Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролова, А. А. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС / А. А. Фролова, О. А. Едакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9494/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

Система образования стоит на пороге серьезных преобразований в связи с введением ФГОС. Первоочередная задача ФГОС — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Значимость данной проблемы определена и в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации [5]. В связи с введением ФГОС ДО актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми. В.А Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка — …это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Особое место в нашем учреждении отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает успешность образовательного процесса. Подбор различных технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.Реализация образовательных задач осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами, которые позволяют давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок.

Образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз, дети периодически переводятся из положения сидя, в положение стоя. Использование индивидуальных массажных ковриков позволяет сохранить телесную вертикаль и работоспособность детей на протяжении всей деятельности.

В образовательной деятельности систематически применяем оздоровительные гимнастики. Разминки перед началом художественной творческой деятельности,используются для профилактики эмоционального напряжения, утомления [3].

В процессе занятий по изодеятельности предлагаем им увлекательную физкультурную паузу, вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста. Предлагаем попрыгать, присесть, потопать, похлопать. Проводим подвижные дидактические игры, например: «Отнеси картинку к предмету», «Построй фигуру», «Встань, если догадался».

Не забываем о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания, увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, тренирует его глубину, ритмичность. Кровь обогащается кислородом, а воспринимают информацию после такой гимнастики дети охотнее и эффективнее [3].

Применение релаксации позволяет снять мышечное напряжение, успокоить ребенка, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы.

Продумывая занятия, необходимо, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Для этого максимально удаляем от глаз ребенка дидактический материал. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Физкультминутки для глаз способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению.

Использование в процессе занятий по ИЗО классическую музыку, аудиозапись звуков природы, способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает ребенку успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы, дети представляют себя на полянке, на берегу моря, в саду, вызывая положительные эмоции. Все это способствует развитию у ребенка воображения, чувства прекрасного.

В образовательном процессе активно используем нетрадиционные техники рисования. Существует много способов нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою технику. Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Они развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. На протяжении многих лет нами организован кружок «Цветные ладошки», способствующий развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Особый микроклимат помогает взаимодействию педагога с детьми, формирует у детей коммуникативные способности, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Здесь развиваются, взаимодействуют и обучаются дети разного уровня развития, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии (С. К. Кожохиной) [1].

С психологом проводим занятия по авторской программе Н. М. Погосовой «Цветовой игротренинг». Занятия направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Во время таких встреч дети «совершают путешествие» в разноцветные страны, бывают в серебряном городе и золотом царстве, белом и чёрном королевстве. В работе используем разноцветные полотна, при рассматривании сквозь них окружающего пространства, дети развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Увлечённость цветом расширяется, и вот в группе появляются «зелёная комната», «голубой уголок», обшитые тканью разного цвета поролоновые подушки, накидки и костюмы для ряженья, это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания. Внедряем в практику «цветной день» в детском саду. Дети сами выбирают цвет, и ему посвящается весь день: этот цвет предусматривается в одежде детей и воспитателей, с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают постройки и т. д. Знания, умения, приобретённые детьми в «цветных днях» несомненно, пригодятся детям на новой социальной ступени — школьной жизни и далее во взрослой. Пусть не всё, а главное — какие цвета помогают отдохнуть, успокоиться, поднять настроение, помечтать, какие согревают, а какие охлаждают, дети запомнят, расскажут близким и друзьям, воспользуются ими в нужный момент жизни [4].

Проводим занятия на открытом воздухе. Т. А. Копцева, автор программы «Природа и художник», подчеркивает значение природы в развитии изобразительного творчества детей. По мнению автора, любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях материалом, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, собираем коллекцию природных материалов (шишки, желуди, листья, веточки и т. п.), делаем наброски и зарисовки, понаблюдаем за поведением птиц и т. п. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия [1].

Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

 

Литература:

 

  1.                Копцева, Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) / Т. А. Копцева. — М.: Сфера, 2001.
  2.                Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. — М.: Сфера, 2002.
  3.                Никишина, И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. — М.: Планета, 2012.
  4.                Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. — СПб: Речь. 2007.
  5.                Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» — Новосибирск: Норматика, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс занятий, цвет.

Похожие статьи

Нестандартные формы организации образовательной...

Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвузовский сборник трудов

Организованная образовательная деятельность (занятия).

Ход образовательной деятельности детей. (Дети называют цвет, форму овощей.)

Психолого-педагогическая технология проведения игровых...

игровое занятие, ребенок, образовательная деятельность, педагог, воспитательная среда, воспитательная ситуация, речедвигательный тренинг, ситуационная направленность, воспитатель, динозавр.

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

ребенок, образовательная деятельность, занятие, коллективная деятельность, проблемная ситуация, сюрпризный момент, совместная деятельность педагога, знание.

Занятие-беседа с игровыми элементами как форма активного...

Образовательный процесс строится так, чтобы каждое занятие для ребенка было интересным, увлекательным и каждый ребенок в течение всего занятия имел возможность находиться в роли активного участника, а не пассивного слушателя.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

ограниченная возможность здоровья, изобразительная деятельность, дополнительное образование, ребенок, проведение занятий, учебное занятие, направление работы, образовательная деятельность, социальный опыт...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

образовательная деятельность, ребенок, дошкольное учреждение, педагог, задача, возможность, познавательная деятельность, образовательный процесс, индивидуальный подход, знание.

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста.

Общение при помощи речи существенно упрощает процесс понимания.

Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т. е. каково...

Похожие статьи

Нестандартные формы организации образовательной...

Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвузовский сборник трудов

Организованная образовательная деятельность (занятия).

Ход образовательной деятельности детей. (Дети называют цвет, форму овощей.)

Психолого-педагогическая технология проведения игровых...

игровое занятие, ребенок, образовательная деятельность, педагог, воспитательная среда, воспитательная ситуация, речедвигательный тренинг, ситуационная направленность, воспитатель, динозавр.

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

ребенок, образовательная деятельность, занятие, коллективная деятельность, проблемная ситуация, сюрпризный момент, совместная деятельность педагога, знание.

Занятие-беседа с игровыми элементами как форма активного...

Образовательный процесс строится так, чтобы каждое занятие для ребенка было интересным, увлекательным и каждый ребенок в течение всего занятия имел возможность находиться в роли активного участника, а не пассивного слушателя.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий.

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

ограниченная возможность здоровья, изобразительная деятельность, дополнительное образование, ребенок, проведение занятий, учебное занятие, направление работы, образовательная деятельность, социальный опыт...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

образовательная деятельность, ребенок, дошкольное учреждение, педагог, задача, возможность, познавательная деятельность, образовательный процесс, индивидуальный подход, знание.

Индивидуализация образовательной деятельности как...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста.

Общение при помощи речи существенно упрощает процесс понимания.

Насколько прочным является то, чему учили детей на занятиях, т. е. каково...