Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование историко-научного содержания в учебной исследовательской деятельности с позиций требований ФГОС

3. Система образования
11.03.2016
1
Поделиться
Библиографическое описание
Савинкова, С. И. Использование историко-научного содержания в учебной исследовательской деятельности с позиций требований ФГОС / С. И. Савинкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9439/.


Историко-научная составляющая школьного химического образования обладает большим потенциалом по формированию основ метапредметной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. Рассмотрение истории развития научных знаний в системе различных контекстов исследовательских работ учащихся является одним из факторов интеграции историко-научного компонента естественно-научного и гуманитарного знания и способствует осознанию науки как важного компонента культуры, развития и социализации личности учащихся.

Ключевые слова: история науки, контексты химического образования, поликонтекстуальный подход, интеграция, исследование, метапредметные компетенции

21 век занимает особое место в жизни человечества, обращение к истории и бережное ее сохранение один из важных пластов в культурной, научной жизни общества. Проблемы включения историко-научного компонента в преподавание химии актуальны и приобретают особую ценность и значимость на фоне усиления социально- экономической и политической напряженности в мире.

Обобщая ряд научных исследований по данной проблематике, выдвинем тезис об опережающей роли историко- научного компонента в становлении личности ученика: интеллектуально и социально зрелого, ответственного за приобретаемые знания, ценностно- смысловые, личностные мотивы и установки. Об этом свидетельствует мировой опыт развития школьного образования в России, Западной Европе во втором десятилетии 21 века и активного влияния взаимодействия мировой культуры и науки, природы и человека.

Метапредметный историко-научный химический характер содержания, несомненно в первую очередь отражает вклад химии в развитие цивилизации, культуры, экологии и является одним из направлений исследовательских работ учащихся.

Следует отметить, что диапазон работ разнообразен и он предполагает раскрытие отдельных сторон таких как: Историческое событие. Время. Историческое пространство. Технология Вещества Смеси. Вещество как природный объект. Вещество как объект культуры, цивилизации. Экологические проблемы и природные ресурсы, сохранение здоровья, профилактика опасных заболеваний, создание новых биохимических материалов.

Событийная история открытия в химии в контексте с историей научного прогресса включает следующие компоненты: Место химических объектов в развитии культуры и цивилизации. Важнейшие химические события (открытия), оказавшие влияние на развитие цивилизации. Химические объекты, изменившие облик цивилизации в определённые исторические эпохи. Роль личности учёного в развитии цивилизации.

Современное состояние химических объектов и их значение в развитии цивилизации и культуры и безопасности.

«Вы скажете, это история, но от истории не вырваться, история есть неизбежная колея, по которой движется, какой бы то ни было научный или общественный прогресс…»

Д. И. Менделеев

Как нами установлено историко-научный компонент имеет особенности и предполагает диалоговые формы, принятые в научном мире; свободу выбора исследовательских и реферативных работ; встреч с учеными, участие в круглых столах и научных конференциях старшеклассников, научных чтениях с участием ученых ведущих вузов Санкт- Петербурга, Москвы и Подмосковья, участие в вебинарах и заочных дистанционных конференциях и др.Это позволяет выбирать и корректировать избранный образовательный маршрут, пополняя ученическое портфолио личностно значимыми результатами в условиях комфортной образовательной среды.

Как показали наблюдения, у учащихся сохраняется устойчивый интерес к проблемам элементарных частиц, строению атома на макро и микро уровнях, в мега системах (Солнечная система. Галактика, вопросам медицинской химии и ее историческом прошлом, ак как многие прорывы в науке: открытие пенициллина, развитие химии комплексных соединений и многое другое опирается на исторический опыт первооткрывателей Об этом свидетельствуют защищенные на Всероссийском уровне исследовательские работы учащихся: Этюды о строении атома. У истоков открытия атома, Радионуклиды и современная медицина Сравнительная характеристика ацетилсалициловой кислоты и тетрациклина и др.

Развитие системы образования в России и других странах активно влияют на выбор будущей профессии старшеклассниками. В историко- научном аспекте рассматриваются судьбы первых европейских университетов (в Болонье, Монпелье, Париже), Лондонского королевского общества, Академии естествоиспытателей (Германия, Италия), Парижской Академии наук и их влияние на развитие естествознания. Особое место занимает история Российской Академии наук, Санкт- Петербургского и Московского университетов. Поэтому для работы над исследовательскими проектами активно используем материалы виртуальных экскурсий, электронные библиотеки и другие информационные источники, в том числе и общенаучные журналы.

Сочетание экспериментальных исследовательских работ на уроках по решению экспериментальных задач, дает возможность почувствовать себя в роли исследователя. Проникнув более глубоко в мир аналитической химии, и ее методов, учащимся предоставляется возможность использовать хроматографический метод. Исследовательская работа позволяет им всмотреться в историю метода и оценить собственные силы в ответе на вопрос: Как можно идентифицировать каратиноиды, флавоноиды в составе пигментов лекарственных трав? Или провести исследование пищевых добавок, получить комплексные соли меди (2) и исследовать свойства и их практическое использование в медицине и др. Первые серьезные шаги в науку происходят в школе и в этом их ценностное историко- научное значение.

Реферативные работы по свободной, самостоятельно выбранной тематике позволяют использовать проблемно- поисковые элементы отбора содержания и формы представления результатов в виде выступления, доклада, внешней рецензии, подготовки аннотации или выступления в качестве оппонента.

Анализ тематики широк: Экспериментальное естествознание 17 века. Роль и значение экспериментального метода (Ф. Бэкон). Теория флогистона- борьба взглядов. Химическая революция- 17 век. Развитие Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева и др. В блоке исследовательских работ лидируют портреты великих ученых химиков с мировым именем.

Проблематика рассматриваемых вопросов и выдвигаемых гипотез во многом опирается на историко- научный материал. Например, Феномен личности Д. И. Менделеева на карте мира, Письма Д. И. Менделеева как средства развития личности ученого, Наука- часть культуры в трудах Д. И. Менделеева и др. Альтернативная микроэлектроника и современная химия.Висследовании представлены содержательные и эмоциональные компоненты имени и личности ученого через призму культурного и научного наследия.

Феномен личности Менделеева мы рассматриваем в контексте эпохи и это нашло отражение в наследии ученого.

Письма Менделеева — золотой фонд наследия ученого, они открыты миру и представляют собой концептуальные подходы к познанию мира, развитию общественных и производственных отношений в России, созданию промышленности и сельского хозяйства, развитию экономики, права; созданию и воспитанию научной школы ученых и инженеров.

В заключение отметим, что необходимо продолжить изучение влияния историка- научного компонента на развитие личности, ее познавательной мобильности, востребованности, используя мониторинговые исследования и социологические опросы учащихся, родителей, учителей и др. групп.

Нам удалось понять, что история науки не может быть актуальна в отрыве от изучения роли современного естествознания и его проблем. Историка- научный подход позволил нам через призму времени сфокусировать вклад ученых в развитие цивилизации и характеризовать ее ценностно- смысловую роль.

Для нас ценно, что учащиеся вместе с учителями анализируют и развивают мышление, опираясь на законы, теории, физико-химические методы, концепции и ведущие теории. Как показывают наблюдения в работах учащихся мы чаще всего встречаемся с серьезной содержательной теоретической часть предмета исследования, реже объектом исследования является историко- хронологический анализ эпохи, жизни и творческой деятельности ученых, несмотря на несомненный интерес к поликонтекстному анализу. Сопоставляя хронологические характеристики работ Нобелевских лауреатов по химии, мы пришли к выводу, что развитие биотехнологий логически было предопределено трудами ученых 19–21 столетий, из 114 работ 33 % составляли труды ученых по биохимии.

Нами были выявлены критерии и результативные показатели эффективности использования историка научного компонента при организации исследовательских работ: личностные качества, рефлексивность, ценностные ориентации и отношения, самостоятельность, инициативность, работоспособность; в качестве показателей выступили: социальная направленность личности, социальная адаптивность, социокультурная компетентность и др.

Результативно-оценочный компонент методической системы представлен определённым уровнем повышения социальной активности учащихся в учебно-познавательной деятельности на основе использования интеграции историко-химических знаний, уровнем повышения социокультурной компетентности, интеллектуальной информированности, и интереса к предмету.

Таким образом, воспитание культуры мышления включает в себя постижение языка науки, стремление объяснить факты и явления, осмысливая научное знание, стараясь увидеть в нем личностное значение и желание прийти к самостоятельным решениям и выводам. Большинство учащихся понимает, что само исследование это не только новое знание, но и соприкосновение с моделью ученического научного исследования.

Поэтому исследовательская работа — важный инструмент развития личности ее социализации, формирования метапредметных компетенций в свете ФГОС.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
история науки
контексты химического образования
поликонтекстуальный подход
интеграция
исследование
метапредметные компетенции

Молодой учёный