Влияние детско-родительских отношений на развитие личностных новообразований ребенка в период кризиса трех лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зиновенко, О. А. Влияние детско-родительских отношений на развитие личностных новообразований ребенка в период кризиса трех лет / О. А. Зиновенко, И. Ю. Троицкая. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9706/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

В статье проведен анализ влияния детско-родительских отношений на протекание кризиса трех лет у детей, развитие его личностных новообразований. Разработан вариант анкеты для родителей для выявления симптомов кризиса, предложены рекомендации для купирования основных его симптомов.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, кризис трех лет, детско-родительские отношения, личностные новообразования, рекомендации.

 

Многие педагоги-практики отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений, имеют более сложно устроенную психику, чем раньше. Отмечается и большее влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка. Особенно это актуально для детей дошкольного возраста, стратегия родителей при общении с ребенком накладывает свой отпечаток на протекание кризиса трех лет.

Кризис трех лет является границей между ранним и дошкольным возрастом, это поистине переломный момент в жизни ребенка. Это отмечается в работах ведущих психологов и педагогов, таких как Д. Левинсон, Г. Крайг, З. Фрейд, Э. Эриксон, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, А. В. Запорожец, К. Н. Поливанова, А. В. Петровский, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, М. Г. Ярошевский и др.

Кризис трех лет возникает в результате достижений в развитии ребенка и неспособности действовать по ранее освоенным правилам. Течение данного кризиса связано с первоначальным осознанием ребенка себя как отдельного человека, разрушением устоявшихся социальных отношений, формированием собственного «Я» ребенка [5].

Главное содержание каждого возрастного кризиса — появление новообразований, смена одного вида деятельности на другой, становление нового уровня отношений ребенка со взрослыми. К концу раннего детства, в момент кризиса трех лет, интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей, как носитель образцов действий и социальных отношений. Разрешение кризиса трех лет связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Поливанова К.Н. подчеркивает важную роль в развитии и становлении личностной сферы ребенка взаимодействию родителей и ребенка. Родители помогают усваивать многообразные приемы организации поведения, смягчения и стабилизации аффективных явлений. Основные новообразования личности, которые наиболее чувствительны к семейному неблагополучию, в период кризиса трех лет, являются — его самооценка, представления о себе, образ «Я» [6].

В период кризиса трех лет начинает формироваться структура личности. Усвоение норм поведения, формирование и проявление социальных мотивов, зарождение самоуважения, самооценки, самосознания и уровня притязаний ребенка во многом зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослого в семье в период кризиса трех лет. К сожалению, не все родители осознают меру своей ответственности, не все понимают, что должны быть примером во всем, не знают, что их поступки формируют у маленького ребенка качества и понимание жизненных ценностей. Серьезное отношение в период кризиса к организации семейного уклада способствует гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка.

М. И. Лисина в своих работах большое внимание уделяет вопросам развития личности и самосознания ребенка в зависимости от различных стилей семейного воспитания. Дети с положительным представлением о самом себе воспитываются в семьях, в которых родители уделяют ребенку много времени, положительно оценивают их умственные и физические способности. Дети с заниженной самооценкой вырастают в семье, где детям практически не уделяют внимание, но требуют постоянного послушания, где способности детей оцениваются очень низко, наказывают по малейшему поводу, упрекают. От условий в семье и типа воспитания напрямую зависит адекватное или неадекватное представление о себе и поведение ребенка [4].

Ю. Б. Гиппенрейтер [3] так же показывает четкую зависимость позиции родителей в момент протекания кризиса трех лет и поведения ребенка в последующие годы. Так, позиция отвержения может формировать у детей такие черты характера, как лживость, непослушание, агрессивность, наклонность к асоциальному поведению. При позиции уклонения от общения, ребенок чаще вырастает эмоционально неустойчивым. Родительская позиция чрезмерной требовательности лишает детей уверенности в собственных силах, формирует у ребенка покорность, впечатлительность, неуверенность, робость, мешает сосредоточиться. От переживаний неуспеха страдает и самооценка ребенка. Позиция чрезмерного оберегания может способствовать развитию у детей запаздывания социальной зрелости, появлению у ребенка дерзости, излишней требовательности и самоуверенности, высокого мнения о себе или беспокойства, чувства тревожности. Лишь родительская позиция признания прав ребенка позволяет ребенку выработать дружеские отношения со всеми членами семьи. В таких семьях дети в большей степени полагаются на себя и хотят быть независимыми от взрослых. Ребенок вырастет доброжелательным, сообразительным, любознательным и коммуникабельным, он будет способен разрешать конфликтные ситуации. Для ребенка характерно адекватное осознание образа своего «Я», его целостность и развитое чувство собственного достоинства [2].

В трехлетнем возрасте капризы ребенка становятся не проявлением его формирующегося характера, а симптоматикой кризиса трех лет. Как показала практика, не каждый родитель может определить этот момент, не всегда может вовремя среагировать и осознать особенности этого возрастного этапа. В ответ нередко мы слышим упреки в адрес ребенка в непослушании, «плохом поведении», упрямстве. Безусловно, это лишь усугубляют протекание кризиса.

Нами была разработана анкета для родителей, которая помогла не только выявить особенности родительской позиции в отношении с ребенком, но и сыграла информационную функцию. Каким может быть ребенок в период кризиса трех лет? Наступает ли кризисный момент в жизни моего ребенка? Что с ним теперь делать? Вот главный перечень вопросов, возникших при анкетировании.

Разработанная нами анкета состояла из 10-ти вопросов, на которые были предложены следующие варианты ответов: «часто», «иногда», «не замечала».

  1.              Замечаете ли Вы, что ребенок противоречит любым Вашим просьбам и предложениям?
  2.              Бывает ли, что ребенок настаивает на чем — либо, даже если ему уже расхотелось?
  3.              Стремится ли Ваш ребенок к проявлению самостоятельности, категорично отказываясь от всякой помощи и решений взрослых?
  4.              Замечаете ли Вы проявление агрессивности у ребенка (ребенок становится грубым, драчливым и т.д.)?
  5.              Может ли ребенок сломать (выкинуть) ранее любимую игрушку, книжку, перестать смотреть ранее нравившийся мультфильм?
  6.              Проявляются ли у ребенка такие черты, как деспотичность и диктаторство (указывает, что делать всем окружающим, чем его кормить, чем заниматься и т.д.)?
  7.              Капризничает ли ребенок по любым мелочам?
  8.              Отказывается ли ребенок от действий, которые раньше ему нравились, категоричным отказом («не хочу», «не буду», «нет» и т.д.)?
  9.              Проявляет ли ребенок ревность по отношению к другим детям в семье?
  10.         Просит ли ребенок сделать что — то невозможное самостоятельно (поехать за рулём автомобиля, приготовить обед, полететь в космос и т.д.)?

Так же, для родителей нами были разработаны рекомендации для выстраивания гармоничных взаимоотношений в семье, что будет способствовать снижению негативных проявлений имеющихся симптомов кризиса у детей.

  1.              Нужно постараться выработать новую линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательном процессе, расширить права ребенка, в пределах разумного дать ему проявить самостоятельность.
  2.              Необходимо правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость в воспитательном процессе.
  3.              Будьте настойчивы и последовательны в своих действиях. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции. Если сами что-то пообещали — выполняйте.
  4.              Обращайтесь с детьми уважительно, не унижайте и не обвиняйте их!
  5.              Опирайтесь на лучшее в ребенке, пусть он почувствует себя сильным, умелым, «уже большим»
  6.              Помнить, что воспитывают не словами, а личным примером..
  7.              Чтобы кризис трех лет прошел благополучно, самое главное — любить ребенка такого, каков он есть.

Родителям, чей ребенок переживает кризис трех лет, важно выбрать правильную воспитательную позицию, иначе это может привести к усугублению кризиса, увеличению его протяженности, закреплению симптомов кризиса в чертах характера ребенка и т. п.

 

Литература:

 

  1.              Выготский Л.С. Кризис трех лет / Л.С. Выгодский//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. — С. 145 — 150.
  2.              Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Сфера, 2003. — 240 с.
  3.              Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? — М.: Астрель, 2013 — 256 с.
  4.              Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 209 с.
  5.              Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  6.              Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Издат. центр, 2000. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, период кризиса, дошкольный возраст, отношение, протекание кризиса, родитель, взрослый, воспитательный процесс, поведение ребенка, родительская позиция.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, детско-родительские отношения, рекомендации, кризис трех лет, личностные новообразования

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками

Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возрас...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Факторы риска прогрессирования сахарного диабета, относящиеся к образу жизни, и уровень медицинской активности пациентов медицинских организаций

Представлены результаты медико-социального исследования, проведенного в группе больных сахарным диабетом, проживающих на Европейском Севере России (Мурманская область, Архангельская область, Республика Коми). Выявлены факторы риска прогрессирования з...

Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания

В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Диагностика и коррекция нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости

В статье рассматривается особенности нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости, а также вопросы диагностики детско-родительских отношений в семьях с детьми старшег...

Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Рассматривается театрально-игровая деятельность как средство развития активной речи дошкольников второй младшей группы. Авторы предлагают авторскую версию коллаборации педагогов для достижения цели по речевому развитию дошкольников. Описан сравнитель...

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Возможности личностно ориентированного подхода в установлении педагогически целесообразного взаимодействия педагогов с дошкольниками

Статья посвящена изучению возможностей личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации. Разработана модель личностно ориентированного подхода в воспитании дошкольников раннего возрас...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Факторы риска прогрессирования сахарного диабета, относящиеся к образу жизни, и уровень медицинской активности пациентов медицинских организаций

Представлены результаты медико-социального исследования, проведенного в группе больных сахарным диабетом, проживающих на Европейском Севере России (Мурманская область, Архангельская область, Республика Коми). Выявлены факторы риска прогрессирования з...

Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания

В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Диагностика и коррекция нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости

В статье рассматривается особенности нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего подросткового возраста, подверженных компьютерной зависимости, а также вопросы диагностики детско-родительских отношений в семьях с детьми старшег...

Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Рассматривается театрально-игровая деятельность как средство развития активной речи дошкольников второй младшей группы. Авторы предлагают авторскую версию коллаборации педагогов для достижения цели по речевому развитию дошкольников. Описан сравнитель...