Эмоциональная компетентность как фактор повышения эффективности воспитательной работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 29.12.2015

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Гриценко, В. В. Эмоциональная компетентность как фактор повышения эффективности воспитательной работы / В. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9426/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

В последнее время термин «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» приобретают всю большую популярность. «Способность осознавать свои эмоции и эмоции других» — необходима для будущего медицинского работника. Кому как не медицинскому персоналу необходимо умение поддержать пациента, воодушевить его, проявить эмпатию и сострадание?

Можно ли рассматривать и «улучшать» учебный и воспитательный процесс, качество обучения студентов, не принимая во внимание их эмоциональные потребности и эмоциональную составляющую взаимоотношений с преподавателями и сверстниками?

Часто эмоции рассматриваются в учебном процессе как нежелательные — как источник различных помех, как упраздняющие логику и разумность поведения, как ослабляющие самоконтроль обучающихся и мешающие преподавателю управлять ситуацией, как источник детского, незрелого поведения.

Однако, здоровье и преподавателя, и студента, напрямую связаны с качеством их эмоций и преобладающих эмоциональных состояний, так как именно стресс, дистресс, хронически переживаемые отрицательные эмоции (тревога, самообвинение, страх, гнев, обида) а также вытесняемые эмоции приводят сначала к функциональным, а затем и к соматическим нарушениям и заболеваниям.

Мощным толчком для формирования эмоциональной грамотности является процесс адаптации у студента. В это время студент наиболее восприимчив к эмоциональной составляющей учебного процесса, да и невербальная информация, как известно, усваивается человеком намного лучше. Неоднократные научные исследования показывают, что обучающиеся предпочитают преподавателей с развитым невербальным языком. Яркая мимика, уместная поза, выразительный жест приковывают внимание, делают общение более эмоциональным и интересным.

Не менее важным качеством, которое входит в структуру эмоциональной компетентности преподавателя является коммуникативная толерантность. Подлинное общение с обучающимися и другими участниками образовательного процесса предполагает принятие человека таким, какой он есть, терпимость к разнообразию личностных, поведенческих интеллектуальных проявлений.

Для установления психологического контакта, снятия эмоциональной напряженности, классные руководители групп нового набора ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж» на организационных собраниях, классных часах проводят игры, упражнения, например, «Снежный ком»: каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я — Марина. Я — мудрая». Следующий участник в кругу говорит: «Представляю вам Мудрую Марину, а я — …», при этом называя себя. Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т. д. [1]

Когда первокурсник начинает свой первый год обучения — он неизменно сталкивается с рядом трудностей на своем пути. В первую очередь — это адаптационный процесс. В начале учебного года мной было проведено исследование на выявление адаптационных проблем у студентов первого курса на базе 9 классов, и вот какие результаты были получены:

У 67 % студентов в первый месяц учебного года возникали проблемы со сном, что свидетельствует о напряженном и тревожном состоянии личности.

Как оказалось, существенной проблемой для студента — первокурсника является распределение собственного бюджета — 63 % студентов не могут правильно распланировать свой бюджет и адекватно распоряжаться денежными средствами (в первую очередь это касается студентов из области, иногородних, которые живут вдали от родителей). Процесс адаптации к условиям учебной деятельности проходит медленно, 78 % студентов не могут составить грамотный распорядок дня, в результате появляется низкая работоспособность, усталость, рассеянность, невозможность сосредоточиться на задании, задаваемом на дом. Школьные уроки заменились на пары, появились новые бытовые заботы (например, у тех студентов, которые проживают в общежитии). Обширное домашнее задание, новая обстановка создают напряжение и дисбаланс, желание «поскорее вернуться домой» (71 % опрошенных), «увидеться с одноклассниками» (84 % респондентов). Однако, адаптация к группе и коллективу в целом, в самом начале учебного года проходит очень хорошо. 95 % первокурсников утверждают, что они нашли много новых друзей, им не составило труда влиться в коллектив группы.

Предполагаю, что подобные результаты можно получить в любом учебном заведении среднего профессионального образования и пласт для работы преподавателей, классных руководителей, кураторов очень большой.

Эффективность процесса обучения зависит, в первую очередь, от личности самого преподавателя и его профессионального мастерства. Главную роль в процессе обучения, несомненно, играет общение. В данном случае следует говорить о педагогическом общении, которое направлено на создание благоприятного психологического климата.

По определению Леонтьева А. А., педагог должен владеть следующими умениями: 1) управлять своим поведением; 2) управлять своим вниманием; 3) «читать» по лицу; 4) адекватно моделировать личность учащегося, его психологическое состояние; 5) подавать себя в общении с учащимися; 6) оптимально строить свою речь в психологическом плане (знания речевого общения); 7) умение речевого и неречевого контакта с учащимися; 8) проводить самоанализ совей деятельности [2].

Все эти требования складываются в единое понятие эмоциональной компетентности в педагогическом общении. Нам, преподавателям, необходимо не только хорошо владеть вербальными средствами общения, но также и невербальными, ведь на занятии приходится выполнять ряд заданий — то играть роль режиссера, артиста, то критика. В педагогическом процессе важны все средства невербального общения: от мимики до знаков одежды.

А также, следует отметить, что учеными выделяется 8 основных дидактических функций: 1) мотивации; 2) презентации знаний; 3) привлечения внимания и, вообще, регулирование психологической активности учащихся; 4) постановка задачи или конечной цели; 5) управление интеллектуальной деятельностью учащихся; 6) перенос знаний и умений на новый материал; 7) контроль за успехами учащегося; 8) обеспечение обратной связи. Во все эти функции активно «вплетается» эмоциональная компетентность [3].

Если говорить о формировании эмоциональной компетентности хотелось бы привести пример на установление обратной связи и саморефлексии. Предлагаем студентам выявить главные качества личности, необходимые для эффективного взаимодействия. Для начала, выясняем 5 основных качеств. Например: доброжелательность, внимательность, умение слушать, грамотность и коммуникабельность. Эти качества каждый студент записывает себе в тетрадь и перевернув лист копирует их. Затем просим оценить себя по пятибальной шкале: к примеру внимательность студент Иванов оценивает на 5, а грамотность на 3. Потом, просим перевернуть лист где написан список качеств и поменяться с соседом по парте, чтобы он оценил наши качества. В итоге, анализируя результаты, во-первых студенты неизменно начинают улыбаться, во-вторых они видят оценку их качеств окружающими. Ведь если студент Иванов сам себя оценивает как очень внимательного человека, его сосед по парте возможно, но так не думает [4]. Такой мини-тренинг позволяет сформировать эмоциональную отзывчивость у студентов, они учатся смотреть на себя со стороны, работать над ошибками, преодолевать эмоциональные трудности в общении друг с другом и в восприятии учебного процесса.

Воспитательные технологии — это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель — приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям [6].

Современная воспитательная технология — это единство взаимосвязанных элементов:

а)                  целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся;

б)                 субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей;

в)                  деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив);

г)                  среды системы, освоенной названным субъектом;

д)                 управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему [6].

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей в ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж»:

1)                 цели государственной образовательной политики;

2)                 региональные социально — воспитательные цели (работодатель);

3)                 цели развития студентов колледжа;

4)                 цели как планируемые результаты развития личности студента.

В ФГОС СПО подчёркивается при формировании ППССЗ образовательная организация:

                    обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

                    должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [7].

Формированию эмоциональной компетентности способствуют современные технологии, используемые в воспитательной работе, проводимой в ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский колледж».

Личностно-ориентированная технология. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр воспитательной системы личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации его природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании создает наиболее благоприятные условия для развития личности студента как индивидуальности. И здесь уже следует упомянуть еще об одной современной технологии — это технология дополнительного образования [5]. В колледже действует много кружков и секций, где студенты могут самореализоваться. Например, кто хочет заниматься спортом, ходит в спортивные секции; научной работой — в предметные кружки; художественной самодеятельностью — участвует в развлекательных мероприятиях, КВН, волонтёрством — в работе отряда «Милосердие», в пропаганде здорового образа жизни — в работе отряда «Формула здоровья».

Здоровьесберегающая технология

                    это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;

                    создание благоприятного психологического климата в колледже;

                    охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни [6].

Стало традиционным участие наших студентов в физзарядках, а теперь мы активно участвуем в реализации регионального проекта «На зарядку становись!». Вот уже два года студенты образовательного учреждения являются болельщиками на соревнованиях разного уровня.

Технология коллективных творческих дел. Нет ничего лучше, как вовлечение студентов в полезный вид деятельности. Ребята с энтузиазмом участвуют в мероприятиях разного рода: по уборке территории колледжа, по украшению колледжа к праздникам (9 мая, Новый год), в конкурсах между отделениями.

Используются и другие технологии:

Ситуативные технологии

Педагогика сотрудничества

Нетрадиционные техники рисования [8].

Помимо перечисленных существует еще множество авторских воспитательных технологий.

Широко используются информационно — коммуникативные технологии.

Ни одно мероприятие не проходит без использования презентаций, видеороликов, видеофрагментов.

Совместная работа, благоприятная атмосфера образовательного учреждения способствуют формированию эмоциональной компетенции у студентов.

 

Литература:

 

  1.                www.vashpsixolog.ru
  2.                Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М. — 2010.
  3.                http://didaktica.ru
  4.                http://nauka-pedagogika.com
  5.                http://psychology-msk.ru
  6.                http://pedtehno.ru
  7.                http://spo-edu.ru/
  8.                www.uchportal.ru
Основные термины (генерируются автоматически): студент, эмоциональная компетентность, образовательный процесс, учебный процесс, благоприятный психологический климат, здоровый образ жизни, образовательное учреждение, обратная связь, педагогическое общение, процесс адаптации.

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Проблема формирования сплоченности педагогического коллектива посредством развития психологической компетентности педагогов

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Социальная мотивация и мотивация внутренних побуждений как фактор эффективного мотивационного механизма предприятия

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Роль преподавателя в стимулировании коммуникативной компетентности будущего специалиста