Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 08.01.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Елисеева А. А. Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 224-227. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9481/ (дата обращения: 21.06.2018).



 

Во все века люди высоко ценили профессию учителя. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности по отношению к педагогу. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных педагогов, учителей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Перед педагогом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности учащегося. Значение и функции педагогической деятельности в системе непрерывного образования определяется неповторимой ценностью становления и развития личности. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. От них требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям, проявлять интерес к своей работе, предмету. Учитель должен уметь ответить на любой возникший у его воспитанника вопрос — относится тот к преподаваемой дисциплине или касается формирования мировоззрения.

Отличительными чертами настоящего педагога становятся постоянное саморазвитие и расширение собственного кругозора, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Чтобы завоевать доверие и расположение студентов, совсем необязательно разделять их взгляды, но знать о них необходимо. Хороший учитель должен проявлять предельную деликатность в отношении к детям, быть внимательным к тому, что им нравится. В наше время учителям особенно трудно. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться.

Основная цель воспитательной деятельности Владивостокского гидрометеорологического колледжа — создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей обучающихся, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность. Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работает педагогический коллектив колледжа, имеет в основе следующие принципы: единство процессов воспитания, обучение и развитие личности обучающегося; гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди обучающихся, так и между обучающимися и преподавателями); личностный подход в воспитании; осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности обучающегося; создание эффективной среды воспитания; творческое развитие обучающихся. Ведущей конечной целью воспитания является воспитание конкурентного выпускника, адаптированного к социуму, способного к самореализации. На период обучения обучающегося в колледже эта цель конкретизируется с учетом профессиональной подготовки, современных социальных условий и потребностей социального партнера, а также возможностей материально-технической базы. Поэтому образовательно-воспитательный процесс в колледже ориентирован на воспитание и подготовку высококвалифицированных и разносторонне развитых специалистов, высоконравственных, обладающих активной гражданской позицией. Цель воспитания осуществляется в процессе решения следующих задач: формирование профессиональных качеств личности; формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей; нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения; приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества; воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде; соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей; формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.

Содержание воспитательной деятельности классного руководителя в колледже реализуется в целенаправленной жизнедеятельности группы: это индивидуальная работа с обучающимися, степень адаптации к условиям колледжа, степень развития творческих способностей, профессиональная направленность деятельности, познавательная активность и самостоятельность, интерес к исследовательской работе; создание в группе атмосферы взаимного уважения обучающихся друг к другу, помощь обучающимся в приобретении социального и жизненного опыта, в нравственном и культурном развитии; приобщении обучающихся к культурным ценностям прошлого и настоящего нашей страны; профессиональная направленность внеклассной воспитательной работы (встречи со специалистами и выпускниками, экскурсии на предприятия, конкурсы, профессиональные праздники); гражданско-патриотическое воспитание (мероприятия к знаменательным датам в жизни страны, города, праздники, юбилеи, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, экскурсии в музеи); духовно-нравственное воспитание (беседы о духовности и нравственности, о ценностях семьи, о здоровом образе жизни, о толерантности, диспуты, акции). Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа являются: подготовка к новым условиям обучения; установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе; формирование позитивных учебных мотивов; предупреждение и снятие психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. Деятельность классного руководителя студенческой группы — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава колледжа, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа и ситуации в коллективе студенческой группы. Организуя работу с обучающимися группы, классные руководители оформляют учебную и иную документацию (личные дела студентов, классный журнал, ведомость успеваемости за семестр и ведомость на стипендиальную комиссию, ведут учет внеучебной воспитательной работы), систематически контролируют посещаемость студентами учебных занятий, практики, отмечая в классном журнале пропуски за месяц (семестр). Для координации учебной и внеучебной воспитательной работы поддерживают контакты с учебной частью, преподавателями, работающими со студентами группы, воспитателями общежития, заведующими отделениями, заместителями директора, руководителями практики. Учебно-воспитательную деятельность классные руководители осуществляют как с целой группой, так и индивидуально. Способствуя формированию и расширению активности студенческого коллектива, развитию его инициативы, самостоятельности и организованности, при составлении плана работы с группой классные руководители привлекают актив группы, который избирается на организационном классном часе в начале учебного года. Формируя у будущих специалистов организаторские навыки, классные руководители используют возможность вовлечения студентов в различные формы студенческого самоуправления в учебном процессе, общественной жизни колледжа, студенческом общежитии, спорте. В начале учебного года в группе избирается актив. В актив студенческой группы входят: староста; помощник старосты; ответственный за учет посещаемости учебных занятий и практики; ответственный за дежурство студентов группы в колледже, в группе; хозяйственник; организатор коллективных творческих дел в группе; оформитель; физорг. Совместно с представителями администрации колледжа знакомят студентов с деятельностью образовательного учреждения, отделения, перспективами их развития; с Уставом, правилами распорядка в колледже и общежитии, Положением о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов колледжа, Положением о дежурстве в ОУ и контролируют их соблюдение студентами группы; со структурой и деятельностью колледжа, режимом труда и отдыха, организацией самостоятельной работы, с работой библиотеки, порядком пользования библиотечным фондом, с приемами и методами самостоятельной работы с книгой (с привлечением работников библиотеки). Для оптимизации воспитательного процесса регулярно проводят работу с родителями. Работа осуществляется по следующим направлениям: консультирование родителей по проблемам индивидуального развития студентов, по проблеме общения с детьми, осуществление контроля за посещением занятий и аттестацией за месяц. Для реализации данного направления проводятся общие родительские собрания для групп нового набора, где родителей знакомят с Уставом колледжа, Правилами внутреннего распорядка ОУ. Информируют родителей (лиц их заменяющих) или родственников о состоянии успеваемости детей и посещении ими занятий через переписку, по телефону, личные встречи. Ежемесячно классные руководители представляют отчет об учебной и внеучебной воспитательной работе со студентами группы, анализируя работу группы и свою деятельность, учитывая итоги в дальнейшей работе. В колледже работают различные спортивные секции, кружки по дисциплинам для повышения уровня подготовки студентов, творческие объединения студентов. Для укрепления здоровья студенты колледжа имеют возможность принимать участие не только в регулярных занятиях физической культурой, но и во внеучебной деятельности спортивной направленности. Для этого студентами и преподавателем физической культуры проводятся дополнительные факультативные занятия по физической культуре и общеколледжные мероприятия. Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа реализуется в следующих направлениях: участие в конференциях, олимпиадах, круглых столах, проектных группах в колледже и за его пределами; реализация собственных исследований в рамках выпускных квалификационных работ. Не оставлены без внимания студенты, проживающие в общежитии, места в котором предоставлены всем желающим. Для того, чтобы исключить многие негативные явления: ссоры, недовольство, жалобы проживающих в общежитии студентов — расселение по комнатам проходит с учетом курса, отделения, пожелания студентов и их психологической совместимости. Для самостоятельной работы студентов есть специально оборудованные аудитории, где студенты имеют возможность выполнять домашние задания, общаться с друзьями. Организация воспитательной работы в общежитие — составная часть системы воспитания в колледже. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирования мировоззрения, совершенствование нравственного и эстетического воспитания студентов. Основными задачами деятельности является: воспитание личности в процессе коллективной деятельности; педагогическая помощь в адаптации; содействие в формировании способности к саморазвитию и самоопределению; выявление интересов и наклонностей культурного уровня, развития творческих способностей студентов. Организационная работа начинается с момента заселения студентов в общежитие. Во время проведения собраний для студентов нового набора происходит первичный контакт и выявление наклонностей и уровня ответственности студентов. Формируется активный центр, силами студентов и воспитателей проводятся различные мероприятия. Для установления правильных взаимоотношений между студентами и изучения исторического наследия города и его пригорода в общежитие работает клуб выходного дня, это пешие прогулки в различные районы города, посещение музеев и выставок, экскурсии по вечернему Владивостоку. В общежитие сформирован основной состав кружков: вязание и ручной вышивки, тяжёлой и лёгкой атлетики и кружка «Умелые руки». Кружки работают два раза в неделю, тренажёрный зал — 6 раз в неделю. Ко всем праздникам студенты выпускают тематические газеты.

Студенты за отличные и хорошие достижения в учёбе по итогам семестра, за активное участие в общественной деятельности получают академическую стипендию и награждаются грамотами и благодарностями. Студенты, относящиеся к категории сирот и малоимущих граждан, получают государственную социальную стипендию, пособия, материальную помощь.

Воспитательная работа сплачивает коллектив, создает условия для учебной и внеучебной деятельности, прививает любовь к учебному заведению. Организация и содержание воспитательной работы со студентами колледжа соответствует поставленной цели и задачам, успешно решается задача воспитания высоконравственной, духовноразвитой и физически здоровой личности — гражданина и патриота своей страны, способной к высококачественной профессиональной деятельности.

Стратегия воспитательной деятельности колледжа состоит в том, чтобы правильно использовать главный ресурс — учебный процесс, сохранить и преумножить многолетний педагогический опыт форм, средств и методов воспитания предшествующих поколений преподавателей и студентов, найти сбалансированное сочетание образовательных и воспитательных традиций с инновационными технологиями обучения и воспитания, а также выполнить социальный заказ общества и государства по подготовке высококвалифицированных специалистов. Формирование деловых и профессиональных качеств выпускников превращается в стремление так освоить получаемые в колледже знания, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, соответствовать быстроменяющимся условиям жизни и работы.

 

Литература:

 

  1. Есенина Е. Ю., Печерикина Л. Н. Учитель: представления о личности и профессии учителя в общественном сознании, педагогической теории и практике России XVIII — середины XX веков. Монография под общей редакцией д. п.н., проф. В. И. Блинова. 2012.
  2. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.
  3. Публичный доклад КГА ПОУ «ВГМК». — В. 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): внеучебная воспитательная работа, физическая культура, воспитательная работа, студенческая группа, студент, профессиональное самоопределение, работа, руководитель, студент группы, студент колледжа, учебный процесс, формирование, преподаватель, педагогический коллектив колледжа, общежитие, внеучебная деятельность, воспитание, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, группа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос