Принцип социальной ориентированности менеджмента дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Непрокина, И. В. Принцип социальной ориентированности менеджмента дошкольной образовательной организации / И. В. Непрокина, И. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9434/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Термин менеджмент, прочно вошедший в российский лексикон, применяется в различных сферах деятельности, поэтому имеет много трактовок и значений. В классическом варианте менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации [3]. В соответствии с данным определением в понятии «менеджмент» взаимопересекаются два направления: коммерческо-экономическое, или организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, организацией коллектива для достижения конечной цели.

Модернизация российского образования, в том числе и дошкольной ступени, повлекла за собой необходимость осуществления адекватного управления в условиях реформирования современных дошкольных образовательных организаций, предоставляющих населению вариативные образовательные услуги, развивающихся на основе демократизации, участвующих в инновационной деятельности. Все эти процессы обусловили внедрение понятия менеджмента в практику деятельности современных дошкольных образовательных организаций.

По мнению американского теоретика менеджмента П. Друкера, менеджмент в любой некоммерческой сфере деятельности, в том числе в образовании, представляет собой специфический вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, нацеленный на обеспечение возможностей людей к совместному эффективному действию.

В проекции на образовательный процесс в дошкольной образовательной организации менеджмент можно рассматривать как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Несмотря на большое разнообразие типов и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Принципы менеджмента — это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций, отражающие объективные закономерности практики управления.

В современном менеджменте отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Практически у каждого исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области. Один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрации» Анри Файоль утверждал: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании» [4].

Идея использования принципов менеджмента применительно к сфере образования не является новой. В частности данный вопрос изучается в контексте общего среднего, высшего, профессионального образования. И. В. Непрокина рассматривает принципы управления как «постулаты праксеологии» на примере самоменеджмента студентов ВУЗов [1, 182]. Анализ литературы по данному направлению позволяет сделать вывод о том, что в сфере образовательной деятельности принципы управления носят особый характер. Принципы управления в этой отрасли подразумевают основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители образовательной организации и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию процессов обучения и воспитания, взаимодействия с коллективом. Система принципов менеджмента в образовательной деятельности является открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Л. Е. Басовский в работе «Менеджмент» предлагает систему методологических принципов менеджмента в образовании» [2]. На наш взгляд, они являются наиболее полными, отвечающими требованиям современного менеджмента и могут быть применимы в системе менеджмента дошкольного образования. В их числе исследователь называет следующие:

          принцип уважения и доверия к человеку;

          принцип целостного взгляда на человека;

          принцип сотрудничества;

          принцип индивидуального подхода;

          принцип обогащения работы педагога;

          принцип социальной ориентированности (или социальной справедливости);

          принцип личного стимулирования;

          принцип единого статуса;

          принцип консенсуса;

          принцип коллективного принятия решений;

          принцип участия в управлении и делегирования полномочий;

          принцип целевой организации;

          принцип горизонтальных связей и другие.

На наш взгляд, одним из наиболее значимых принципов для менеджмента дошкольной образовательной организации является принцип социальной ориентированности.

Социальная ориентированность менеджмента — это проявляемое в деятельности стремление руководителя (менеджера) приносить пользу не только одному себе, но и работникам, способствовать решению стратегических и тактических задач, которые стоят перед российским обществом и государством, т. е. обеспечивать гармоничное сочетание собственных интересов с общественной полезностью.

С нашей точки зрения, вопрос о социальной ориентированности менеждмента дошкольной образовательной организации целесообразно рассматривать с позиции социальной ответственности менеджеров. Рассмотрим основные направления социальной ответственности менеджеров дошкольных образовательных организаций в современных условиях развития системы дошкольного образования.

Первое направление — социальная ответственность перед потребителями. Потребителями услуг дошкольной образовательной организации являются родители (законные представители) воспитанников детского сада, общественные организации и государство в целом. Дошкольная образовательная организация вносит весомый вклад в жизнь граждан, общества, государства как потребителей. Этот вклад социально полезен, если предлагаемые услуги образовательного характера, а также услуги по присмотру и уходу за детьми являются качественными и отвечающими государственным образовательным стандартам.

На практике социальная ответственность перед потребителями может выражаться в следующих действиях менеджмента:

          ориентации на обеспечение необходимых и достаточных условий для формирования целевых ориентиров у воспитанников;

          создании условий развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования о содержательной насыщенности, полифункциональности и трансформируемости, доступности и безопасности;

          культурном и этическом взаимодействии и сотрудничестве с родителями (законными представителями) воспитанников,

          оказании помощи и психолого-педагогической поддержки семьям в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста;

          создании условий для непосредственного участия родителей (законных представителей) воспитанников в организации образовательного процесса и управлении;

          максимально полном информировании населения о предоставляемых услугах.

Второе направление — социальная ответственность перед коллективом дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация вносит полезный вклад в удовлетворение интересов и потребностей сотрудников.

На практике социальная ответственность, в частности перед педагогическим коллективом, может выражаться в следующих действиях:

          предоставление возможности трудиться и гарантий занятости;

          справедливое вознаграждение за труд;

          социальная поддержка при трудностях;

          обеспечение достойных условий труда, соблюдение трудового законодательства, гарантированное соблюдение конституционных и трудовых прав граждан;

          создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, оказание поддержки в профессиональном росте;

          обеспечение возможности для реализации права работников принимать участие в общественных формированиях и влиять на управление, права на информацию, права быть выслушанным и др.

Третье направление — социальная ответственность перед законодательством.

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию дошкольного образования в Российской Федерации, структурированы по нескольким направлениям: международные документы; законы Российской Федерации; акты Правительства РФ; акты федеральных органов государственной власти.

Следующее направление — социальная ответственность перед обществом в плане нравственности. Важен вклад менеджмента в утверждение нравственной атмосферы в обществе, создание здорового морально — психологического климата как внутри педагогического коллектива, так и обществе в целом. Такой вклад в большинстве случаев не регламентирован законами, и достигается проявлением цивилизованности, культуры, духовности и интеллектуальности личности менеджера, а также всех сотрудников дошкольной образовательной организации, вызывающих уважение у людей и желание ответить тем же.

Данное направление в практической деятельности дошкольной образовательной организации может выражаться в следующих действиях:

          проведение социально-педагогических акций с участием воспитанников и их родителей (законных представителей) различной направленности — экологической, патриотической, культурной и др. Примерами подобных социально-педагогических акций являются акции «Покорми птиц зимой», «Подарок ветерану», «Спасем книгу», «Поздравим малышей из детского дома» и т. п.

          сотрудничество с общественными благотворительными организациями;

          поздравление, организация праздничных концертов для ветеранов, пожилых людей, детей, не посещающих детский сад и др.,

          организация выставок детского творчества в общественных организациях (библиотеках, на предприятиях, торговых центрах и т. д.).

Подводя итог вышесказанному необходимо подчеркнуть, что социальная ответственность представляет собой ничто иное как особый склад ума и образ мышления, который должен быть принят менеджерами дошкольных образовательных организаций как обязательная часть их профессионального мировоззрения. Исходным условием здесь выступает принятие менеджером социальной ориентированности в число главных ценностных ориентаций своей деятельности.

 

Литература:

 

  1.      Непрокина, И. В. Основы организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе [Текст] / И. В. Непрокина // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции Ч.1. Челябинск, 2015. — С. 181–184.
  2.      Переверзев, М. П. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / под общей ред. проф. М. П. Преверзева. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 330 с.
  3.      Селезнева, И. Г. Актуальные вопросы современного образовательного менеджмента [Электронный ресурс], — http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/11/21/aktualnye-voprosy-sovremennogo-obrazovatelnogo — статья в интернете.
  4.      Сидельникова, Н. С. Возможности применения принципов Анри Файоля к анализу организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4462
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, социальная ответственность, дошкольное образование, принцип, социальная ориентированность, детский сад, направление, принцип управления, создание условий, Российская Федерация.

Похожие статьи

Специфика управления дошкольной образовательной организацией

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Механизмы стратегического планирования образовательной организации

Система организации исследовательской деятельности в образовательной организации

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении

Этапы постановки системы бюджетирования для кооперативной организации

Программа организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Похожие статьи

Специфика управления дошкольной образовательной организацией

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности

Механизмы стратегического планирования образовательной организации

Система организации исследовательской деятельности в образовательной организации

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Технология индивидуального стиля учебной деятельности как ресурс реализации индивидуального подхода в обучении

Проблема, сущность и особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога

Технологизация образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в обучении

Этапы постановки системы бюджетирования для кооперативной организации

Программа организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации