирующие, обобщающие и другие).

Другим приемом активизации учебного процесса является проектный метод. Изначально этот метод назывался проблемным, поскольку в центре какой-либо учебной ситуации стояла проблема, которую должны были решить учащиеся, опираясь на уже существующие знания и опыт. Целью этого метода является не предоставление готового знания, а предоставление возможности добыть это знание самостоятельно. Все что познается теоретически, должно найти отклик в практической деятельности. Учащиеся должны уметь использовать имеющиеся знания в моделируемой преподавателем проблемной ситуации, мотивирующей мыслепорождение. А рождающаяся мысль, в свою очередь, должна формулироваться в речи и функционировать уже в качестве диалога в межличностном общении. Как уже было обозначено ранее, в основе проекта лежит проблема, решить которую возможно только с привлечением уже накопленных знаний и опыта. В условиях проектной работы одновременно усиливается как индивидуальная роль каждого учащегося, способного привнести свой личный опыт, знания и умения в решение общей проблемы, так и роль коллектива вообще, ведь работа над проектом сложится, если его участники смогут найти общее решение рассматриваемой проблемы. Проекты, как и игры, классифицируются в зависимости от условий и целей их проведения (информационные проекты, творческие, исследовательские, деловые, и другие).

Обучение в сотрудничестве — еще один прием активизации учебного процесса. Методистам и преподавателям известна проблема мотивированности речи в учебной аудитории. Такая проблема возникла по нескольким причинам. Так, например, студенты, принадлежащие к одной языковой группе, зачастую продолжают общаться в аудитории на родном языке, группа разбивается по национальному признаку, где «свои» общаются со «своими». Эту проблему может решить обучение в сотрудничестве, при помощи которого возможно не только решить проблему мотивированности речи, но и активизировать учебный процесс вообще. Преподаватель должен по-разному составлять малые группы (3–4 человека), согласно индивидуальным возможностям каждого, задавать роли учащимся и мотив для совместной исследовательской деятельности. Роль преподавателя при этом сводится не только к актуальной постановке задачи перед группой, но и к постоянной координации и управлению ходом дискуссий, получения знания. В рамках подобных заданий достигаются все цели обучения, ведь помимо общения на изучаемом языке (то есть глобальной цели), происходит реализация воспитательной, общеобразовательной, развивающей и практической целей. Учащиеся, решая задачи, общаются на изучаемом языке, а это, в свою очередь, не только рушит проблему мотивированности речи, но и решает проблему эффективности обучения.

Дискуссионный метод также способствует интенсификации учебного процесса и может быть использован на уроке неродного языка. В рамках обозначенного приема важно найти актуальную проблему, изначально имеющую вероятность множественности взглядов, и организовать вокруг нее обсуждение. Как правило, если вопрос будет насущным и способным заинтересовать всех участников учебного процесса, дискуссия будет восприниматься как нечто естественное, не воспринимаемое, как учебное задание. Метод дискуссии позволяет активизировать деятельность учащихся. Таким образом, учащийся, основываясь на приобретенных навыках в рамках дискуссионного метода, способен адекватно вести себя в проблемной ситуации и общаться на неродном языке.

Интенсивное обучение базируется на высокой мотивации общения, которая и достигается с помощью использования на занятии обозначенных приемов. Обучение русскому языку как иностранному с использованием приемов, интенсифицирующих процесс обучения, позволяет оптимизировать обучение, повысить его производительность и качественно улучшить процесс приобретения знаний. Повышенная речевая активность, мотивированность общения, ощущение важности персонального мнения и единения с коллективом, снятие психологического напряжения, связанного с чувством скованности, страха совершить ошибку, с преодолением языкового барьера — все это можно отнести к преимуществам интенсивного обучения. Осознанное внедрение приемов интенсификации в современный процесс обучения русскому языку как иностранному дает возможность получать более высокие результаты.

 

Литература:

1.                 Зимняя И. А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. — М., 1977. — С. 17–30.

2.                 Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие. — М.: Высш. шк., 1986. — 103 с.

3.                 Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 300 с.

4.                 Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 2003. — 334 с.

5.                 Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Филоматис, 2010. — 188 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебного процесса, обучения иностранным языкам, учебного материала, участников учебного процесса, процесс обучения, интенсификации учебного процесса, системы обучения, иностранному языку, активизации учебного процесса, методы обучения, усвоения учебного материала, метод обучения в сотрудничестве, методов обучения, эффективности обучения, метод ускоренного обучения, процесс обучения иностранным, обучения иностранному языку, улучшении процесса обучения, интенсификации обучения, суггестопедический метод.

Ключевые слова

методы обучения, образовательная парадигма, интенсивное обучение, приемы интенсификации РКИ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос