Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных принципов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зинова, О. В. Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных принципов / О. В. Зинова, Ю. Г. Щепотьева, Э. И. Валиева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9461/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В соответствии с требованиями ФГОС изменились цели изучения физики, поэтому и основу познавательных ценностей теперь составляют научные знания, научные методы познания. Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся способности открыто выражать и аргументировать свою точку зрения.

Педагогический эффект любой технологии тем выше, чем точнее и адекватнее определены учебные цели.

Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты — это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).

В новом стандарте содержится, кроме обобщенных планируемых результатов изучения физики, еще и их операционализация, т. е. представление каждого из планируемых результатов в виде перечня отдельных умений. Например: умение пользоваться экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимостей друг от друга физических величин; умения измерять и представлять результаты измерений с учетом их погрешностей и др.

В планируемые результаты внесены требования по формированию познавательных универсальных учебных действий, а также усилена роль планируемых результатов, связанных с формированием методологических умений.

В планируемые результаты внесены требования по формированию познавательных универсальных учебных действий, а также усилена роль планируемых результатов, связанных с формированием методологических умений.

В структуре документа «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» по учебным предметам выделено два блока: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Итоговый контроль за курс основной школы выносится только та их часть, которая представлена в блоке «Выпускник научится». Таким образом, в первом блоке те результаты, которые в обязательном порядке должны быть у всех учеников, а во втором блоке — результаты наиболее способных и мотивированных.

В качестве примера можно привести планируемые результаты по решению физических задач. Вот как в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник может научиться» представлены эти результаты:

          Выпускник научится: применять физические законы и формулы для решения задач; на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения и проводить расчеты с использованием единиц измерения физических величин.

          Выпускник получит возможность научиться: находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и в ситуациях недостатка необходимого материала при помощи методов оценки.

Все планируемые результаты, например, по физике для основной школы можно разделить на четыре основных группы:

1)     описание физических явлений и процессов, принципов действий приборов и механизмов с использованием понятийного аппарата школьного курса физики (величины, законы, модели, понятия);

2)     применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений в окружающей жизни и решения задач;

3)     владение экспериментальными умениями;

4)     владение приемами работы с информацией физического содержания.

По новым требованиям на итоговую аттестацию предлагается выносить лишь умения использовать изученный понятийный аппарат — либо для описания тех или иных ситуаций, либо для решения познавательных задач.

Физические понятия, величины и формулы — это язык науки, и его необходимо освоить. Но итогом обучения должно быть не знание отдельных слов из этого языка, а умение на нем объясняться, т. е. использовать этот язык для описания окружающей действительности.

В соответствии с общими положениями новых стандартов итоговая оценка достижения выпускниками планируемых результатов по предметам осуществляется на основании накопленной оценки и оценки за итоговую работу.

При планировании изучения курса физики основной школы учитель отмечает, на материале каких тем формируется эта деятельность, затем определяет методику формирования цепочки действий, поскольку в соответствии с требованиями стандарта при окончании основной школы всю цепочку школьники должны выполнять самостоятельно. В процессе изучения курса физики для каждого ученика необходимо фиксировать не только отметку за выполнение конкретной работы, но и те проблемы, которые возникли при ее выполнении. Эти индивидуальные проблемы должны стать основанием для корректировки заданий при формировании тех же умений уже в следующей теме.

Накопленная оценка, как минимум должна представлять собой совокупность из отметки и отзыва учителя об успешности достижения учеником каждого из планируемых результатов обучения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В основе традиционного целеполагания сегодня все еще лежит не научный, а обыденно-житейский или интуитивно-логический принцип. Можно отметить следующие недостатки:

  1.    Цели формулируются слишком в общем виде, без последующей конкретизации (развивать навыки критического мышления при …; развивать логическое мышление; совершенствовать умение … и т. п.)
  2.    Цели формулируются через изучаемое содержание (изучить явление электромагнитной индукции; изучить закон Ома и т. д.);
  3.    Цели формулируются через деятельность учителя (показать, что …; дать характеристику…; ввести понятие …; рассказать о …; ознакомить с … и т. п.),

Такие формулировки направлены на процесс, на содержание или на деятельность учителя, а не на продукт обучения, и ни к чему не обязывают;

Всякая цель — мысленное предвосхищение учителем результата будущих действий. Поэтому:

— цель обучения — это результат обучения, выраженный в свойствах обучающегося; — обязательный прирост в знаниях, умениях, в развитии личности («к чему они раньше не были способны…»).

Итак, традиционный вариант целей, во-первых, не является конкретным (а значит, не может стать руководством к действию); во-вторых, не выражает тот образ конечного продукта, который должен быть получен в результате деятельности учителя.

Чтобы понять, как сформулировать цель конкретно, проведем аналогию с профессией, например, токаря. Для токаря цель будет являться конкретной, если в ней указали, что надо, например, выточить болт с заданными указанными параметрами. В такой цели указано название деятельности — выточить, конечный продукт — болт, и новые свойства конечного продукта — размеры и материал болта. Проведем аналогию с профессией учителя. Продуктом деятельности учителя является ученик. Новые свойства конечного продукта — это его новые усвоенные знания. Название деятельности учителя можно описать словами типа «подготовить учащихся, усвоивших новые знания (указать какие)». Итак, эта аналогия позволяет сформулировать требования к цели.

Требования к цели: цель должна быть конкретной, то есть указывать:

          какую деятельность необходимо выполнить;

          какой продукт в результате её выполнения должен быть получен;

          какие новые свойства должны быть у этого продукта.

Для токаря указанным образом сформулированная цель будет являться конкретной, так как для него совершенно конкретно представляется способ выполнения деятельности по вытачиванию болта. С учителем сложнее. К сожалению не все учителя однозначно понимают критерии усвоения знаний и поэтому для усвоения предпринимаются разные способы действий на уроке.

Под критериями усвоения знания следует понимать: усвоил знание — это значит, овладел обобщенными способами его создания и обобщенными способами его применения.

Разных типов знаний не так уж и много, так как все элементы знаний по физике делятся на типы:

          понятия о физических объектах,

          понятия о физических явлениях;

          понятия о физических величинах;

          научные факты;

          физические законы и границы их применимости;

          физические теории.

Сформулируем виды деятельности, адекватные содержанию этих типов знаний. Опыт создания знаний может пополниться следующими умениями:

          создавать понятия о физических объектов);

          описывать (определять) физические явления на эмпирическом уровне;

          разрабатывать теории физических явлений (модельные теории);

          вводить понятия о физических величинах (разрабатывать способ количественной оценки свойства, проявляющегося с разной интенсивностью у разных объектов);

          устанавливать научные факты;

          выявлять физические законы (устойчивые связи и отношения между физическими величинами, описывающими явление);

          разрабатывать фундаментальные физические теории.

Для каждого из этих видов деятельности есть свой обобщенный способ, своя логическая схема, соответствующая логике деятельности ученых. Добившись овладения этими способами, мы одновременно решим задачу обучения учащихся методам познания, которую традиционной технологией решить просто невозможно.

Опыт применения основных физических знаний можно охарактеризовать следующими видами деятельности:

          распознавать и воспроизводить физические явления;

          распознавать и воспроизводить физические объекты;

          находить значения физических величин;

          воспроизводить интенсивность свойств по заданным значениям физических величин;

          распознавать и воспроизводить ситуации, соответствующие научным фактам, законам;

          записывать формулу закона для конкретных ситуаций;

          объяснять и предсказывать физические явления на основе физических теорий.

 

Литература:

 

  1.                Новые стандарты об оценки результатов изучения физики. (http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/11/09/novye-standarty-ob-otsenke-rezultatov-izucheniya-fiziki)
  2.                Оспенникова Е. В. Взаимосвязь видов учебного познания, методов обучения и организационных форм учебного процесса //Наука и школа. — 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, величина, конечный продукт, основная школа, вид деятельности, выпускник, деятельность учителя, знание, явление, решение задач.

Похожие статьи

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Первичный анализ взаимосвязи дидактических единиц умений и знаний с тестами

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Системно-деятельностный подход на уроках химии

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка

Похожие статьи

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Первичный анализ взаимосвязи дидактических единиц умений и знаний с тестами

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики (из опыта работы)

Системно-деятельностный подход на уроках химии

Формирование географических представлений на уроках географии в условиях современной школы

Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка