Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 09.02.2016

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Клемантович, И. П. Педагогическое проектирование — ведущая технология в реализации государственной программы «Развитие образование на 2013–2020 годы» / И. П. Клемантович, Л. Д. Гормакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9753/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Ключевые слова: проект, проектирование, социализация, социально-педагогическое проектирование, исследование, технологии, проектная технология, swot-анализ, потенциал, профессионализм.

 

Содержание государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» в настоящее время является одним из главных нормативных документов в развитии современной общеобразовательной организации. Преобладание проектной технологии в ее реализации в общеобразовательных организациях становится в наше время самой актуальной.

Современное образование ориентировано на выполнение социального заказа общества на образовательные услуги, выполнение социального государственного заказа на образовательные услуги. Социализация — это развитие человека в определённой среде на протяжении всей его жизни при взаимодействии с окружающей средой. Для детей и подростков школа и семья- главные территории для социализации. Двухсторонний процесс, который включает в себя усвоение обучающимся социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и, с другой стороны, процесс активного пополнения системы социальных связей детей и подростков за счет их активной деятельности в социальной среде происходит в общеобразовательной организации и в семье. В педагогической науке воспитания главное место отдается семье, но не упраздняется роль школы, а совсем наоборот, выстраивает социализацию в школьном коллективе как главное звено.

Исследование технологией swot-анализа, проведенное на базе московской школы № 648 подтверждают, что выполнение государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы» направлено на формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмы обеспечивают равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей направленна на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Педагогическая деятельность среднестатистической школы города Москвы (ГБОУ Школа № 648) реализует задачи, поставленные государственной программой, с применением проектной технологии как самой продуктивной, создающей команду педагогов — единомышленников. Проекты охватывают все структуры этой образовательной организации, становятся социально значимыми, направляют деятельность всего коллектива школы на реализацию запросов потребителей в области воспитания и обучения, подготовки к послешкольному образованию и жизни в современном обществе.

Социальное проектирование, как вид деятельности, имеет прямое отношение к динамическому развитию, имеет хороший результат при применении специальных методик. Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта — это упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику вживания в роль, методику матрицы идей, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, партнерство активных сообществ. Применение этих методикпомогло создать модель современной образовательной организации, которая является продуктом социально значимого проекта. «Социальный проект — это сконструированное инициатором проектасоциальное нововведение. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса». (Прихожан И. А.) Формы, в которых новация (продукт) предстанет в ходе реализации проекта может быть разнообразным — это продукт- вещь, модель, продукт — структура, продукт — услуга.

Каждый созданный, согласованный, принятый к апробированию, а затем к реализации школьный социально — педагогический проект становится педагогическим инновационным документом развития школы по выполнению важных государственных задач и выполнения социального заказа общества XXI века. Педагогический коллектив ГБОУ Школа № 648 разработал программу развития организации на 2013–2016 уч. г. «Развитие эффективности образовательного пространства школы — комплекса как средства формирования успешности обучаемых, обеспечения реализации федеральных государственных требований в образовании и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)». Примеры социально значимых педагогических проектов в московской общеобразовательной школе подтверждают правильность выбора метода проектирования. Система педагогических проектов реализуется творческими группами педагогов — профессионалов, уверенных в успехе. Проекты реализуются образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, учреждениями дополнительного образования, социально-культурными и досуговыми центрами, социальными партнёрами — учреждения. Каждый созданный, согласованный, принятый к апробированию, а затем к реализации школьный социально — педагогический проект становится педагогическим инновационным документом развития школы по выполнению важных государственных задач и выполнения социального заказа общества XXI века. Анализ школьных педагогических проектов и результаты обучения и воспитания подтверждают правильность выбора методики позиционирования подпрограмм государственной программы (как проекта) в общеобразовательную организацию, ведущие направления которой стали основным эффективным форматом в управления образовательными процессами. Педагогический коллектив ГБОУ Школа № 648 разработал программу развития организации на 2013–2016 годы «Развитие эффективности образовательного пространства школы — комплекса как средства формирования успешности обучаемых, обеспечения реализации федеральных государственных требований в образовании и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)». Эта программа стала основой методической работы школы. Социально — педагогические школьные проекты «Проектирование образовательной среды ГБОУ Школа № 648», «Образовательный ТЕХНОПАРК», «Альтернативные формы получения образования в общеобразовательной организации», «Формирование профильного обучения на третьей ступени ГБОУ Школа № 648», «Медицинский класс в московской школе», «Космос. Школа. Образование» и др. реализуют подпрограммы государственной программы «Развитие профессионального образования» (подпрограмма 1). Школьные проекты «Дополнительное образование: профессии, культура, спорт», «Театральные сезоны», «Школьный пресс-центр» — подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Система педагогических проектов реализуется творческими группами педагогов — профессионалов, уверенных в успехе. Проекты реализуются образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, учреждениями дополнительного образования, социально-культурными и досуговыми центрами, социальными партнёрами — учреждения. Результатом социально-педагогического проектирования является создание «продукта»: программы, модели, описания, система мониторинга, структура образовательной организации или ее подразделений, которые и имеет практическое значение процессе развития и становления образовательной организации XXI века. Организация внутришкольного педагогического проектирования, участие школы в проектах российского и городского масштаба позволили поднять авторитет учреждения, а значит, повысить конкурентоспособность школы. ГБОУ Школа № 648 заняла в 2014 году в рейтинге школ города Москвы 144 место, а в 2013 году -224 место, а школ в Москве более 2000, Северном округе города Москвы пятое место, обогнав гимназии, лицеи, все общеобразовательные школы, учитывая, что в предыдущие годы школа значилась 600–700 в рейтинговом списке. В 2014 году коллектив школы получил звание «Школы новых технологий», а на сайте школы Департаментом образования и Департаментом информационных технологий города Москвы были размещены знаки школы -призёра «ШНТ» (Школа новых технологий) 2013г.,«ТОП-400» 2013г., «ТОП-200» 2014г., ГБОУ Школа № 648 вошла в список 400 лучших школ города Москвы и 23 школ Северного округа Москвы. Таким образом, применение проектного метода в управлении и организации деятельности школьного (педагогического и ученического) коллектива даёт значительное повышение эффективности всего образовательного процесса. Можно продолжить список инновационных проектов, которые реализуются в ГБОУ школа № 648. Проекты МДО и ДИП «Школа новых технологий» (ШНТ), городского проекта «Школа реальных дел (ШРД)» уже дали первые результаты, которые подтверждают верный путь инновационного развития школы.

В требованиях ФГОС второго поколения обозначено, что реализация проектов определяет инновационное развитие организации. Коллектив школы убежден то высокие показатели качества образования и имиджа организации в мегаполисе обеспечиваются новыми интерактивными, социальными, проектными технологиями не только в учебно-воспитательном процессе, а и во всех направлениях деятельности. Исследования показали, что технология коллективного, командного творчества в создании проектов с последующей их реализацией, трансляцией в другие учреждения создают коллективы единомышленников, которые будут сами (а не только администрация) заинтересованы в развитии инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Командно-административными методами «формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации» трудно и длительно, такую задачу выполняют творческие коллективы и группы педагогов совместно с родителями и учреждениями — партнерами. Внедрение технологии проектирования, создание целостности педагогического процесса школы показывают положительные результаты в количественных и качественных показателях учебно-воспитательного процесса (профессионализм педагогов, успеваемость, социальная активность обучающихся и т. д. По мнению д. п.н. И. П. Клемантович (МПГУ, Москва, д.п.н., профессор) и О. Г. Панченко (АПК и ППК РАО, Москва, к.п.н., профессор), для педагога образовательного учреждения (высшего профессионального, общеобразовательного) внедрение инновационных педагогических технологий способствуют профессиональной успешности. Анализ работы по внедрению в образовательные организации инновационных технологий (проектных, ИТ-технологий, кейс-технологий, интерактивных, исследовательских и др.) подтверждает необходимость в формировании модели инновационного пространства организации для реализации творческого потенциала педагогов, обучающихся. Как было отмечено, в освоении и внедрении педагогических технологий важное место отводится проектированию. Целый раздел статьи посвящен раскрытию понятий «педагогический проект» и «социально — педагогический проект». Разработкой последовательности педагогического проектирования занимались ученые- практики В. С. Безрукова, Н. Н. Грачев, М. М. Поташник, О. Г. Прикот, В. Е. Родионов и др. Проект в области образования — эта деятельность, как говорят практики-ученые, направлена на значимые изменения в образовательной практике за определенный промежуток времени.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» при условии ее выполнения переводит современное образование на новый уровень становления каждой организации, модернизации содержания, введения ФГОС и высокой технологичности образовательного процесса. Социально-педагогическое проектирование обеспечивает наиболее полное решение заявленных целей.

 

Литература:

 

  1.    Государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы». Минобрнауки.2012.
  2.    Бегалиева С. Б. «Метод проектов в образовательной деятельности». Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Алматы. Изд. Научное обозрение. Педагогические науки № 1.С.-5–6. Scientific review. pedagogical sciences. 2016. Российская академия естествознания. Издательский дом «Академия Естествознания». The Russian academy of natural history publishing house ͪacademy of natural historyНаучноеобозрение. Педагогические науки -№ 1. С. -5 -6.
  3.    Бегалиева С. Б. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий. — Алматы, 2009
Основные термины (генерируются автоматически): государственная программа, проект, Школа, дополнительное образование, образовательное учреждение, общеобразовательная организация, педагогический проект, проектная технология, Российская Федерация, социально-педагогическое проектирование.

Похожие статьи

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Качество образования, эффективное инструментально-модельное обеспечение

Рассматриваемая проблема — оценивание, самооценка целеполагающей учебной деятельности, системный анализ соответствующей поддержки. Проблема институциональная, но и социальная, общественная, «потребительская». Рассмотрены системные аспекты эффективной...

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»

Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Похожие статьи

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Качество образования, эффективное инструментально-модельное обеспечение

Рассматриваемая проблема — оценивание, самооценка целеполагающей учебной деятельности, системный анализ соответствующей поддержки. Проблема институциональная, но и социальная, общественная, «потребительская». Рассмотрены системные аспекты эффективной...

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Студент вуза как объект психолого-педагогического анализа

В статье представлены результаты психолого-педагогического анализа студента вуза, касающиеся особенностей его личностного развития.

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Международное сотрудничество Узбекистана в рамках учебного проекта «Узбекистан и мировое сообщество»

Статья посвящена методу учебного проекта, применяемого на занятиях русского языка в нефилологических вузах.

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...